Малое предпринимательство в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключаются в выработке рекомендаций по совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения малого бизнеса на основе анализа действующей целевой программы, обобщения имеющегося зарубежного опыта. В соответствии с поставленной целью работы можно выделить следующие задачи:
Изучить малое предпринимательство как особый тип предпринимательской деятельности.
Изучить способы поддержки малого бизнеса, применяемые за рубежом, с целью их практического использования в РФ, с учетом региональной специфики;
Проанализировать действующую систему способов поддержки малого предпринимательства во Владимирской области;

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ......................................................................................................... 6
1.1 Характеристика малого предпринимательства .............................. 6
1.2 Пути государственного регулирования малого бизнеса ...............8
Глава 2. Малое предпринимательство в РФ ........................................... 12
2.1 Особенности предприятий малого бизнеса в России ...................... 12
2.2 Становление малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России .................................................................................................. 13
2.3 Основные направления государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства в РФ ................................................... 19
Глава 3. Анализ состояния малого предпринимательства на уровне региона на примере Владимирской области ..................................................... 31
3.1 Уровень адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа ........................................................................... 31
3.2 Реализация мероприятий поддержки малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования ............................................................ 25
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Владимирской области.. 32
Заключение ................................................................................................ 34
Список использованной литературы ....................................................... 37
Приложение ............................................................................................... 38

Файлы: 1 файл

курсач4.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Налоговое регулирование  в виде применения специального налогового режима может проявляться в двух формах:

в виде упрощения системы  налогообложения, учета, отчетности;

в виде снижения налогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения.

На территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ установлены следующие специальные  режимы налогообложения:

1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе продукции;

3) упрощенная система  налогообложения;

4) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход. 

Остановимся на двух последних. Основная цель этих режимов - упростить  порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида предпринимательской деятельности. В работе установлены факторы, влияющие на выбор государством специальных режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства. К ним относятся:

специальные налоговые режимы направлены на создание более щадящего налогового обременения. Это связано с тем, что государственным приоритетом в условиях становления отечественной рыночной экономики является создание конкурентной среды, а она возможна лишь в случае присутствия на рынке большой массы организаций и индивидуальных предпринимателей;

важнейшим принципом  налогообложения является принцип  экономии. Малые и средние участники  рынка не имеют возможности минимизировать удельные расходы по исчислению и  уплате налогов, они не могут содержать  достаточный штат квалифицированных  специалистов для осуществления налогообложения по общеустановленной системе. А налоговые органы несут чрезмерные расходы по организации налогового контроля за массой мелких налогоплательщиков. Все это может привести к тому, что собранные налоги не покроют затрат на их сбор;

любая система налогообложения  эффективна постольку, поскольку в  ее рамках можно наладить действенный  налоговый контроль. Состояние экономики  России в настоящий момент таково, что существуют отдельные виды деятельности, наличный денежный оборот которых сложно проконтролировать. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, проще вменить получение определенного дохода, основываясь на данных статистических и налоговых органов по доходности этих видов деятельности. Фонды поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим  лицом. Основными направлениями  деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной  поддержки малого предпринимательства  и развития конкуренции путем  привлечения и эффективного использования  финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных  программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности  для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

поддержка инновационной  деятельности предпринимательских  структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых  видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Таким образом, малое  предпринимательство, как показывает мировой и отечественный опыт, способствует быстрому развитию сбалансированной экономики, повышению эффективности  производства, гибкости хозяйственной  стратегии и тактики, быстроте и  качеству принятия и реализации управленческих решений, повышению уровня компетентности и ответственности предпринимателя за конечные результаты производства.

Однако для того, чтобы  малое предпринимательство активно  развивалось в нашей стране, необходима соответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономические льготы, а также прямая поддержка государства в виде подготовки кадров (создание бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.), прямых инвестиций и создания условий (гарантий) для действия международных организаций, скорейшее формирование механизма венчурного капитала. Для превращения малого предпринимательства в основу экономического роста России согласно правительственной программе оно должно стать качественно иным. По направлениям деятельности оно должно ориентироваться в основном на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, меняться по технической и технологической оснащенности, снижать издержки, повышать качество продукции, успешно использовать маркетинг и т.п.

Будущая основа российского  экономического роста должна иметь гораздо большие, чем сегодня, финансовые резервы и совершенно иные кредитные возможности.

 

Глава 3. Анализ состояния  малого предпринимательства на уровне региона на примере Владимирской области

 

3.1 Уровень  адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа 

Статистические показатели развития этого сектора экономики, которые регулярно мониторит Минрегион, говорит о том, что наша область либо соответствует среднероссийским значениям, либо превышает их. Однако эффективность малого бизнеса в регионе оставляет желать лучшего. Об этом шла речь на недавнем заседании коллегии областной администрации. 
 Статистика: смотримся неплохо 
По количеству занятых на малых и средних предприятиях мы и вовсе на втором месте в России, впереди только Санкт-Петербург. В малом и среднем бизнесе области трудится более трети (34,2%) всех работающих. Это превышает среднероссийский показатель (25,1%) на 9,1 процентного пункта. В лидерах мы и по количеству предприятий. На каждую тысячу населения у нас приходится 14 предприятий МСБ. В среднем по стране - 13. Перевес кажется небольшим, но его хватило, чтобы занять 4-е место в ЦФО и 15-е по стране. По доле же производимой малыми предприятиями продукции нас опережают только Калининградская область и опять же Санкт-Петербург. С показателем в 18,4% от ВРП, что выше на 5,9 процентного пункта среднероссийского (12,5%), Владимирская область занимает почетное третье место по России. 80% продукции МСБ региона приходится на строительство, металлообработку и торговлю - отрасли, более всего влияющие на валовый региональный продукт.

 

3.2 Реализация  мероприятий поддержки малого  предпринимательства в современных условиях хозяйствования

Достаточно хороших результов удалось достичь благодаря целенаправленной многолетней работе администрации Владимирской области по поддержке и развитию малого предпринимательства. Региональные власти на протяжении нескольких лет регулярно оказывают не только организационную, информационную, юридическую и консультационную поддержку предприятиям МСБ и гражданам, желающим заняться частным предпринимательством, но и прямую финансовую помощь, используя для этого различные механизмы: гранты на стартапы и создание инновационных предприятий, бюджетные субсидии по лизингу и на погашение части процентной ставки банковских кредитов, субсидии на модернизацию, поддержку предприятий-экспортеров, предоставление поручительств, софинансирование муниципальных программ, займы субъектам МСП и т.п. В 2011 году различного вида поддержка была оказана 574 субъектам малого и среднего предпринимательства. А объем финансирования мероприятий господдержки этого сектора экономики увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза и составил 806,3 млн рублей. Выделенные средства позволили предпринимателям привлечь дополнительное финансирование. В итоге по году в МСБ привлечено 4,8 млрд рублей, создано почти 2 тысячи новых рабочих мест. 
Развивается и инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. Создан Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Владимирской области, открыты муниципальные бизнес-инкубаторы в Покрове, Судогде и Ставрове, округе Муром. В скором времени планируется запустить и региональный инновационный бизнес-инкубатор в Коврове. 
 
Продолжится совершенствование системы профессионального образования с учетом нужд малого бизнеса, как и работа по созданию института предпринимательства на базе ВлГУ. 
Финансирование мероприятий господдержки в текущем году ожидается на уровне  
1 млрд 174 млн рублей, то есть снова рост в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом. Областная казна не скупится на деньги для «малышей», активно борется за привлечение федеральных средств, ежегодно увеличивая финансирование. В 2008 году оно равнялось 43 млн рублей, в 2009-м - уже 306,3 млн рублей, в 2010 году - 524 млн рублей, в прошлом году превысило 800 млн..

- Потребности по заявкам в 1,5 раза превышают текущие возможности бюджета, - посетовал на коллегии администрации региона, на которой рассматривался ход реализации долгосрочной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы», директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы. 
 
Ещё несколько лет назад, когда программа поддержки МСБ только набирала обороты, сотрудники департамента жаловались на другое - на сложности освоения зарезервированных для малого бизнеса средств. Предприниматели не изъявляли особой охоты обращаться за поддержкой, опасаясь раскрывать бухгалтерию и отчитываться за использование средств. Отговаривались и тем, что все равно надежды получить денег у них мало, мол, средства распределяются «по своим». Чиновникам приходилось чуть ли не силком затаскивать в программу «получателей поддержки», чтобы на их примере показать остальным бизнесменам, что программа работает и открыта для всех. Прошло не так много времени, и ситуация изменилась кардинально. Предприниматели то ли распробовали вкус бюджетной помощи, то ли просто стали другими - готовыми работать в рамках закона, с четкой документацией и отчетностью. Но факт, что поверивших в действенность частно-государственного партнерства становится все больше. 

К числу проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства  в Владимирской области, относятся:

1) отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:

- слабая имущественная  база малых предприятий и, как  следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;

- высокая, по сравнению  с доходностью бизнеса, ставка  платы за кредитные ресурсы;

- психологический барьер  у части предпринимателей при  работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов;

2) трудности в размещении  предприятий. Малые предприятия  испытывают значительную нехватку  производственных и офисных помещений,  имеющиеся свободные площади  являются собственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размер арендной платы слишком высокий для малого бизнеса;

3) определенные сложности  по осуществлению деятельности  в связи с избытком требований  лицензирования, сертификации, процедуры  выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений;

4) неполная информированность  субъектов малого предпринимательства  по различным вопросам предпринимательской  деятельности, особенно в муниципальных образованиях, удаленных от областного центра, в том числе о возможностях участия в государственном и муниципальных заказах. Сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса, из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к Интернету, информационным и юридическим программам;

5) отсутствие у предпринимателей  знаний менеджмента. Часто предприниматели  не имеют базовых экономических  знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского  дела, что становится причиной  банкротства и распада предприятий;

6) недостаточный уровень  социальных гарантий для работников  предприятий, а также осуществляющих  деятельность на условиях гражданского  найма;

7) несоответствие муниципальных  нормативных правовых актов, регулирующих  сферу предпринимательства, задачам и перспективам развития малого и среднего бизнеса.

Решение проблем программно-целевым  методом, планирование и реализация программных мероприятий в рамках Программы обусловлены необходимостью координации разноплановых мероприятий  нормативно-методического, финансового, организационного, образовательного и технологического характера.

Достигнута положительная  динамика в сфере развития малого и среднего предпринимательства: оборот малых и средних предприятий  по предварительной оценке составит 191,5 млрд руб или 33,5 проц от общего оборота всех предприятий и организации области, число субъектов малого и среднего предпринимательства должно превысить 16 тыс.

Завершен первый этап приема документов по следующим мероприятиям:

Гранты малым инновационным  компаниям - субсидии юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).

 

Гранты на создание инновационной  компании - субсидии, предоставляемые  на безвозмездной и безвозвратной  основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.

 

Субсидии областного бюджета на финансирование мероприятий  по предоставлению грантов на создание инновационной компании предоставляются при соблюдении следующих условий:

Информация о работе Малое предпринимательство в современной рыночной экономике