Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:41, курсовая работа
Цель работы заключаются в выработке рекомендаций по совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения малого бизнеса на основе анализа действующей целевой программы, обобщения имеющегося зарубежного опыта. В соответствии с поставленной целью работы можно выделить следующие задачи:
Изучить малое предпринимательство как особый тип предпринимательской деятельности.
Изучить способы поддержки малого бизнеса, применяемые за рубежом, с целью их практического использования в РФ, с учетом региональной специфики;
Проанализировать действующую систему способов поддержки малого предпринимательства во Владимирской области;
Введение........................................................................................................ 3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ......................................................................................................... 6
1.1 Характеристика малого предпринимательства .............................. 6
1.2 Пути государственного регулирования малого бизнеса ...............8
Глава 2. Малое предпринимательство в РФ ........................................... 12
2.1 Особенности предприятий малого бизнеса в России ...................... 12
2.2 Становление малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России .................................................................................................. 13
2.3 Основные направления государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства в РФ ................................................... 19
Глава 3. Анализ состояния малого предпринимательства на уровне региона на примере Владимирской области ..................................................... 31
3.1 Уровень адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа ........................................................................... 31
3.2 Реализация мероприятий поддержки малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования ............................................................ 25
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Владимирской области.. 32
Заключение ................................................................................................ 34
Список использованной литературы ....................................................... 37
Приложение ............................................................................................... 38
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
создание стабильных
государственных и
использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков;
содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Глава 2 Малое предпринимательство в РФ
2.1 Особенности предприятий малого бизнеса в России
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом. Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
2.2 Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России
В современной России
на протяжении последних лет становление
малого предпринимательства проходит
на фоне серьезных социально-
В ноябре 1986 года и мае
1988 года закон легализует частную
предпринимательскую
Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. 1995—1998 гг. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия. В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. Занятость населения приведена в таблице [ табл. 2.2.1 ] 1999—2001 гг. Для современного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. События августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда. В основе всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого разрабатываются следующие первоочередные законы:
Закон об обществах взаимного страхования создает правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности.
Закон о фондах поддержки малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Он также нацелен на более эффективное управление системой региональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм.
Закон об инновационной
деятельности направлен на создание
устойчивого правового поля и
льготных условий для высоко рискованного
малого бизнеса с использованием
интеллектуальной собственности. Этот
закон предусматривает реализац
2001–2010гг. Малое предпринимательство представляет собой сферу приоритетных социально-экономических интересов государства и является объектом государственной финансовой, правовой и организационной поддержки. Быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает сектор малого предпринимательства более мобильным и приспосабливаемым, однако, в то же время зависимым от коньюктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). При этом коммерческие банки весьма неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с большим риском, что порождает у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств.
Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных предприятий они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. Вследствие подобных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной экономики.
Что касается жизнеспособности малых предприятий вообще, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7 - 8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%, хотя в некоторых странах процент выживаемости гораздо выше, например, в Великобритании к концу четвертого года деятельности на рынке удерживается около 40% малых предприятий.
Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается относительно неизменным - на месте ликвидированных предприятий рождаются новые. Приведенные данные при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объемами производства указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри малых предприятий, способствующих оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. Осуществляется активная диверсификационная политика проникновения малого бизнеса в новые высокотехнологичные отрасли производства в международном масштабе.
Развитие частной
2.3 Основные направления
государственной финансовой
Наиболее эффективной организационной формой для разработки и реализации научно-технических нововведений в различных государствах считаются технопарки, в которых правительство использует меры как прямого, так и косвенного регулирования:
К мерам прямого регулирования относятся:
утверждение специализации и программы создания технопарка;
финансовое участие в создании базовой инфраструктуры технопарка; финансирование национальных научно-технических программ по разработке ключевых видов наукоемкой продукции и технологии;
предоставление специальных займов под конкретные научно-технические проекты, возврат которых происходит только в случае коммерческого успеха новой технологии или продукции;
размещение государственных
научно-исследовательских
частичное финансирование
фундаментальных исследований в
университетах и научно-
финансовая поддержка приоритетных новых производств, предоставление им целевых займов;
размещение госзаказов (в том числе военных) и обеспечение массовых покупок;
протекционизм нового наукоемкого сектора в экономике.
Косвенные меры включают:
стимулирование НИОКР (специальные налоговые льготы, ускоренная амортизация фондов, льготная аренда госфондов и пр.);
стимулирование инновационной деятельности (частичное освобождение от налогов рискового бизнеса, образование необлагаемых налогами страховых резервных фондов, предоставление субсидий и т.п.);
свободный доступ к оборудованию
и патентам, находящимся в
создание государственных информационных, консультационных и других обслуживающих центров и служб;
оказание помощи в подготовке и переподготовке персонала;
обеспечение договоренности с частными банками о предоставлении ссуд на льготных условиях под гарантии организациям и предприятиям технопарка.
При этом в последние годы создан довольно обширный комплекс институциональных структур, функции которого состоят в обеспечении государственной поддержки малого предпринимательства. Этот комплекс на федеральном уровне включает в себя: Торгово-промышленную палату, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Академию менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры, общественные объединения предпринимателей. В стадии формирования находится сеть объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства - бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки. Специальные налоговые режимы как особый способ налогообложения малого бизнеса. Под специальным налоговым режимом законодатель признает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающий в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.
Информация о работе Малое предпринимательство в современной рыночной экономике