Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа
Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
Таким образом, очевидно, что УСН – один из наиболее привлекательных специальных налоговых режимов, действующих в РФ.
Уровень развития малого предпринимательства у нас крайне низок. Если в США, странах Западной Европы, в Японии на 1000 человек приходится примерно 50-70 малых фирм, то в России – лишь 5 -6 малых предприятий – отставание в разы. Если в сфере малого предпринимательства в развитых странах занято от 50 до 70% рабочей силы – у нас этот показатель достигает в лучшем случае 10%. К тому же численность занятых в сфере малого предпринимательства сократилось за последние годы чуть ли не в два миллиона.
В рамках исследования в ноябре 2006года было опрошено 4350 респондентов – представителей малого бизнеса в 80 субъектах РФ методом личного интервью по формализованной анкете.
По результатам опроса были выявлены следующие проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей. Наибольшие трудности в работе малого бизнеса вызывает ситуация с судебно-правовой защитой (лишь в семи из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) и доступ к производственным площадям, включая офисные помещения (благоприятная ситуация зафиксирована только в трех из 80 регионов). Так, лишь 0,7% российских предпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе.
Существенную озабоченность респондентов вызывает состояние конкурентной среды и уровень безопасности бизнеса. Речь идет о преференциях со стороны региональных властей определенным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса. Половина опрошенных респондентов заявляют, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен подобными преференциями, и только 23% полагают, что таких отраслей нет.
Наиболее актуальные риски малого предпринимательства в целом по России:
- резкое ухудшение общей ситуации в экономике – 64,4%;
- рост арендных платежей – 45,2;
- изменения в региональном законодательстве – 28,9;
- появление крупного монополиста – 26,3;
- необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т. п. – 22,1;
- незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес – 7,4;
- вымогательство со стороны криминальных группировок – 4,8.
Не маловажной проблемой российского малого бизнеса являются высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. (Табл. 1.2).
Таблица 1.2. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса, % к числу ответивших.
Фактор | Мнение экспертов | Мнение предпринимателей |
Отсутствие кредитных ресурсов |
53,1 |
48,6 |
Административные барьеры | 30,6 | 11,4 |
Территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах |
24,5 |
62,4 |
Низкий потребительский (платежеспособный) спрос | 12,2 | 40,0 |
Неустойчивость государственной политики | 22,4 | 35,9 |
Нестабильность рынка сбыта | 8,2 | 7,3 |
Низкая квалификация предпринимателей (работников) | 8,2 | 24,1 |
Отсутствие консультационных центров | 4,1 |
|
Высокие налоги | - | 40,8 |
Незащищенность прав собственности | - | 19,6 |
Дороговизна техники, оборудования | - | 26,9 |
Дороговизна топливных и энергетических ресурсов | - | 35,1 |
Серьезный сдерживающий фактор – низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции и услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной социальной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.
Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частными инспекциями и штрафами. Взимая довольно высокие налоги, государство взамен не обеспечивает предпринимателям сколько-нибудь эффективной поддержки.
О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствует также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных округов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы или интересы близких к ней предпринимателей.
Другая не менее важная проблема – низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.
В статье «Кто крайний к столоначальнику?» автор обращает внимание на чиновников. Он пишет, что чиновник – это главный тормоз в развитии предпринимательства. (рис.4)
Рис. 4. Оценка бизнесменами административного давления государственных служб на предпринимательскую деятельность, % к числу опрошенных.
1 – Администрация городов (районов);
2 – Правительство края;
3 – УМНС края;
4 – Милиция;
5 – Санэпиднадзор;
6 – Пожарный надзор;
7 – Органы лицензирования;
8 – Торговая инспекция;
9 – Госархнадзор.
По оценкам социологического фонда «Индем», масштабы коррупции в отношениях с малым бизнесом в России составляют от 50 до 120 млрд. руб. в год. Предприниматели тратят на взятки чиновникам 6% от оборота. Это – взятки контролирующим и проверяющим организациям (санэпидемстанция и пожарная охрана), лицензирующим органам, налоговикам, таможенникам и правоохранительным органам. В августе 2001г. был принят федеральный закон, направленный на облегчение процедуры регистрации, который предусматривает, что она должна проходить в «одно окно» и на нее должно уходить не более пяти рабочих дней. Но до сих пор на регистрацию фирмы уходит полгода и более (в Германии – 2 часа).
Председатель Московской конференции промышленников и предпринимателей депутат Госдумы Е.В.Панина, сравнивая чиновников с бревном, лежащим на пути развития малого и среднего бизнеса, так отзывается об упрощенной системе регистрации предприятий по принципу «одного окна»: «Чтобы пробиться к этому «окну», люди с ночи занимают очередь, пишут на ладони порядковый номер. И вот, наконец, изнуренные многочасовым стоянием, протягивают бюрократу свою бумагу. Но не тут-то было. Выясняется, что закорючка не там поставлена. Так и ходят предприниматели по кругу. Не один месяц уходит. Кстати, рядом с этим «окном» сидит некий представитель конторы «Рога и копыта», который за определенную сумму готов решить любую проблему. Дальше поборы увеличиваются. Кредит в банке дают под жуткие проценты и на короткий срок. Душат налогами. Изводят взятки пожарным, санинспекторам, милиционерам. Пробить эту чиновничью стену сегодня невозможно».
Подводя итог, можно проследить, что у малых предприятий имеется некоторые скидки в налоговом и трудовом законодательстве. Рассмотрели «Упрощенную систему налогообложения», ее преимущества и недостатки. По итогам опрошенных предпринимателей были выявлены проблемы затормаживания развития малого бизнеса.
И в следующей части, автор попытается проанализировать поддержку развития малого предпринимательства с помощью государства.
1.3. Государственная поддержка для малого предпринимательства.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Поэтому в Указе Президента РФ от 04.04.96 N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" такая поддержка названа важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.
У государственной поддержки малого предпринимательства существует широкая нормативная база, основой которой является Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).
В соответствии с этим Законом приняты постановления Правительства РФ, основополагающими из которых являются федеральные программы поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты о поддержке малого бизнеса и программы такой поддержки существуют также на региональном и местном уровнях.
Может создаться впечатление, что законодательные акты изобилуют всяческими преимуществами для малых предприятий. На самом же деле действующее законодательство далеко от того, чтобы способствовать реализации экономической инициативы граждан. Несовершенно налоговое законодательство, усложнены учет и отчетность субъектов малого предпринимательства, не отлажены механизмы финансово-имущественной поддержки, большинство правовых норм носит декларативный характер.
Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, является усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере. Существует множество бюрократических препятствий, связанных с лицензированием, сертификацией и пр.
В данной работе мы рассмотрим, какие лица вправе называть себя субъектами малого предпринимательства, а также остановимся на основных направлениях государственной поддержки малых предприятий и особенностях их налогообложения.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.
В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат:
- во-первых, соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основы такой поддержки. Так, на федеральном уровне это Закон N 88-ФЗ, на региональном уровне, например в Москве, это Закон г. Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве";
- во-вторых, соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.
В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. В свою очередь первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства, находящихся на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на прибыль).
За реализацию поддержки малого предпринимательства ответственны следующие государственные органы и организации:
- Министерство по антимонопольной политике и развитию предпринимательства и его территориальные органы;
- департаменты (комитеты, комиссии и т.п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и в структуру органов местного самоуправления;
- федеральный, региональные и местные фонды поддержки малого предпринимательства. Фонды осуществляют ряд функций, в том числе: поддержку инновационной деятельности малых предприятий, льготное кредитование, а также компенсируют кредитным организациям соответствующую разницу при предоставлении ими льготных кредитов субъектам малого предпринимательства; осуществляют функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; организуют консультирование по вопросам налогообложения и применение норм законодательства;