Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:26, лекция

Описание работы

Важнейшим условием успешной предпринимательской деятельности является выбор обоснованной предпринимательской идеи. Выбор предпринимательской идеи является первым шагом при создании собственного дела. Если отсутствует реальная идея, то не поможет и наличия капитала. Правильно выбранная идея определяет успешную деятельность предпринимателя на длительный срок. Предпринимательская идея – это четко сформулированное предпринимателем мнение о том, с помощью какого товара или услуги можно получить максимальную прибыль.

Файлы: 1 файл

06 Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с  задачами развития;

роста рыночной стоимости предприятия  при допустимом уровне риска;

эффективности программ участия персонала  в распределении прибыли.

Каждое из направлений является отражением процесса максимизации прибыли, но цель при этом формулируется по-разному.

2) Множественность целей может проявляться в альтернативности процесса достижения цели максимизации прибыли, когда из множества путей выбирается один, в наибольшей степени соответствующий принципам эффективности.

3) Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе. Предпринимательская деятельность, как известно, агрегирует в себе 3 аспекта: производственный, коммерческий и финансовый. Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом ставятся задачи поиска единонаправленных целей, или, в крайнем случае - установления разумного компромисса. Множественность целей проявляется в большом количестве показателей эффективности, позволяющих оценить степень достижения цели.

Эффективность предпринимательской деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам. Для этого используются различные показатели (фондо, материалоотдача, производительность труда, рентабельность и т.п.). Целевая ориентация такого отношения - стремление к максимизации. При этом ставиться задача: максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат.

Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется. С формальных позиций нет противоречий между использованием того или другого метода расчета. Однако с содержательной точки зрения между ними можно заметить существенные различия. Если оперировать отношением показателей затрат к результату, можно столкнуться с ситуацией, когда прироста результата не произойдет, хотя затраты на его достижение на том же уровне будут снижены.

При формировании целей и системы показателей эффективности необходимо обеспечить их соответствие общим принципам эффективности.

1. Основной принцип измерения эффективности - принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности. Хотя предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение определенной цели, она не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана эффективной (рациональной), если же такое совпадение отсутствует - деятельность является нерациональной.

2. Второй принцип оценки эффективности предпринимательства - доступность использования нескольких критериев оптимальности. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о допустимости использования критериев, а не их необходимости. Совокупность критериев используется в тех случаях, когда нет возможности для применения единых или обобщенных оценок.

Процесс установления целей осуществляется в рамках разработки стратегии. Цели, а значит и конечные результаты, требующие отражения в показателе эффективности, бывают двух видов: качественные и количественные.

При оценке эффективности предпринимательства  следует отдавать предпочтение количественным оценкам, используя их как для характеристики цели, так и для характеристики результата. Количественные оценки дают более точные и обоснованные результаты на этапе контроля. Качественные оценки также пригодные, в принципе, для проведения процедур контроля, позволяют получать менее точные и надежные результаты. Безусловно, любые качественные категории могут быть описаны количественными оценками с помощью балов или индексами. Но такие оценки всегда имеют элемент условности, который можно сократить (например, с помощью соблюдения всех правил и принципов экспертного метода), но невозможно полностью исключить.

Зависимость показателя результата ПД от выбранной стратегии

Стратегия

предпринимательства

Цели, выдвигаемые в  рамках стратегии

Наименование показателя результата

Внедрение на рынок

Овладение определенной долей рынка

Занимаемая доля рынка

Вывод нового товара

Овладение определенной долей рынка

Занимаемая доля рынка

Усиление рыночной активности

Овладение определенной долей рынка

Занимаемая доля рынка

Повышение конкурентоспособности продукции (фирмы)

Конкурентоспособность продукции (фирмы)

Увеличение прибыли

Прибыль

Укрепление конкурентоспособной позиции

Повышение конкурентоспособности продукции (фирмы)

Конкурентоспособность продукции (фирмы)

Расширение производства

Повышение прибыли

Прибыль

Углубленное проникновение на рынок

Диверсификация  продукции

Занимаемая доля рынка

Конкурентоспособность продукции


3. Третий принцип оценки эффективности предпринимательства - в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.

4. Четвертым принципом оценки эффективности является взаимосвязь целей и показателей оценки с жизненным циклом продукции.

Зависимость показателя результата ПД от стадии жизненного цикла продукции

На стадии разработки и внедрения продукта, как известно, прибыль не образуется (она появляется лишь в конце стадии внедрения). Прибыль имеет при этом мотивационный характер, т.е. формирует мотивы, в силу которых решаются задачи по сокращению длительности этих стадий, повышению качества разрабатываемого и внедряемого продукта, обеспечению его соответствия потребностям целевого сегмента, а также сокращению затрат на исследование продукта, его апробацию, подготовку рынка и внедрению в рыночную среду. В силу этого обстоятельства для оценки эффективности предпринимательства на этих стадиях требуются специфические показатели.

На стадии роста, когда появляются реальные доказательства соответствия товара требованиям целевого сегмента, целесообразно использование показателя прибыли, что обусловлено логикой жизненного цикла товара. Вместе с тем на этой стадии необходимо решать задачи по увеличению рыночной доли и завоеванию новых рынков или сегментов.

На стадии зрелости в системе оценочных показателей, очевидно, доминирует показатель прибыли. При этом происходит стабилизация роста прибыли, детерминируемая такими факторами, как признание продукта потребителем, сокращение себестоимости продукции, работ, услуг, вследствие совершенствования производственного цикла и т.д. Однако в конце стадии, когда наблюдаются первые признаки абсолютного снижения показателя прибыли, становятся актуальными задачи обновления ассортиментного ряда продукции и разработки новых продуктов (работ, услуг). В этой связи оценка результата предпринимательства вновь использует принцип сочетания показателей, когда показатель прибыли дополняется показателями, характеризующими позиции организации в конкурентной среде (например, местоположение организации в иерархической последовательности конкурирующих организаций, выстроенной с учетом их конкурентоспособности в конкретных условиях рыночной конъюнктуры).

На стадии спада, завершающей жизненный цикл продукции, могут устанавливаться два вида целей: быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий, имея в виду возможность возобновления спроса на продукцию. Результат предпринимательской деятельности на этой стадии может, в принципе, оцениваться с помощью показателя прибыли, стремящегося к максимально возможному значению. Однако он нуждается в дополнении в зависимости от поставленных целей.

Таким образом, можно констатировать изменчивость результирующих показателей предпринимательской деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла продукции, а также возможность их комбинации, обусловленную структурными изменениями в целях и задачах предпринимательства.

6. Показатели  эффективности и методы их определения

Для расчета показателей результата предпринимательской деятельности могут использоваться различные методы.

Показатель занимаемой доли рынка определяется на основе маркетинговых исследований, в рамках которых исследуется совокупная емкость рынка и анализируется соотношение между емкостными показателями, характеризующими деятельность исследуемой предприятия и его основных конкурентов. В долях, процентах.

Для оценки конкурентоспособности продукта используется методический подход, основанный на получении обобщенных показателей, агрегирующих множество частных характеристик с учетом их веса и значимости.

Предпринимательство включает в себя ряд относительно самостоятельных видов деятельности: производственную, финансовую, коммерческую, коммуникативную. Каждое из направлений деятельности образует собственные результаты, на базе которых могут быть исчислены соответствующие показатели эффективности.

Для производственной подсистемы могут быть предложены следующие дополнительные показатели: 
– эффективность производства, рассчитанная по типу ресурсоотдачи; 
– производительность труда; 
– рентабельность; 
– показатель эффективности производственных связей; 
– система показателей, отражающих эффективность управления производством; 
– показатель эффективности управления кадрами; 
– система показателей, характеризующих эффективность использования производственной и маркетинговой информации и другие.

Эффективность деятельности коммерческой подсистемы может оцениваться с помощью относительных показателей, составляющих объем реализации продукции и затратами на организацию ее сбыта и продвижению на рынок, а также показателей, характеризующих согласованность, взаимосвязанность и взаимодополняемость различных элементов сбытовой сети: 
– показатель эффективности различных каналов сбыта, сбытовых систем, посредников; 
– система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью; 
– показатель надежности выбора посредников; 
– система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации; 
– показатели, характеризующие степень соответствия сбытовой сети целям и задачам маркетинга; 
– длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта); 
– показатель, характеризующий относительную величину прибыли в общем товарообороте.

Для оценки эффективности функционирования финансовой подсистемы может быть использована совокупность важнейших показателей и параметров, представляемых в финансовых отчетах организации. Характеризуя финансовые результаты деятельности можно использовать, например: 
– доходы от основной деятельности; 
– себестоимость реализованной продукции; 
– чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний; 
– чистый налог до налогообложения и др.

Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности.

Говоря об эффективности коммуникативной подсистемы необходимо подчеркнуть, что под ней понимается в данном случае не вся система рыночных коммуникаций (эффективность использования различных коммуникативных связей оценивается в разных подсистемах), но коммуникации между производителем и потребителем. В этой подсистеме могут быть использованы следующие дополнительные показатели эффективности: 
– эффективность рекламной деятельности (экономическая и социапсихологическая); 
– эффективность стимулирования сбыта; 
– система показателей, характеризующих работу выставок и ярмарок; 
– эффективность использования различных средств рекламного воздействия; 
– эффективность изучения мотиваций; 
– система показателей, отражающих информационные составляющие; 
– эффективность использования средств создания общественного мнения в отношении предприятия и ее продукции.

Особого внимания заслуживает показатель имиджа предприятия. Он может быть использован в качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной подсистемы, но в ряде случаев и применительно по всей системе предпринимательства. Например, если бизнес - субъект ориентируется на концепцию социально - экономического маркетинга и предлагает осуществлять свою деятельность в длительной перспективе, он может выстраивать целевые установки, исходя из необходимости укрепления доверия потребителей, приобретения необходимого социального статуса и общественного признания. В этом случае оценка результата его деятельности может производиться с помощью характеристик, отражающих его имидж. Недостатком такой оценки является неизбежная условность результирующих показателей - баллов, индексов, полученных с помощью экспертного метода.

7. Система внутреннего контроля прибыли

Создание системы внутреннего контроля прибыли является составной частью финансового управления на предприятии в целях повышения эффективности его хозяйственной деятельности. В основу системы контроля прибыли положено разделение контрольных функций между отдельными службами предприятия и их специалистами. Система строится по линейному и функциональному принципам или сочетает в себе оба вида.

В последние годы в практике стран  с развитой рыночной экономикой получила широкое признание новая система внутреннего контроля, создаваемая в компании и получившая название «контроллинг». Концепция контроллинга была разработана как средство активного противодействия возникновению кризисных ситуаций, часто приводящих к финансовой нестабильности и даже к банкротству компании.

Информация о работе Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства