Малое предпринимательство в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключаются в выработке рекомендаций по совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения малого бизнеса на основе анализа действующей целевой программы, обобщения имеющегося зарубежного опыта. В соответствии с поставленной целью работы можно выделить следующие задачи:
Изучить малое предпринимательство как особый тип предпринимательской деятельности.
Изучить способы поддержки малого бизнеса, применяемые за рубежом, с целью их практического использования в РФ, с учетом региональной специфики;
Проанализировать действующую систему способов поддержки малого предпринимательства во Владимирской области;

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ......................................................................................................... 6
1.1 Характеристика малого предпринимательства .............................. 6
1.2 Пути государственного регулирования малого бизнеса ...............8
Глава 2. Малое предпринимательство в РФ ........................................... 12
2.1 Особенности предприятий малого бизнеса в России ...................... 12
2.2 Становление малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России .................................................................................................. 13
2.3 Основные направления государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства в РФ ................................................... 19
Глава 3. Анализ состояния малого предпринимательства на уровне региона на примере Владимирской области ..................................................... 31
3.1 Уровень адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа ........................................................................... 31
3.2 Реализация мероприятий поддержки малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования ............................................................ 25
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Владимирской области.. 32
Заключение ................................................................................................ 34
Список использованной литературы ....................................................... 37
Приложение ............................................................................................... 38

Файлы: 1 файл

курсач4.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

создание стабильных государственных и негосударственных  источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;

использование рациональных механизмов контроля за расходованием  выделенных средств;

обеспечение деятельности контрольных и судебных органов  по защите интересов малых предприятий;

создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

осуществление прямого  финансирования деятельности малых  предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:

разработка целевых  программ государственной поддержки  малого бизнеса на долгосрочную перспективу;

оказание консультационной помощи предпринимателям; организация  системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

предоставление малым  предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных  участков;

содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

 

Глава 2 Малое предпринимательство  в РФ

 

2.1 Особенности предприятий малого бизнеса в России

 

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его  от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом. Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным экономическим  условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности  методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

 

2.2 Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России

 

В современной России на протяжении последних лет становление  малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы. Предыстория развития современного малого предпринимательства связана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества. Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания. Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 году Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 год).

В ноябре 1986 года и мае 1988 года закон легализует частную  предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и  сфере услуг. Начался рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988 год). В этом законе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической политике, так как закон выражал и брал под защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм. С принятием этого закона начинает расширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства, которое однако не получило широкого развития. В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию. 1992—1994 гг. Этот период характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г., Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.

Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. 1995—1998 гг. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.

Вводится в практику хозяйственной деятельности новый  Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия. В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. Занятость населения приведена в таблице [ табл. 2.2.1 ] 1999—2001 гг. Для современного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. События августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда. В основе всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого разрабатываются следующие первоочередные законы:

Закон об обществах взаимного  страхования создает правовые условия  для страхования рисков предпринимательской  деятельности.

Закон о фондах поддержки  малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Он также нацелен на более эффективное управление системой региональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм.

Закон об инновационной  деятельности направлен на создание устойчивого правового поля и  льготных условий для высоко рискованного малого бизнеса с использованием интеллектуальной собственности. Этот закон предусматривает реализацию схем привлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов на развитие малого предпринимательства. И, наконец, он будет содействовать продвижению ценных бумаг на фондовый рынок.

2001–2010гг. Малое предпринимательство  представляет собой сферу приоритетных социально-экономических интересов государства и является объектом государственной финансовой, правовой и организационной поддержки. Быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает сектор малого предпринимательства более мобильным и приспосабливаемым, однако, в то же время зависимым от коньюктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). При этом коммерческие банки весьма неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с большим риском, что порождает у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств.

Финансовое положение  малых предприятий особенно уязвимо  в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных предприятий они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. Вследствие подобных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной экономики.

Что касается жизнеспособности малых предприятий вообще, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7 - 8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%, хотя в некоторых странах процент выживаемости гораздо выше, например, в Великобритании к концу четвертого года деятельности на рынке удерживается около 40% малых предприятий.

Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается относительно неизменным - на месте ликвидированных предприятий рождаются новые. Приведенные данные при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объемами производства указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри малых предприятий, способствующих оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. Осуществляется активная диверсификационная политика проникновения малого бизнеса в новые высокотехнологичные отрасли производства в международном масштабе.

Развитие частной предпринимательской  инициативы граждан представляет собой  суть государственной экономической  политики. Поддержка малого бизнеса является не просто составляющей этой политики, а ее стержнем, на нее ориентированы практически все меры государственного регулирования.

 

2.3 Основные направления  государственной финансовой поддержки  развития малого предпринимательства  в РФ

 

Наиболее эффективной организационной формой для разработки и реализации научно-технических нововведений в различных государствах считаются технопарки, в которых правительство использует меры как прямого, так и косвенного регулирования:

К мерам прямого регулирования относятся:

утверждение специализации и программы  создания технопарка;

финансовое участие  в создании базовой инфраструктуры технопарка; финансирование национальных научно-технических программ по разработке ключевых видов наукоемкой продукции и технологии;

предоставление специальных  займов под конкретные научно-технические  проекты, возврат которых происходит только в случае коммерческого успеха новой технологии или продукции;

размещение государственных  научно-исследовательских лабораторий  в технопарке;

частичное финансирование фундаментальных исследований в  университетах и научно-исследовательских  организациях технопарка;

финансовая поддержка приоритетных новых производств, предоставление им целевых займов;

размещение госзаказов (в том числе военных) и обеспечение  массовых покупок;

протекционизм нового наукоемкого  сектора в экономике.

Косвенные меры включают:

стимулирование НИОКР (специальные налоговые льготы, ускоренная амортизация фондов, льготная аренда госфондов и пр.);

стимулирование инновационной  деятельности (частичное освобождение от налогов рискового бизнеса, образование  необлагаемых налогами страховых резервных  фондов, предоставление субсидий и т.п.);

свободный доступ к оборудованию и патентам, находящимся в госсобственности;

создание государственных  информационных, консультационных и  других обслуживающих центров и  служб;

оказание помощи в  подготовке и переподготовке персонала;

обеспечение договоренности с частными банками о предоставлении ссуд на льготных условиях под гарантии организациям и предприятиям технопарка.

При этом в последние  годы создан довольно обширный комплекс институциональных структур, функции  которого состоят в обеспечении государственной поддержки малого предпринимательства. Этот комплекс на федеральном уровне включает в себя: Торгово-промышленную палату, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Академию менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры, общественные объединения предпринимателей. В стадии формирования находится сеть объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства - бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки. Специальные налоговые режимы как особый способ налогообложения малого бизнеса. Под специальным налоговым режимом законодатель признает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающий в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.

Информация о работе Малое предпринимательство в современной рыночной экономике