Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:26, лекция
Важнейшим условием успешной предпринимательской деятельности является выбор обоснованной предпринимательской идеи. Выбор предпринимательской идеи является первым шагом при создании собственного дела. Если отсутствует реальная идея, то не поможет и наличия капитала. Правильно выбранная идея определяет успешную деятельность предпринимателя на длительный срок. Предпринимательская идея – это четко сформулированное предпринимателем мнение о том, с помощью какого товара или услуги можно получить максимальную прибыль.
Важнейшим условием успешной предпринимательской деятельности является выбор обоснованной предпринимательской идеи. Выбор предпринимательской идеи является первым шагом при создании собственного дела. Если отсутствует реальная идея, то не поможет и наличия капитала. Правильно выбранная идея определяет успешную деятельность предпринимателя на длительный срок.
Предпринимательская идея – это четко сформулированное предпринимателем мнение о том, с помощью какого товара или услуги можно получить максимальную прибыль. Для того, чтобы предпринимательская идея должна успешной она должна обладать:
- высоким уровнем востребованности;
- оптимальным уровнем доступности.
Разработка («придумывание») идей, их накапливание не может относиться к профессиональным видам деятельности. Но в то же время предпринимателем можно быть лишь тогда, когда есть способность к «рождению» своих идей или хотя бы к восприятию чужих. Анализ идей, их содержания, оценки реальности их воплощения является профессиональной деятельностью консультантов или советников. В России такого рода деятельность недостаточно распространена по сравнению с развитыми странами.
Основные направления
Предпринимательская идея может быть ориентирована на производство:
старого товара. Существуют товары, которые всегда востребованы (производство продуктов питания) и начинающий предприниматель занимается их производством, т.к. видит потребность. Недостаток: высокая конкуренция, низкие цены, а следовательно и прибыль.
нового, недавно зародившегося товара; (плюс – отсутствует высокая конкуренция, минус - незначительные объемы производства).
совершенно нового, оригинального товара (плюс - отсутствует конкуренция, минус - отсутствие рынка сбыта).
Предпринимательская идея может охватывать как весь процесс производства, так и отдельные его слагаемые:
использование новой техники и технологий;
использование более качественных и эффективных материалов;
применение прогрессивной системы управления производством;
совершенствование системы партнерских связей;
улучшение дизайна и упаковки товара.
Информацию для формирования новых предпринимательских идей можно почерпнуть, если анализировать:
товарный рынок;
географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства;
достижения науки и техники;
новые возможности применения уже производимого товара или продукта;
не осознанные потребителем или пока не удовлетворяемые потребительские запросы, угадываемые предпринимателем.
А. Товарный рынок опытный предприниматель анализирует только в том случае, когда он намеревается внедриться в предпринимательскую среду с целью «получения прибыли». При этом не столь важным является то, в какой конкретной форме будет происходить это внедрение – то ли в качестве посредника, то ли в качестве производителя. Неопытные предприниматели, начинающие также могут анализировать товарный рынок в целом.
Б. Географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства выявляются в процессе предпринимательской деятельности и служат генератором идей в действующем бизнесе. Они часто используются конкурентами смежниками для того, чтобы внедриться в бизнес. При использовании этого метода предприниматель анализирует:
– процесс производства товара, его отдельных компонентов или даже целой товарной группы;
– источник и «маршрут» продвижения товара от производителя к потребителю;
– форму предложения товара потребителю.
В. Достижения науки и техники – это один из интеллектуальных методов формулирования новых предпринимательских идей, когда «работа ума» настроена на поиск конкретных форм совмещения, с одной стороны, имеющихся достижений науки, техники и технологии, а с другой – возможностей производства новых товаров.
Деятельность по разработке новых
товаров выступает для
Г. Новые возможности применения уже производимого товара или продукта характерно для наукоемких производств или товаров высоких технологий, для которых существуют довольно широкие возможности использования и сферы применения. Однако такие возможности имеют и довольно привычные товары. К примеру, вначале производится просто шоколад, а затем шоколад с наполнителями – карамельным, фруктовым и т.д.
Д. Не осознанные самим потребителем и пока не удовлетворяемые потребительские запросы базируются на определенных достижениях науки и техники и, что важно, чаще всего предполагают рисковую форму ведения дел или разновидность венчурного производства. На практике чаще всего происходит совмещение обычного, т.е. устоявшегося, производства и производства венчурного.
Источником для зарождения и формулировки бизнес-идеи могут служить:
– появление проблем внутри производства, которые необходимо решить.
Например, чем и как кормить в самолетах, как осуществлять взаимозачеты в условиях отсутствия денежных средств (бартер);
– неожиданное событие во внешней среде. Например, появление персональных компьютеров и реакция компании IBM.
– несоответствие, «неконгруэнтность» экономической реальности и представления о ней «того, что должно быть». Пример, бартер, появление электронных платежей, фьючерсов на иностранную валюту.
– изменения в структуре рынка или отрасли. Например, рынок зерна в связи с появлением биотоплива.
– демографические изменения (в составе населения, половозрастной структуре, занятости, образовательном уровне, доходах). Например, рост рождаемости позволяет прогнозировать рост потребления детских товаров, потребности в детских садах.
– изменения в ценностных установках и восприятиях. Стремление к оздоровлению, экологически чистым продуктам.
– новые знания, полученные научным и практическим путями. При выборе идеи предприниматель может использовать: фундаментальные и прикладные научные исследования; собственные наблюдения и исследования; интуиция (разрыв между появлением нового открытия и его разработкой до уровня прикладной технологии и освоения рынком составляет примерно 20 – 25 лет), соединение нескольких новых идей.
Выбор предпринимательской идеи при всем своем творческом и относительно спонтанном характере проходит следующие этапы:
1) Зарождение идеи. На первом этапе предприниматель должен сформулировать представление о бизнес-идее. Для зарождения идей предприниматель изучает рынок, рыночную ситуацию, поведение потребителей, уровень развития науки, техники, технологии.
2) Накопление идей. Поиск альтернативных вариантов происходит на той же основе. При анализе и отборе предпринимательских идей весьма важную роль играет та цель, которая руководит действиями предпринимателя. Он может ставить целью получение дополнительного источника дохода, реализацию нового проекта, связанного с изобретением, создание семейного устойчивого бизнеса в качестве основного источника дохода и т.п.
3) Отбор идей из накопленного материала. Выбор осуществляется путем сравнительного анализа нескольких возможных для реализации идей.
На выбор предпринимателя оказывают влияние следующие факторы:
При анализе каждой идеи предприниматель должен определить:
– перспективы завоевания или усиления позиций на рынке
– сможет ли он приобрести технику, сырье и материалы, привлечь работников необходимой квалификации;
– каковы необходимые размеры инвестиций и источники их получения;
– срок окупаемости инвестиций;
– эффективность идей (по массе прибыли).
Анализ идеи и ее сравнение с альтернативными вариантами позволяет предпринимателю сформулировать отношение к каждой из идей. Он может решить:
– реализовать идею:
– отказаться от идеи;
– отложить реализацию идеи на определенный срок (например, до возможного момента привлечения необходимых инвестиций).
Любая идея может быть реализована с разной степенью эффективности, которая прежде всего зависит от техники реализации идеи, включающей составление общей схемы реализации идеи.
Генерированная идея затем преобразуется в сознании предпринимателя в систему целей, которые могут стать основой стратегического плана. На основе этого плана или без его составления предприниматель переходит непосредственно к детальному изложению предпринимательской идеи с осуществлением точных расчетов реализации проекта, которая может быть представлена в двух вариантах:
– бизнес-план, который представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации какой-либо предпринимательской идеи. Он позволяет предусмотреть все мероприятия, которые необходимо осуществить для реализации какой-либо предпринимательской идеи, и разработать схему финансового обеспечения этих мероприятий;
– технико-экономическое обоснование – это специально разрабатываемый документ с целью выявления потребности в ресурсах и экономического эффекта. Это менее детальный документ, который не содержит подробного плана мероприятий.
Если предприниматель не разрабатывает планы, он должен составить общую схему хотя бы реализации идеи. Схема составляется в таком виде, чтобы была возможность ее осмыслить, время от времени возвращаясь к ней.
Схема реализации идеи включает в себя:
Выбор предпринимательской идеи представляет собой один из видов предпринимательских решений. Ее реализация также связана с необходимостью принятия решений.
Профессиональная деятельность предпринимателя всегда связана с необходимостью принятия решения. Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда предприниматель сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться предпринимательским решением.
Предпринимательское решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей хозяйствующего субъекта (предприятия).
В процессе предпринимательской деятельности принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.
По степени повторяемости проблемы, требующей решения, все предпринимательские решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь выбрать из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
По значимости цели. Принятие предпринимательского решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном подразделении организации или на нескольких. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
Срок реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев, т.е. между принятием решения и завершением его реализации может пройти сравнительно короткий срок. В то же время все более возрастают число и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Прогнозируемые последствия. Большинство предпринимательских решений в процессе реализации так или иначе поддаются корректировке в целях устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. являются корректируемыми. Вместе с тем бывают и решения, последствия которых необратимы.
Степень полноты и достоверность использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, предпринимательские решения могут быть детерминированными или вероятностными.