Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:26, лекция

Описание работы

Важнейшим условием успешной предпринимательской деятельности является выбор обоснованной предпринимательской идеи. Выбор предпринимательской идеи является первым шагом при создании собственного дела. Если отсутствует реальная идея, то не поможет и наличия капитала. Правильно выбранная идея определяет успешную деятельность предпринимателя на длительный срок. Предпринимательская идея – это четко сформулированное предпринимателем мнение о том, с помощью какого товара или услуги можно получить максимальную прибыль.

Файлы: 1 файл

06 Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Детерминированные решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

Вероятностные решения принимаются в условиях 1) риска или 2) неопределенности. К решениям, принимаемым в 1) условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Менеджер обязан учитывать уровень риска как важнейший фактор принятия предпринимательских решений. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных.

Например, страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, на основе анализа демографических данных могут с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в разных возрастных категориях и на этой основе определять страховые тарифы и объем страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль.

Решение принимается в условиях неопределенности, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его результатов.

Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определенному алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определенной последовательности действий. Неформальные решения не основаны на едином алгоритме, а требуют каждый раз самостоятельной оценки ситуации.

Число критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы проводится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. Если же выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п. Чем сложнее коммерческая операция, тем существует большее число возможных вариантов действий, из которых следует выбрать наилучший, оптимальный. По разным объективным причинам найти оптимальный вариант весьма сложно, трудно доказать, что это управленческое решение действительно оптимально, то есть самое лучшее из всех возможных.

Способ фиксации решений. По этому признаку предпринимательские решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа: приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные).

4. Технология принятия предпринимательских решений

Принятие решения – особое направление деятельности предпринимателя. Технология принятия предпринимательских решений представляет последовательность действий, объединенных в логичную систему, обеспечивающую анализ альтернативных вариантов и выявление наиболее эффективного, с точки зрения поставленной цели, с учетом потенциальных возможностей фирмы. Она различается в зависимости от типа принимаемого решения.

Предпринимательское решение может  приниматься на основе интуиции – под интуицией в данном случае понимают знания об объекте принятия решения плюс опыт (интуитивный метод принятия решения). Для его использования необходимо иметь большой опыт предпринимательской деятельности.

Чаще предприниматель обращается к реальному методу принятия решения, который базируется на логически взаимосвязанных рассуждениях и действиях.

Практически предпринимателем используются оба метода одновременно. По существу комбинированный метод – реально-интуитивный. У начинающего предпринимателя в технологии принятия решений преобладает реальный метод. У опытного предпринимателя значительную составляющую в технологии принятия решений представляет интуитивная составляющая.

Обобщенно технологию принятия предпринимательского решения можно представить в виде последовательности следующих действий:

Первым технологическим этапом принятия решения является принятие к рассмотрению возможных альтернатив (проектов). Этот этап связан с поиском и формулированием предпринимательских идей.

На втором этапе предприниматель проводит осмысление альтернатив. Иными словами, выявляет их сущностные черты и логику.

На третьем этапе по каждому проекту выявляются требования, которые необходимо соблюсти для его реализации (необходимость конкретных ресурсов, технологий, финансирования и т.п.).

На четвертом этапе определяются конкретные действия, необходимые для реализации проекта (форма привлечения средств, порядок реализации средств, порядок реализации производства и т.п.). Здесь производится и экономический расчет по стоимостной оценке этих действий.

Пятый этап предполагает расчет вероятного экономического эффекта с учетом обоснованной худшей возможности развития событий.

На шестом этапе сравниваются варианты пессимистического и оптимистического расчетов экономического эффекта. Это сравнение показывает вероятный диапазон возможного эффекта.

На седьмом этапе производится сравнение принятых к рассмотрению проектов. Это сравнение производится по всей совокупности выявленных на ранних этапах качественных и количественных характеристик.

Данный этап технически наиболее сложен. Например, один проект сулит наибольший экономический эффект, но требует значительно больших ресурсов и более рискован. В этом случае возможна экспертная оценка целесообразности выбора. Но возможны и другие, более формализованные варианты.

Завершающий восьмой этап направлен на выбор одной из альтернатив. Он подразумевает принятие решения о реализации выбранной альтернативы.

Следует обратить внимание на то, что  с увеличением количества исходных альтернатив, процесс принятия по ним  решения сильно усложняется. Обычно опытный предприниматель оставляет на 1-2 этапах 2–3 альтернативы. 3-6 этапы в принятии решения являются наиболее трудоемкими и могут осуществляться с помощью научно-обоснованных методов определения экономических показателей. Последние два этапа всегда требуют определенной доли интуитивного подхода. Отсюда становится понятным, что только постоянная практика в сочетании с теоретической подготовкой обеспечивают успех предпринимательской деятельности.

Экономические методы обоснования предпринимательских решений традиционно принято разделять на аналитические и поисковые (творческие).

Аналитический подход к выработке решений оправдан при выполнении ряда условий:

а) проблема относительно проста;

б) легко сформулировать альтернативы;

в) информация, необходимая для  разработки и принятия решения доступна;

г) существуют ясные стандарты относительно правильности искомого решения.

Аналитический подход в значительной степени базируется на построении моделей развития ситуации и проведении расчетов прогнозируемых показателей с использованием ряда параметров.

Поисковый творческий подход используют тогда, когда ищут нестандартные, не использовавшиеся в прошлом решения. В отличие от аналитического подхода, который может быть в значительной степени формализован, творческий подход в меньшей степени допускает формализацию. Поэтому применение моделирования в таких ситуациях ограничено, и модели поведения более сложные.

Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования – довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:

  • постановки задачи;
  • определения критерия эффективности анализируемой операции;
  • количественного измерения факторов, влияющих на исследуемую операцию;
  • построения математической модели изучаемого объекта (операции);
  • количественного решения смоделированной задачи и нахождения оптимального решения;
  • проверки адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации;
  • корректировки и обновления модели.

Существуют различные способы экономического моделирования.

Модели теории игр. Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия.

К противодействиям относятся такие факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовая ситуация противодействия – конкуренция. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов служит существенным преимуществом для любой коммерческой организации.

Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой позволяют анализировать возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов. Первоначально разработанные для военно-стратегических целей, модели теории игр применяются и в бизнесе для прогнозирования реакции конкурентов на принимаемые решения, например, на изменение цен, выпуск новых товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.

Модели теории очередей. Модели теории очередей (или оптимального обслуживания) используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них.

К ситуациям, в которых такие  модели могут быть полезны, относятся, например, определение числа телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов, троллейбусов на маршруте, необходимых чтобы на остановках не скапливались большие очереди, или операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться, и т.п.

Модели управления запасами. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг: производственной фирме необходимы определенные запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, банку – денежной наличности, больнице – лекарств, инструментов и т.д.

Модели управления запасами позволяют  найти оптимальное решение, т.е. такой уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

Модели линейного программирования. Эти модели применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое число изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия.

Принятие эффективных решений в организациях (в том числе предпринимательских решений) – обычно процесс коллегиальный, научно обоснованный, своевременный, непротиворечивый, адаптивный и реальный.

5. Оценка эффективности предпринимательской деятельности

Оценка эффективности предпринимательской  деятельности – это интегральная (рейтинговая) оценка финансово-экономического состояния предприятия. В объективной оценке финансово-экономического состояния предприятия нуждаются все участники производственно-хозяйственного процесса.

Для менеджера предприятия важна оценка эффективности принимаемых им решений, оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и полученных конечных финансовых результатов.

Собственникам (в том числе акционерам) важно знать, какова отдача от вложенных в предпринимательский бизнес средств, какова рентабельность предприятия, а также каковы уровень экономического риска и вероятность потери капитала. Для поставщиков важна оценка возможной оплаты за предоставленные ими материальные ресурсы, выполненные работы и услуги.

Кредиторов и инвесторов интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и реализация инвестиционных проектов.

Все эти аспекты деятельности предприятия  поддаются управлению с помощью методов (инструментов), наработанных мировой и отечественной практикой. В качестве инструментария для определения эффективности предприятия широко используются различные показатели.

Оптимальный перечень показателей, объективно отражающих тенденции изменения экономического состояния, формируется каждым предприятием самостоятельно. В значительной степени состав показателей эффективности определяется целями, которые ставит перед собой предприниматель.

Результат деятельности всегда связан с ее целью. В теоретических концепциях утвердилось понимание цели как некоторого состояния, к которому стремится тот или иной объект. Уже в процессе постановки целей фиксируются те свойства и качества, которые должен получить объект по завершении определенной деятельности. Бесцельная активность не является деятельностью.

Главная цель – максимизация прибыли, но предпринимательству, при его общей направленности на повышение прибыли, всегда присуща множественность целей.

1) Она проявляется, в первую очередь, в возможности по разному формулировать цель максимизации прибыли. Это означает обеспечение:

максимальной прибыли, соответствующей  ресурсам предприятия и рыночной конъюнктуре;

оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимой степенью риска;

высокого качества формируемой  прибыли;

выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

Информация о работе Механизм принятия решений в предпринимательстве. Оценка и контроль предпринимательства. Эффективность предпринимательства