Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:41, курсовая работа
Цель работы заключаются в выработке рекомендаций по совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения малого бизнеса на основе анализа действующей целевой программы, обобщения имеющегося зарубежного опыта. В соответствии с поставленной целью работы можно выделить следующие задачи:
Изучить малое предпринимательство как особый тип предпринимательской деятельности.
Изучить способы поддержки малого бизнеса, применяемые за рубежом, с целью их практического использования в РФ, с учетом региональной специфики;
Проанализировать действующую систему способов поддержки малого предпринимательства во Владимирской области;
Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ......................................................................................................... 6
1.1 Характеристика малого предпринимательства .............................. 6
1.2 Пути государственного регулирования малого бизнеса ...............8
Глава 2. Малое предпринимательство в РФ ........................................... 12
2.1 Особенности предприятий малого бизнеса в России ...................... 12
2.2 Становление малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России .................................................................................................. 13
2.3 Основные направления государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства в РФ ................................................... 19
Глава 3. Анализ состояния малого предпринимательства на уровне региона на примере Владимирской области ..................................................... 31
3.1 Уровень адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа ........................................................................... 31
3.2 Реализация мероприятий поддержки малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования ............................................................ 25
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Владимирской области.. 32
Заключение ................................................................................................ 34
Список использованной литературы ....................................................... 37
Приложение ............................................................................................... 38
Налоговое регулирование в виде применения специального налогового режима может проявляться в двух формах:
в виде упрощения системы налогообложения, учета, отчетности;
в виде снижения налогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения.
На территории Российской
Федерации в соответствии с НК
РФ установлены следующие
1) система налогообложения
для сельскохозяйственных
2) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
3) упрощенная система налогообложения;
4) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Остановимся на двух последних. Основная цель этих режимов - упростить порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида предпринимательской деятельности. В работе установлены факторы, влияющие на выбор государством специальных режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства. К ним относятся:
специальные налоговые режимы направлены на создание более щадящего налогового обременения. Это связано с тем, что государственным приоритетом в условиях становления отечественной рыночной экономики является создание конкурентной среды, а она возможна лишь в случае присутствия на рынке большой массы организаций и индивидуальных предпринимателей;
важнейшим принципом
налогообложения является принцип
экономии. Малые и средние участники
рынка не имеют возможности
любая система налогообложения эффективна постольку, поскольку в ее рамках можно наладить действенный налоговый контроль. Состояние экономики России в настоящий момент таково, что существуют отдельные виды деятельности, наличный денежный оборот которых сложно проконтролировать. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, проще вменить получение определенного дохода, основываясь на данных статистических и налоговых органов по доходности этих видов деятельности. Фонды поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
Таким образом, малое предпринимательство, как показывает мировой и отечественный опыт, способствует быстрому развитию сбалансированной экономики, повышению эффективности производства, гибкости хозяйственной стратегии и тактики, быстроте и качеству принятия и реализации управленческих решений, повышению уровня компетентности и ответственности предпринимателя за конечные результаты производства.
Однако для того, чтобы
малое предпринимательство
Будущая основа российского экономического роста должна иметь гораздо большие, чем сегодня, финансовые резервы и совершенно иные кредитные возможности.
Глава 3. Анализ состояния малого предпринимательства на уровне региона на примере Владимирской области
3.1 Уровень адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа
Статистические показатели
развития этого сектора экономики, которые
регулярно мониторит Минрегион, говорит
о том, что наша область либо соответствует
среднероссийским значениям, либо превышает
их. Однако эффективность малого бизнеса
в регионе оставляет желать лучшего. Об этом
шла речь на недавнем заседании коллегии
областной администрации.
Статистика: смотримся неплохо
По количеству занятых на малых и средних
предприятиях мы и вовсе на втором месте
в России, впереди только Санкт-Петербург.
В малом и среднем бизнесе области трудится
более трети (34,2%) всех работающих. Это
превышает среднероссийский показатель
(25,1%) на 9,1 процентного пункта. В лидерах
мы и по количеству предприятий. На каждую
тысячу населения у нас приходится 14 предприятий
МСБ. В среднем по стране - 13. Перевес кажется
небольшим, но его хватило, чтобы занять
4-е место в ЦФО и 15-е по стране. По доле же
производимой малыми предприятиями продукции
нас опережают только Калининградская
область и опять же Санкт-Петербург. С показателем
в 18,4% от ВРП, что выше на 5,9 процентного пункта
среднероссийского (12,5%), Владимирская
область занимает почетное третье место
по России. 80% продукции МСБ региона приходится
на строительство, металлообработку и торговлю
- отрасли, более всего влияющие на валовый
региональный продукт.
3.2 Реализация мероприятий поддержки малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования
Достаточно хороших результов
удалось достичь благодаря целенаправленной
многолетней работе администрации Владимирской
области по поддержке и развитию малого
предпринимательства. Региональные власти
на протяжении нескольких лет регулярно
оказывают не только организационную,
информационную, юридическую и консультационную
поддержку предприятиям МСБ и гражданам,
желающим заняться частным предпринимательством,
но и прямую финансовую помощь, используя
для этого различные механизмы: гранты
на стартапы и создание инновационных предприятий,
бюджетные субсидии по лизингу и на погашение
части процентной ставки банковских кредитов,
субсидии на модернизацию, поддержку предприятий-экспортеров,
предоставление поручительств, софинансирование
муниципальных программ, займы субъектам
МСП и т.п. В 2011 году различного вида поддержка
была оказана 574 субъектам малого и среднего
предпринимательства. А объем финансирования
мероприятий господдержки этого сектора
экономики увеличился по сравнению с предыдущим
годом в 1,5 раза и составил 806,3 млн рублей.
Выделенные средства позволили предпринимателям
привлечь дополнительное финансирование.
В итоге по году в МСБ привлечено 4,8 млрд
рублей, создано почти 2 тысячи новых рабочих
мест.
Развивается и инфраструктура поддержки
малого и среднего предпринимательства.
Создан Фонд содействия развитию инвестиций
в субъекты малого и среднего предпринимательства
Владимирской области, открыты муниципальные
бизнес-инкубаторы в Покрове, Судогде и Ставрове,
округе Муром. В скором времени планируется
запустить и региональный инновационный
бизнес-инкубатор в Коврове.
Продолжится совершенствование системы
профессионального образования с учетом
нужд малого бизнеса, как и работа по созданию
института предпринимательства на базе
ВлГУ.
Финансирование мероприятий господдержки
в текущем году ожидается на уровне
1 млрд 174 млн рублей, то есть снова рост
в 1,5 раза по сравнению с предшествующим
годом. Областная казна не скупится на деньги
для «малышей», активно борется за привлечение
федеральных средств, ежегодно увеличивая
финансирование. В 2008 году оно равнялось
43 млн рублей, в 2009-м - уже 306,3 млн рублей,
в 2010 году - 524 млн рублей, в прошлом году
превысило 800 млн..
- Потребности по заявкам в 1,5
раза превышают текущие возможности бюджета,
- посетовал на коллегии администрации
региона, на которой рассматривался ход
реализации долгосрочной целевой программы
«Содействие развитию малого и среднего
предпринимательства во Владимирской
области на 2011-2013 годы», директор департамента
развития предпринимательства, торговли
и сферы.
Ещё несколько лет назад, когда программа
поддержки МСБ только набирала обороты,
сотрудники департамента жаловались на другое
- на сложности освоения зарезервированных
для малого бизнеса средств. Предприниматели
не изъявляли особой охоты обращаться
за поддержкой, опасаясь раскрывать бухгалтерию
и отчитываться за использование средств.
Отговаривались и тем, что все равно надежды
получить денег у них мало, мол, средства
распределяются «по своим». Чиновникам
приходилось чуть ли не силком затаскивать
в программу «получателей поддержки»,
чтобы на их примере показать остальным
бизнесменам, что программа работает и открыта
для всех. Прошло не так много времени, и ситуация
изменилась кардинально. Предприниматели
то ли распробовали вкус бюджетной помощи,
то ли просто стали другими - готовыми работать
в рамках закона, с четкой документацией
и отчетностью. Но факт, что поверивших
в действенность частно-государственного
партнерства становится все больше.
К числу проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Владимирской области, относятся:
1) отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:
- слабая имущественная база малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокая, по сравнению с доходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;
- психологический барьер у части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов;
2) трудности в размещении
предприятий. Малые
3) определенные сложности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений;
4) неполная информированность
субъектов малого
5) отсутствие у предпринимателей
знаний менеджмента. Часто
6) недостаточный уровень
социальных гарантий для
7) несоответствие муниципальных
нормативных правовых актов,
Решение проблем программно-целевым
методом, планирование и реализация
программных мероприятий в
Достигнута положительная динамика в сфере развития малого и среднего предпринимательства: оборот малых и средних предприятий по предварительной оценке составит 191,5 млрд руб или 33,5 проц от общего оборота всех предприятий и организации области, число субъектов малого и среднего предпринимательства должно превысить 16 тыс.
Завершен первый этап приема документов по следующим мероприятиям:
Гранты малым инновационным компаниям - субсидии юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
Гранты на создание инновационной компании - субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.
Субсидии областного бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов на создание инновационной компании предоставляются при соблюдении следующих условий:
Информация о работе Малое предпринимательство в современной рыночной экономике