Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа
Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
Характеризуя условия, которые необходимо создать в России для эффективного развития малого бизнеса, г-н Шауерте указал, прежде всего, на благоприятное законодательство, максимальное снижение административных барьеров и коррупции. "Коррупция нарушает основы существования бизнеса, - подчеркнул он. - Это явление существует и за границей, но его российские масштабы сильно превышают западные показатели".
В России необходимо создать технические регламенты, учтя при этом опыт зарубежных стран, обеспечить малый бизнес необходимой инфраструктурой, решить вопросы защиты собственности и подготовки кадров. Кроме того, г-н Шауерте уверен, что, при сегодняшних тенденциях в мировой экономике, важно развивать инновационный бизнес. Только в этом случае можно рассчитывать на повышение конкурентоспособности страны на международном рынке.
Да, финансовые потоки необходимы отечественному бизнесу, и они приходят. На 1 октября 2006 года германские фирмы инвестировали в Россию 10,3 миллиарда долларов, из них прямых инвестиций - свыше 3 миллиардов. Андрей Шаронов, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли, привел пример крупнейшего не сырьевого проекта: Metro Cash & Carry и Ikea. Это шведская компания, но инвестиции делает ее немецкое подразделение. Цифры впечатляют: за девять месяцев этого года германские фирмы в совокупности инвестировали в экономику России около 2 миллиардов долларов, а эти две компании вложили в объекты оптовой и розничной торговли 1,1 миллиарда долларов.
В ходе своего выступления г-н Шаронов затронул тему создания в России условий для повышения инвестиционной активности. В частности, для этих целей принимаются меры в области улучшения судебной системы. "Возможность найти судебную защиту от недружественных поглощений, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений чиновников - ключевой фактор качества инвестиционного климата", - считает он.
Г-н Шаронов в своем выступлении упомянул еще одну очень важную тему - поддержку малых организаций на нашем рынке. К сожалению, в России существует разрыв между предложениями банков и спросом со стороны малых предприятий. До сих пор кредиты, которые выдают российские банки, в основном краткосрочные, а ставки по ним высоки. Единичные запросы от фирм достаточно малы, чтобы стать привлекательными для банков, но в общей сумме они огромны. Банки игнорируют малые предприятия, так как объем кредитования каждого из них незначителен, а издержки и риски достаточно велики. МЭРТ удалось реализовать несколько программ поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий. Речь идет о субсидировании участия в выставках малых предприятий со своей продукцией и сертификации продукции по международным стандартам, что является обязательным условием выхода на внешние рынки.
Германская экономика приветствует растущий интерес российских фирм к немецкому рынку. Когда речь идет о стратегическом партнерстве, подразумевается, что торговля и инвестиции должны развиваться в обоих направлениях. При этом понятно, что предприятия должны уважать правила игры в стране-партнере. Это касается работы немецких фирм в нашей стране точно так же, как и деятельности российских организаций в Германии.
К сожалению, Россия еще далека от того, чтобы быть раем для инвесторов. Сдерживающим фактором для зарубежных компаний продолжает оставаться отсутствие защищенности осуществляемых в стране инвестиций. Как показало исследование, проведенное OADW в ноябре 2005 года, немецкие предприниматели считают, что необходимо, прежде всего, сократить бюрократию, упростить таможенные процедуры и повысить прозрачность принятия административных решений. А опрос, проведенный в октябре 2006 года среди действующих в России немецких компаний, показал, что девять из десяти опрошенных предприятий ожидают улучшения делового климата в РФ. В следующем году германские фирмы планируют инвестировать в нашу страну около 1,9 миллиарда евро. Крупнейшие инвестиции будут осуществлены в сфере энергетики, торговли и автомобильной промышленности.
Далее рассмотрим базовые положения действующего гражданского законодательства.
Анализ правовой базы развития малого предпринимательства в РФ.
Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия "малое предприятие". Их можно разделить на три вида.
Во-первых, п.3 ст.3 Закона N 88-ФЗ. Он определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.
Во-вторых, это определения малого предпринимательства, содержащиеся в законодательных актах субъектов федерации. На примере Москвы и Московской области можно сказать, что понятие малого предприятия в региональном законе может несколько отличаться от того, что содержится в Законе N 88-ФЗ. Региональное законодательство определяет малые предприятия как субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого предпринимательства региональным законодательством.
В-третьих, это определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль. Хотя как в первом, так и во втором случае, под малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со ст.3 Закона N 88-ФЗ. Круг лиц, которые вправе воспользоваться упрощенной системой или могут использовать льготы по налогу на прибыль, значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе N 88-ФЗ.
Определение субъектов малого предпринимательства в российской практике дано в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ в ред. от 02.02.2006 (далее - Закон N 88-ФЗ). Этот закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности таких субъектов.
Повторимся вновь, о том, что в соответствии с нормами ст. 3 закона N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении
- других видов деятельности - 50 человек.
К субъектам малого предпринимательства относят также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Они квалифицируются в законодательстве как предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к ним по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота (дохода) или годовом объеме прибыли.
Показатель, который выбирается для определения вида деятельности (доход или прибыль), определяется организацией самостоятельно и обязательно указывается в приказе руководителя об учетной политике. Он не изменяется в течение отчетного года.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений такого юридического лица.
При превышении малым предприятием установленной законом численности оно лишается льгот, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца.
Статья 23 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «Предпринимательская деятельность гражданина» устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, ГК РФ непосредственно конкретизирует право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью, предусмотренное статьей 34 Конституции РФ, которой определено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности является следствием реализации общего конституционного права гражданина на труд, т. е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 Конституции РФ).
При этом статьей 24 ГК РФ устанавливается, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливае6тся гражданским процессуальным законодательством.
Второй вариант – выступить единственным учредителем юридического лица и вести предпринимательскую деятельность от его имени.
В ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48.1 ГК РФ), а также заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
В рамках многообразия имеющихся форм собственности могут быть созданы субъекты хозяйствования различных организационно-правовых форм. Классификация последних возможна по следующим основаниям: количество участников и специфика их деятельности, форма управления, способ распределения прибылей, источники имущества, пределы имущественной ответственности и т. п.
По характеру участия учредителей в деятельности предприятия:
- юридические лица, участники которых объединяют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели – это полные хозяйственные товарищества (статья 69 ГК РФ);
- юридические лица, участники которых объединяют свои капиталы – это Акционерное общество (статья 96 ГК РФ), Общество с ограниченной ответственностью (статья 87 ГК РФ), Общество с дополнительной ответственностью (статья 95 ГК РФ).
По объему вещных прав предприятия могут быть классифицированы на следующее:
- предприятия, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены;
- предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения имущества, которое предоставлено собственником для осуществления их хозяйственной деятельности;
- предприятия, обладающие правом собственности на их имущество.
В соответствии с целями деятельности выделяются следующие виды:
- коммерческие предприятия, целью которых является максимизация прибыли (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия);
- некоммерческие, которые в своей деятельности преследуют иные цели. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и не имеют права распределять прибыль, которая получена, между своими участниками (потребительские кооперативы, фонды, учреждения, ассоциации).
По формам предпринимательской деятельности предприятия можно классифицировать:
- хозяйственные товарищества и общества (полное и командное товарищества, АО, ООО, ОДО);
- производственные кооперативы;
- унитарные предприятия.
Нормативной базой для создания и ликвидации малого предпринимательства является Федеральный закон РФ от 8 августа 2001г № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон от 26 октября 2002г №127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия».
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).
В течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению повторно не может быть возбуждено дело о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ.