Общие положения малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития малого предпринимательства;
2) выявить сущность и значение малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
3) определить основные проблемы развития малого предпринимательства;
4) рассмотреть государственное и негосударственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также их эффективность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. История развития малого предпринимательства в России 5
1.2. Понятие, сущность и значение малого предпринимательства 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 18
2.1. Современные проблемы развития малого предпринимательства 18
2.2. Основные меры государственной поддержки малого предпринимательства 24
2.3. Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

российское предпреним..docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5

1.1. История развития малого  предпринимательства в России 5

1.2. Понятие, сущность и  значение малого предпринимательства  10

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И  МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 18

2.1. Современные проблемы  развития малого предпринимательства  18

2.2. Основные меры государственной  поддержки малого предпринимательства  24

2.3. Негосударственные структуры  поддержки малого предпринимательства  34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни  населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию, без которых немыслима  его высокая эффективность.

Предприятия малого бизнеса  являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой  и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий  способствует обеспечению занятости  населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию.

Малое предпринимательство  является одним из важных составляющих российской экономики.

Вопросы развития и поддержки  малого предпринимательства в России выдвинуты в центр государственной  политики. Проблема развития малого предпринимательства  рассматривается как масштабная государственная задача, требующая  для решения использование комплексного подхода.

В связи с этим в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную  модель взаимодействия государства  и малого предпринимательства. Это  является актуальностью данной работы.

Объектом исследования является малое предпринимательство.

Предмет исследования - сфера  государственного управления малым  предпринимательством.

Цель работы - государственное  регулирование как источник развития малого предпринимательства.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть историю  развития малого предпринимательства;

2) выявить сущность и  значение малого предпринимательства  как объекта государственного  регулирования;

3) определить основные  проблемы развития малого предпринимательства;

4) рассмотреть государственное  и негосударственное управление  как механизм поддержки малого  предпринимательства, а также  их эффективность.

При написании работы был  использован метод теоретический: анализ нормативно-правовой базы –  федеральных законов и учебной  литературы (таких авторов, как М.В. Момот, М.Г. Лапуста, Н.Ю. Круглова и другие).

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    1. История развития малого предпринимательства в России

В истории развитии малого предпринимательства можно выделить несколько этапов.

Для первого этапа (1985-1987 года) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, бригадных  подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ  предпринимательской деятельности на базе частной собственности. В 1986 году в Союзе Советских Социалистических республик (далее СССР) был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который послужил истоком  зарождения малого бизнеса.

На втором этапе (1987-1988 года) сфера деятельности малого бизнеса  расширяется, количество людей, принимающих  в нем участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Цель развития малого предпринимательства - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого явилось  отсутствие достаточных финансовых ресурсов. В 1988 году были приняты такие  важные законы в развитии малого предпринимательства, как «О кооперации», а также положение  комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров  СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий».

Третий этап (1989-1990 года) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий; существенно  расширились сферы деловой активности людей, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации. Именно в это время  было узаконено частное предпринимательство. Малый бизнес привлекает в свою сферу  все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая  рост безработицы. 08 июля 1990 года было принято Постановление Совета Министров  СССР № 790 «О мерах по созданию и  развитию малых предприятий».

Для четвертого этапа (1991-1992 года) характерны коммерциализация и  появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в  отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывающие широкие  возможности для масштабного  развития предпринимательства. В эти  годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. В 1992 году по инициативе Правительства Российской Федерации и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали: Торгово-промышленная палата Российской Федерации; Российская экономическая академия имени Г. Плеханова; АвтоВАЗбанк; Тульский машиностроительный завод "Штамп" и другие предприятия и организации. Целью деятельности агентства является оказание практической помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. Основная деятельность Агентства заключается в консалтинговой поддержке малых и средних предприятий в России, содействии в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. В этот период Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года № 548 было утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества Российской Федерации.

Пятый этап (1993-1994 года) стал развитием приватизации и всех видов  предпринимательства, появления множества  видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере  услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Постановление Правительства  Российской Федерации от 11 мая 1993 года № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривало целый  комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке  малых предприятий: освобождение от налогообложения прибыли; установление льготных ставок налога на прибыль  малых предприятий в третий и  четвертый года работы с момента  их регистрации; освобождение от налога на прибыль средств негосударственных  юридических лиц, от подоходного  налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства  и развития конкуренции и аналогичные  государственные фонды, создаваемые  органами власти и управления субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления и другие. Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки  зрения интересов государства виды деятельности: производство и переработка  сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской  техники; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство  объектов жилищного, производственного  и социального назначения; инновационная  деятельность. Постановлением Правительства  Российской Федерации от З февраля 1994 года № 65 утверждено Положение о  Фонде содействия развитию малых  форм предпринимательства в научно-технической  сфере. Основными задачи Фонда были:

1) проведение государственной  политики развития и поддержки  малых предприятий в научно-технической  сфере;

2) оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи  малым инновационным предприятиям;

3) создание и развитие  инфраструктуры поддержки малого  инновационного предпринимательства.

Начиная с 1994 года, Правительство  Российской Федерации начинает утверждать Федеральные программы государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 апреля 1994 года № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1994–1995 года. Основными направлениями государственной  поддержки малого предпринимательства  были:

1) формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

2) создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий; установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности; поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  их торговым, научно-техническим,  информационным, производственным  связям с зарубежными государствами;  организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малых предприятий.

На шестом этапе (1995-1998 года) около 65% всех российских частных предприятий  стали малыми. В этот период создается  нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги. С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий  примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует  о медленном развитии сектора  малого бизнеса. Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1995 года № 563 в  стране создается Государственный  комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой  и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.

14 июня 1995 года был принят  Федеральный закон Российской  Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации». № 88-ФЗ (Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого  и среднего предпринимательства  в Российской Федерации»настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 года) определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. С принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

В 2001 году был отмечен  спад в развитии малого бизнеса, который  усугубился в 2002 году. На 1 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при  развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов.Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие. В 2003 году происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

1.2. Понятие, сущность и  значение малого предпринимательства

Термин «малое предпринимательство» имеет универсальный характер. В  научной и учебной литературе существует множество определений  малого предпринимательства. При этом некоторые авторы отождествляют  «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, разграничивают эти понятия. Анализ российского  законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно  определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован  из зарубежной лексики и есть синоним  «малого предпринимательства».

Так, по словам Е.В. Ульяновой, под малым предпринимательством понимается «экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя  без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли  и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и  под свою ответственность».3

Малые предприятия играют значительную роль в экономике страны.

На ресурсных и сбытовых рынках малое предпринимательство  играет роль:

а) важного потребителя, осуществляющего  значительные закупки для собственных  производственных нужд;

б) гибкого производителя, оперативно реагирующего на изменения  конъюнктуры рынка и придающего рыночной экономике необходимую  эластичность;

в) крупного работодателя, использующего  рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функцию.

В аспекте воздействия  малого предпринимательства на важнейших  агентов рыночных отношений выделяют следующие моменты:

а) малое предпринимательство  играет значительную роль в формировании конкурентной среды;

б) выступает как амортизатор  колебаний экономической конъюнктуры;

в) играет роль катализатора научно-технического и технологического прогресса.

Воздействие малого предпринимательства  на политические и социокультурные процессы выражается в его роли:

а) амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое  предпринимательство является фундаментальной  основой формирования «среднего  класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной динамике тенденции  к социальной дифференциации;

б) источника обученных  кадров, охватывающего подавляющее  большинство мест производственного  обучения.

Как показывает статистика (Приложение 1), в 2007 году на основной работе индивидуальных предпринимателей всего  было 2568 тысяч, а в 2008 году уже стало 2837 тысяч, то есть увеличилось почти  на 300 тысяч человек. На дополнительной же работе насчитывалось в 2007 году 248 тысяч человек, а в 2008 году увеличилось  на 102 тысячи. При чем согласно статистике мужчин (1699 тысяч– за 2008 год) больше зарегистрировано в качестве предпринимателей, чем женщин (1138 тысяч – за 2008 год).

Информация о работе Общие положения малого предпринимательства