Малое предпринимательство в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключаются в выработке рекомендаций по совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения малого бизнеса на основе анализа действующей целевой программы, обобщения имеющегося зарубежного опыта. В соответствии с поставленной целью работы можно выделить следующие задачи:
Изучить малое предпринимательство как особый тип предпринимательской деятельности.
Изучить способы поддержки малого бизнеса, применяемые за рубежом, с целью их практического использования в РФ, с учетом региональной специфики;
Проанализировать действующую систему способов поддержки малого предпринимательства во Владимирской области;

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ......................................................................................................... 6
1.1 Характеристика малого предпринимательства .............................. 6
1.2 Пути государственного регулирования малого бизнеса ...............8
Глава 2. Малое предпринимательство в РФ ........................................... 12
2.1 Особенности предприятий малого бизнеса в России ...................... 12
2.2 Становление малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России .................................................................................................. 13
2.3 Основные направления государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства в РФ ................................................... 19
Глава 3. Анализ состояния малого предпринимательства на уровне региона на примере Владимирской области ..................................................... 31
3.1 Уровень адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа ........................................................................... 31
3.2 Реализация мероприятий поддержки малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования ............................................................ 25
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Владимирской области.. 32
Заключение ................................................................................................ 34
Список использованной литературы ....................................................... 37
Приложение ............................................................................................... 38

Файлы: 1 файл

курсач4.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение........................................................................................................ 3

Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ......................................................................................................... 6

1.1 Характеристика малого предпринимательства .............................. 6

1.2 Пути государственного регулирования  малого бизнеса ...............8

Глава 2. Малое предпринимательство  в РФ ........................................... 12

2.1 Особенности предприятий малого  бизнеса в России ...................... 12

2.2 Становление малого предпринимательства  в условиях рыночных реформ  в России .................................................................................................. 13

2.3 Основные направления государственной  финансовой поддержки развития  малого предпринимательства в  РФ ................................................... 19

Глава 3. Анализ состояния малого предпринимательства на уровне региона на примере Владимирской области ..................................................... 31

3.1 Уровень адаптации малого  бизнеса к условиям регионального  рынка: оценка и итоги анализа ........................................................................... 31

3.2 Реализация мероприятий поддержки  малого предпринимательства в  современных условиях хозяйствования ............................................................ 25

3.3 Перспективы развития малого  бизнеса в Владимирской области.. 32

Заключение ................................................................................................ 34

Список использованной литературы ....................................................... 37

Приложение ............................................................................................... 38

 

Введение

 

Актуальность исследования. Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта (ВНП).

Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. В большинстве стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Но дело не только в  количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной  рыночной инфраструктуры.

Развитие малого и  среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства  населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.

Несмотря на наличие  публикаций, посвященных данной теме, вопросы финансирования и налогообложения  малого бизнеса все еще остаются недостаточно проработанными как с научной, так и с практической точки зрения. Актуальность этой проблемы и ее неполная проработанность и предопределили выбор темы данной работы.

Цель работы заключаются в выработке рекомендаций по совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения малого бизнеса на основе анализа действующей целевой программы, обобщения имеющегося зарубежного опыта.

В соответствии с поставленной целью работы можно выделить следующие задачи:

Изучить малое предпринимательство  как особый тип предпринимательской  деятельности.

Изучить способы поддержки  малого бизнеса, применяемые за рубежом, с целью их практического использования в РФ, с учетом региональной специфики;

Проанализировать действующую  систему способов поддержки малого предпринимательства во Владимирской области;

 Проанализировать  требования, предъявляемые к субъектам малого бизнеса для предоставления государственной поддержки;

Проанализировать тенденции  развития малого предпринимательства  во Владимирской области;

Разработать предложения  по совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения субъектов  малого предпринимательства;

Методологические и  теоретические основы исследования. В работе использованы законодательные  акты РФ, постановления Правительства Владимирской области, нормативно-правовые акты законодательных и исполнительных органов власти федерального и регионального уровня. Также использовались данные Госкомстата РФ, Департамента экономики Владимирской области.

Методы исследования. В работе используются методы исторического, логического и системного анализа, синтеза теоретического и практического анализа, прогнозирования статистической обработки, выборки, группировки, сравнения.

 

Глава 1. Малое предпринимательство  в современной рыночной экономике

 

1.1 Характеристика малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство  представляет собой особый тип предпринимательской деятельности, субъект которой принимает инновационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли). Понятие малого предпринимательства многогранное, поэтому следует его рассматривать в единстве нескольких аспектов. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям. Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем. Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Часть экономистов связывает  понятие малого предпринимательства  с его количественными параметрами, такими как число занятых работников, объем продаж, размер капитала, величина оборота, прибыль, балансовая стоимость активов. Другие авторы рассматривают как основу - качественные показатели деятельности малого предприятия, к которым можно отнести единство права собственности и непосредственного управления, ограниченность масштабов, вызывающая персонифицированный характер отношений между хозяином и наемным работником, полная ответственность руководителя за результаты своей деятельности, семейное ведение дела.

Малому предприятию, как  и любому другому предприятию, должны быть присущи все общие признаки и, кроме этого, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Однако одни количественные или качественные критерии в чистом виде не могут служить основанием для отнесения предприятий к категории малых. Но только сочетание этих двух подходов может выразить сущность малого предпринимательства.

К основным критериям  определения понятия малого можно  отнести следующие:

небольшой размер предприятия (что может включать в себя ограничения  по численности работающих, объему реализуемой продукции, стоимости амортизируемого имущества и др.);

юридическую независимость  от других предприятий, общественных организаций  и государства, а она возможна лишь при том условии, что на этих предприятиях будет установлена  частная форма собственности, т.е. полностью будет отсутствовать доля в уставном капитале государственных и общественных организаций;

управление предприятием осуществляется непосредственно самим  собственником или соучредителями, что приводит к возможности быстро принимать решения и приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования, а также является мощным мотивационным стимулом для получения максимальной прибыли.

Организационно-правовые формы. Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:

Граждане РФ, члены  семьи, другие лица, совместно ведущие  хозяйство;

Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять  государственным имуществом;

Органы местного самоуправления;

Общественные объединения (организации);

Иностранные юридические  лица и различные иностранные  организации (с учетом действующего законодательства);

Трудовые коллективы государственных и муниципальных  предприятий.

Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим  организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной  собственности:

Полное товарищество;

Товарищество на вере;

Общество с ограниченной ответственностью;

Общество с дополнительной ответственностью;

Производственный кооператив;

Акционерное общество;

 

1.2 Пути государственного регулирования малого бизнеса

 

Во всех странах с  развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:

создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

реализацию экономической  политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

реализацию налоговой  и кредитно-финансовой политики для  обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической  деятельности;

применение по отношению  к малым предприятиям специальных  мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

упрощение порядка регистрации  и форм отчетности, сокращение перечня  лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

снижение расходов по социальному страхованию.

Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

интенсификацию инвестиционных процессов;

стимулирование инноваций  путем финансирования разработок новой продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная  поддержка предпринимательства  опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные  государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и  интегрирован в государственные  структуры через специальные  комитеты Конгресса, Администрацию  по делам малого бизнеса, систему  региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Информация о работе Малое предпринимательство в современной рыночной экономике