Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:26, лекция

Описание работы

Важнейшим условием успешной предпринимательской деятельности является выбор обоснованной предпринимательской идеи. Выбор предпринимательской идеи является первым шагом при создании собственного дела. Если отсутствует реальная идея, то не поможет и наличия капитала. Правильно выбранная идея определяет успешную деятельность предпринимателя на длительный срок. Предпринимательская идея – это четко сформулированное предпринимателем мнение о том, с помощью какого товара или услуги можно получить максимальную прибыль.

Файлы: 1 файл

06 Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)


                                                       Лекция №6

                                  Тема: Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства

 

 

 

1. Понятие и источники предпринимательских идей

Важнейшим условием успешной предпринимательской  деятельности является выбор обоснованной предпринимательской идеи. Выбор  предпринимательской идеи является первым шагом при создании собственного дела. Если отсутствует реальная идея, то не поможет и наличия капитала. Правильно выбранная идея определяет успешную деятельность предпринимателя на длительный срок.

Предпринимательская идея – это четко сформулированное предпринимателем мнение о том, с помощью какого товара или услуги можно получить максимальную прибыль. Для того, чтобы предпринимательская идея должна успешной она должна обладать:

- высоким уровнем востребованности;

- оптимальным уровнем доступности.

Разработка («придумывание») идей, их накапливание не может относиться к профессиональным видам деятельности. Но в то же время предпринимателем можно быть лишь тогда, когда есть способность к «рождению» своих идей или хотя бы к восприятию чужих. Анализ идей, их содержания, оценки реальности их воплощения является профессиональной деятельностью консультантов или советников. В России такого рода деятельность недостаточно распространена по сравнению с развитыми странами.

Основные направления предпринимательских идей:

Предпринимательская идея может быть ориентирована на производство:

старого товара. Существуют товары, которые всегда востребованы (производство продуктов питания) и начинающий предприниматель занимается их производством, т.к. видит потребность. Недостаток: высокая конкуренция, низкие цены, а следовательно и прибыль.

нового, недавно зародившегося товара; (плюс – отсутствует высокая конкуренция, минус - незначительные объемы производства).

совершенно нового, оригинального товара (плюс - отсутствует конкуренция, минус - отсутствие рынка сбыта).

Предпринимательская идея может охватывать как весь процесс производства, так и отдельные его слагаемые:

использование новой техники и технологий;

использование более качественных и эффективных материалов;

применение прогрессивной системы управления производством;

совершенствование системы партнерских связей;

улучшение дизайна и упаковки товара.

Информацию для формирования новых предпринимательских идей можно почерпнуть, если анализировать:

товарный рынок;

географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства;

достижения науки и техники;

новые возможности применения уже  производимого товара или продукта;

не осознанные потребителем или  пока не удовлетворяемые потребительские запросы, угадываемые предпринимателем.

А. Товарный рынок опытный предприниматель анализирует только в том случае, когда он намеревается внедриться в предпринимательскую среду с целью «получения прибыли». При этом не столь важным является то, в какой конкретной форме будет происходить это внедрение – то ли в качестве посредника, то ли в качестве производителя. Неопытные предприниматели, начинающие также могут анализировать товарный рынок в целом.

Б. Географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства выявляются в процессе предпринимательской деятельности и служат генератором идей в действующем бизнесе. Они часто используются конкурентами смежниками для того, чтобы внедриться в бизнес. При использовании этого метода предприниматель анализирует:

– процесс производства товара, его отдельных компонентов или даже целой товарной группы;

– источник и  «маршрут»  продвижения товара от производителя к потребителю;

– форму предложения товара потребителю.

В. Достижения науки и техники – это один из интеллектуальных методов формулирования новых предпринимательских идей, когда «работа ума» настроена на поиск конкретных форм совмещения, с одной стороны, имеющихся достижений науки, техники и технологии, а с другой – возможностей производства новых товаров.

Деятельность по разработке новых  товаров выступает для некоторых  специалистов в качестве профильной, единственно профессиональной, что дает ему основной (а может быть, и дополнительный) доход.

Г. Новые возможности применения уже производимого товара или продукта характерно для наукоемких производств или товаров высоких технологий, для которых существуют довольно широкие возможности использования и сферы применения. Однако такие возможности имеют и довольно привычные товары. К примеру, вначале производится просто шоколад, а затем шоколад с наполнителями – карамельным, фруктовым и т.д.

Д. Не осознанные самим потребителем и пока не удовлетворяемые потребительские запросы базируются на определенных достижениях науки и техники и, что важно, чаще всего предполагают рисковую форму ведения дел или разновидность венчурного производства. На практике чаще всего происходит совмещение обычного, т.е. устоявшегося, производства и производства венчурного.

Источником для зарождения и формулировки бизнес-идеи могут служить:

– появление проблем внутри производства,  которые необходимо решить.

Например, чем и как кормить в самолетах, как осуществлять взаимозачеты в условиях  отсутствия денежных средств (бартер);

– неожиданное событие во внешней среде. Например, появление персональных компьютеров и реакция компании IBM.

– несоответствие, «неконгруэнтность» экономической реальности и представления о ней «того, что должно быть». Пример, бартер, появление электронных платежей, фьючерсов на иностранную валюту.

– изменения в структуре рынка или отрасли. Например, рынок зерна в связи с появлением биотоплива. 

– демографические изменения (в составе населения, половозрастной структуре, занятости, образовательном уровне, доходах). Например, рост рождаемости позволяет прогнозировать рост потребления детских товаров, потребности в детских садах.

– изменения в ценностных установках и восприятиях.  Стремление к оздоровлению, экологически чистым продуктам.

– новые знания, полученные научным и практическим путями. При выборе идеи предприниматель может использовать: фундаментальные и прикладные научные исследования; собственные наблюдения и исследования; интуиция (разрыв между появлением нового открытия и его разработкой до уровня прикладной технологии и освоения рынком составляет примерно 20 – 25 лет), соединение нескольких новых идей.

2. Технология выбора и реализации предпринимательской идеи

Выбор предпринимательской идеи при  всем своем творческом и относительно спонтанном характере проходит следующие  этапы:

1) Зарождение идеи. На первом этапе предприниматель должен сформулировать представление о бизнес-идее. Для зарождения идей предприниматель изучает рынок, рыночную ситуацию, поведение потребителей, уровень развития науки, техники, технологии.

2) Накопление идей. Поиск альтернативных вариантов происходит на той же основе. При анализе и отборе предпринимательских идей весьма важную роль играет та цель, которая руководит действиями предпринимателя. Он может ставить целью получение дополнительного источника дохода, реализацию нового проекта, связанного с изобретением, создание семейного устойчивого бизнеса в качестве основного источника дохода и т.п.

3) Отбор идей из накопленного материала.  Выбор осуществляется путем сравнительного анализа нескольких возможных для реализации идей.

На выбор предпринимателя оказывают влияние следующие факторы:

  • ситуация на рынке  - потребители и их доходы, конкуренция,
  • знания, опыт, навыки предпринимателя,
  • особенности предпринимателя (если аккуратности нет, то не стоит заниматься бумагами),
  • доступность необходимых ресурсов (трудовых, материальных).

При анализе каждой идеи предприниматель должен определить:

– перспективы завоевания или усиления позиций на рынке

– сможет ли он приобрести технику, сырье и  материалы, привлечь работников необходимой квалификации;

– каковы необходимые размеры инвестиций и источники их получения;

– срок окупаемости инвестиций;

– эффективность идей (по массе прибыли).

Анализ идеи и ее сравнение с альтернативными вариантами позволяет предпринимателю сформулировать отношение к каждой из идей. Он может решить:

– реализовать идею:

– отказаться от идеи;

– отложить реализацию идеи на определенный срок (например, до  возможного момента привлечения необходимых инвестиций).

Любая идея может быть реализована  с разной степенью эффективности, которая прежде всего зависит от техники реализации идеи, включающей составление общей схемы реализации идеи.

Генерированная идея затем преобразуется в сознании предпринимателя в систему целей, которые могут стать основой стратегического плана. На основе этого плана или без его составления предприниматель переходит непосредственно к детальному изложению предпринимательской идеи с осуществлением точных расчетов реализации проекта, которая может быть представлена в двух вариантах:

– бизнес-план, который представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации какой-либо предпринимательской идеи. Он позволяет предусмотреть все мероприятия, которые необходимо осуществить для реализации какой-либо предпринимательской идеи, и разработать схему финансового обеспечения этих мероприятий;

– технико-экономическое обоснование – это специально разрабатываемый документ с целью выявления потребности в ресурсах и экономического эффекта. Это менее детальный документ, который не содержит подробного плана мероприятий.

Если предприниматель не разрабатывает  планы, он должен составить общую схему хотя бы реализации идеи. Схема составляется в таком виде, чтобы была возможность ее осмыслить, время от времени возвращаясь к ней.

Схема реализации идеи включает в себя:

  • выбор технологии производства и обеспечение его технической документацией;
  • размещение производственных мощностей;
  • потребность в технике;
  • потребность в сырье;
  • решение вопроса о том, где и на каких условиях могут быть получены требуемые средства для вложения в основной и оборотный капитал; 
  • выбор системы управления для проекта;
  • выбор схемы сбыта готовой продукции управления производством;
  • численность и профессиональный состав работников;
  • выбор формы организации труда и производства;
  • распределение функций по реализации идеи между исполнителями;
  • установление персональной ответственности исполнителей.

Выбор предпринимательской идеи представляет собой один из видов предпринимательских решений. Ее реализация также связана с необходимостью принятия решений.

3. Понятие и классификация предпринимательских решений

Профессиональная деятельность предпринимателя всегда связана с необходимостью принятия решения. Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда предприниматель сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться предпринимательским решением.

Предпринимательское решение  – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей хозяйствующего субъекта (предприятия).

В процессе предпринимательской деятельности принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.

По степени повторяемости проблемы, требующей решения, все предпринимательские решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь выбрать из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

По значимости цели. Принятие предпринимательского решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.

Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном подразделении организации или на нескольких. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.

Срок реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев, т.е. между принятием решения и завершением его реализации может пройти сравнительно короткий срок. В то же время все более возрастают число и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Прогнозируемые последствия. Большинство предпринимательских решений в процессе реализации так или иначе поддаются корректировке в целях устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. являются корректируемыми. Вместе с тем бывают и решения, последствия которых необратимы.

Степень полноты и  достоверность использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, предпринимательские решения могут быть детерминированными или вероятностными.

Информация о работе Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства