Межрегиональная транспортная инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ особенностей межрегиональной организации транспортной инфраструктуры России (на примере Пермского края), выявление проблем в данной области и разработка вариантов их решения. Для достижения данной цели в настоящей работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «транспортная инфраструктура»;
определить роль транспортного комплекса в экономике страны и её отдельных регионов;
проанализировать особенности размещения транспорта;
рассмотреть современное состояние транспортной системы Пермского края, выявить проблемы и варианты их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы анализа межрегиональной транспортной инфраструктуры России 5
1.1. Сущность транспортной инфраструктуры и ее значение для развития регионов 5
1.2 Основные виды транспорта и их особенности 10
1.3. Общая характеристика системы территориальной организации транспортной инфраструктуры 13
Глава II. Анализ особенностей территориальной организации транспортной системы Пермского края 17
2.1 Общая характеристика транспортной системы Пермского края 17
2.2 Направления совершенствования развития транспортной системы Пермского края 25
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Анисимова 1.docx

— 89.22 Кб (Скачать файл)

На величине перевозок  пассажиров железнодорожным транспортом  по сценарным вариантам сказывается  влияние факторов, определяющих спрос  на пассажирские перевозки: рост численности  и благосостояния населения, развитие рынка труда, промышленное и транспортное освоение новых территорий и рост общественного производства.

По пессимистическому  варианту продолжится снижение количества перевезенных пассажиров, которое к 2030 году достигнет 77% от существующего.

В базовом варианте в 2010 – 2015 годы будут действовать инерционные  факторы, обусловленные сохранением  существующих негативных тенденций  на рынке пассажирских перевозок, что  вызовет падение объемов перевозок. К 2020 году по мере реализации проектов по развитию производства в крае и  реализации программы нового жилищного  строительства спад пассажирских перевозок  будет преодолен. В период после 2020 года количество отправленных пассажиров стабилизируется на уровне, близком к уровню 2008 года.

По оптимистическому варианту к 2030 году объем отправления пассажиров железнодорожным транспортом вырастет в 1,6 раза по сравнению с 2008 годом. К 2020 году реализуются проекты по инновационному обновлению промышленной базы Пермского  края, сформируется новая социально-экономическая  среда, возрастет занятость населения  и его благосостояние. В результате возрастет подвижность населения(Таблица 2.1).

Таблица 2.1

Прогноз состояния основных показателей железнодорожного транспорта в 2008 – 2030 гг. по сценарным вариантам11

 

2008

2015

2020

2030

Пессимистический вариант

       

Перевозки грузов, млн.т

43,1

49

53

64

Грузооборот, млн.ткм

42626

56193

61144

74315

Перевозки пассажиров, млн.чел

20,5

9,7

11,7

15,8

Пеассажирооборот, млн.пасс.-км

2769

1649

1864

2370

Базовый вариант

       

Перевозки грузов, млн.т

43,1

50

58

73

Грузооборот, млн.ткм

42626

57103

67452

84765

Перевозки пассажиров, млн.чел

20,5

11,5

14,9

22,4

Пеассажирооборот, млн.пасс.-км

2769

1898

2302

3129

Оптимистический вариант

       

Перевозки грузов, млн.т

43,1

51

60

79

Грузооборот, млн.ткм

42626

58245

69998

90942

Перевозки пассажиров, млн.чел

20,5

13,0

17,9

32,4

Пеассажирооборот, млн.пасс.-км

2769

2080

2678

4698


 

Освоение прогнозируемых объемов грузовых и пассажирских перевозок требует дальнейшего  инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Главной задачей развития железнодорожного транспорта на территории  Пермского края является полная ликвидация «узких мест» на железнодорожной  сети с учетом создания обоснованных резервов её пропускной способности.

Главное влияние на сроки  возникновения «узких мест» на существующих железнодорожных участках Пермского  края оказывают перспективы реализации крупных стратегических железнодорожных  проектов – строительства Южного и Северо-Восточного железнодорожных  обходов города Перми, магистрали «Белкомур» с учетом увеличения пропускной способности глубокого северного железнодорожного обхода города Екатеринбурга.

Проект «Белкомур» обеспечит создание спрямляющей меридиональной железнодорожной магистрали, имеющей стратегическое значение не только для Пермского края, но и для России в целом. Осуществление проекта позволит сократить пробег на выходах из регионов Сибири и Урала к Архангельску, Мурманску, а по окончании строительства участка Ледмозеро – Кочкома в Карелии – выход в Финляндию и через её порты в Балтику.

На территории Пермского  края в рамках реализации проекта  предусматривается строительство  нового железнодорожного участка Черная – Гайны – Соликамск (Яйва).

Решение задачи создания скоростных транспортных коммуникаций в составе  перспективного транспортного каркаса  Пермского края (задача 3) будет связано  с формированием сегментов перспективного кластерного транспортного каркаса  – участков скоростного движения экспресс-электропоездов, обеспечивающего высокую транспортную доступность внутри основных городских агломераций, прежде всего входящих в Пермскую агломерацию.

Для повышения привлекательности  услуг общественного пассажирского  транспорта для населения и поддержания  существенной доли общественного транспорта в пассажирообороте(задача4) необходимо развитие конкуренции в сфере городских и пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, включая развитие пассажирской компании и разработку прозрачной системы учета затрат на пассажирские перевозки электропоездами всех перевозчиков, включая ОАО «РЖД», для снижения объемов и повышения обоснованности выделения дотаций из краевого бюджета.

Для ввода в действие конкурентной модели рынка пригородных железнодорожных  перевозок необходимо разработать  новую сеть маршрутов пригородных  электропоездов, в том числе, скоростных, с выделением для них соответствующих  ниток графика движения, согласованных  с ОАО «РЖД» и с муниципалитетами.

Для развития инфраструктуры и подвижного состава общественного  пассажирского транспорта (задача 4) и формирования Пермской агломерации необходимы:

  1. интеграция участков железнодорожной сети края, проходящих через город Пермь, в систему городского и пригородного общественного транспорта;
  2. формирование парка скоростных электропоездов;
  3. развитие инфраструктуры для обслуживания пассажиров, включая строительство мультимодальных вокзалов на станциях ПермьII, Верещагино, Левшино, реконструкцию вокзалов на станции Пермь I, в городах Березники, Соликамск, Чайковский, Краснокамск, Лысьва, Чусовой в 2015 – 2020 годах;
  4. строительство пассажирского вокзала в городе Оханске после выполнения проекта «Южный железнодорожный обход города Перми» в 2018 – 2020 годах;
  5. создание сети линий скоростного городского транспорта: скоростного трамвая в городе Перми в 2010 – 2015 годах, городе Чайковском и агломерации городов Березники и Соликамск в 2015 – 2020 годах;
  6. использование на железнодорожных линиях с небольшими пассажиропотоками рельсовых автобусов для сокращения затрат на перевозки.

В рамках задачи по комплексному развитию транспортных узлов и транспортного  обеспечения потенциальных точек  экономического роста (задача5) развитие железнодорожной инфраструктуры должно осуществляться в следующих направлениях:

  1. реконструкция железнодорожного моста через реку Каму в Пермском узле, что предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года;
  2. развитие железнодорожной сети в районах роста добычи полезных ископаемых и разработки других природных ресурсов;
  3. транспортное обеспечение строительства и  эксплуатации АЭС;
  4. обеспечение транспортного обслуживания возникающих новых инвестиционных площадок.

В рамках создания и развития логистических транспортных центров  и технологий (задача 6) предусматривается интеграция железнодорожного транспорта в логистические цепочки доставки грузов путем расширения использования технологий контейнерных перевозок, прежде всего, за счет развития контейнерных терминалов и расширения использования ускоренных контейнерных поездов.

Перспективой развития обладает и автомобильный транспорт. Ниже приведена таблица, по которой можно  проследить развитие автомобильного транспорта по сценарным вариантам.

Таблица 2.2.

Прогноз автомобилизации  в Пермском крае на период до 2030 г. по сценарным вариантам12

Сценарии развития

2008

2015

2020

2030

Автомобилизация, авт./тыс.жителей

Пессимистичный

178,6

223

276

394

Базовый

178,6

231

297

418

Оптимистичный

178,6

271

367

486

Легковые автомобили, тыс.шт.

Пессимистичный

519

610

720

933

Базовый

519

666

854

1189

Оптимистичный

519

779

1049

1352

Автобусы, тыс. шт.

Пессимистичный

12,8

13,0

12,8

12,3

Базовый

12,8

13,7

14,5

15,6

Оптимистичный

12,8

14,6

16,4

17,7

Грузовые автомобили, тыс. шт.

Пессимистичный

90

98

114

154

Базовый

90

103

121

156

Оптимистичный

90

101

121

158


 

Для развития автомобильного транспорта необходима реализация следующих  основных мероприятий.

В сфере комплексного развития транспортных узлов и транспортного  обеспечения потенциальных точек  экономического роста необходимо строительство интермодальных вокзальных комплексов на базе станций Пермь II.

Для повышения привлекательности  услуг общественного пассажирского  транспорта для населения и поддержания  существенной доли общественного транспорта в пассажирообороте необходимы:

  1. ввод оптимальных маршрутов и графиков движения общественного транспорта, обеспечивающих баланс качества транспортных услуг для пассажиров и рентабельности для перевозчиков, с необходимыми(информационными) сервисами для пассажиров;
  2. обеспечение соответствия требованиям эргономики подвижного состава  и создание необходимых условий для обеспечения доступности транспортных услуг для маломобильных граждан;
  3. развитие саморегулируемого рынка пригородных автобусных перевозок с уходом от тарифного регулирования и свободным ценообразованием.

Для развития инфраструктуры и подвижного состава общественного  пассажирского транспорта необходимы:

  1. строительство мультимодальных вокзалов, реконструкция существующей сети автовокзалов, реконструкция и строительство остановочных пунктов;
  2. выделение специальных полос автомобильных дорог для движения общественного пассажирского транспорта в городах Пермь, Березники,Чайковский;
  3. стимулирование обновления и пополнения парков автотранспортных средств современным подвижным составом, в том числе с использованием ограничения по возрасту коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта.

Для совершенствования процедур мотивации предприятий к повышению  качества транспортных услуг необходимо стимулирование обновления парка грузовых автомобилей с использованием экономического, правового и административного  регулирования (дифференциация налогов  и тарифов страхования автогражданской  ответственности на автомобили разных возрастов и экологических классов, ограничения коммерческой эксплуатации автомобилей с возрастом, превышающим  срок их амортизации).

Для сокращения вредного воздействия  транспорта на здоровье человека и  окружающую среду необходимы:

  1. оптимизация маршрутов движения транспорта, направленная на сокращение вредного воздействия транспорта на здоровье человека;
  2. стимулирование обновления парков автотранспортных средств с целью сокращения сроков службы к 2030 году по автобусам до 8-ми лет, по грузовым до 10-ти лет, по легковым автомобилям до 15-ти лет;
  3. мотивация использования экологичных видов топлива и транспортных средств;
  4. совершенствование нормативно-правового регулирования для стимулирования увеличения доли автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном природном газе, дизельном и газодизельном топливе и других альтернативных источниках энергии.

Информация о работе Межрегиональная транспортная инфраструктура