Общие положения малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития малого предпринимательства;
2) выявить сущность и значение малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
3) определить основные проблемы развития малого предпринимательства;
4) рассмотреть государственное и негосударственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также их эффективность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. История развития малого предпринимательства в России 5
1.2. Понятие, сущность и значение малого предпринимательства 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 18
2.1. Современные проблемы развития малого предпринимательства 18
2.2. Основные меры государственной поддержки малого предпринимательства 24
2.3. Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

российское предпреним..docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

6. Поддержка субъектов  малого предпринимательства в  области инноваций и промышленного  производства осуществляется в  виде: 1) создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов  малого предпринимательства и  оказывающих поддержку субъектам  малого предпринимательства; 2) содействия  патентованию изобретений, полезных  моделей, промышленных образцов  и селекционных достижений, а  также государственной регистрации  иных результатов интеллектуальной  деятельности, созданных субъектами  малого предпринимательства; 3) создания  условий для привлечения субъектов  малого предпринимательства к  заключению договоров субподряда  в области инноваций и промышленного  производства; 4) создания акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов.14

7. Поддержка субъектов  малого предпринимательства в  области ремесленной деятельности  осуществляется в виде: 1) создания  организаций, образующих инфраструктуру  поддержки субъектов малого предпринимательства  в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел,  центров ремесел, и обеспечения  их деятельности; 2) финансовой, имущественной,  консультационной, информационной  поддержки, поддержки в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации работников, поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющих  внешнеэкономическую деятельность  в области ремесленной деятельности.

8. Поддержка субъектов  малого предпринимательства, осуществляющих  внешнеэкономическую деятельность  осуществляется в виде:1) сотрудничества  с международными организациями  и иностранными государствами  в области развития малого  предпринимательства; 2) содействия  в продвижении на рынки иностранных  государств российских товаров  (работ, услуг), результатов интеллектуальной  деятельности, а также создания  благоприятных условий для российских  участников внешнеэкономической  деятельности; 3) создания организаций,  оказывающих поддержку субъектам  малого предпринимательства, осуществляющим  внешнеэкономическую деятельность.

В настоящее время в  Российской Федерации действует  несколько федеральных программ, направленных на поддержку малого предпринимательства. К ним можно отнести такие  программы:

1. «Гранты начинающим  субъектам малого предпринимательства  на создание собственного бизнеса». Гранты – одно из средств  борьбы с безработицей. Около  50 % населения занято путем грантовой поддержки начинающих предпринимателей. Данная программа предусматривает безвозмездное выделение субъектам малого предпринимательства грантов в виде субсидий на возмещения затрат в форме обязательных платежей, связанных с государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, выплат по передаче прав на франшизу. Например, в Кемеровской области существует система грантов, дающая начинающим предпринимателям возможность получить грант в сумме от 300 до 500 тысяч рублей (Приложение 2). Как показывает таблица, только 33 % данных грантов производственная сфера, остальное это предприятия общественного питания и сферы обслуживания, которые и без грантов достаточно развиты и не нуждаются в дополнительном финансировании.

2. "Бизнес-инкубатор". Целью  настоящей программы является  оказание имущественной поддержки  субъектам малого предпринимательства  путем предоставления субъектам  малого предпринимательства на  льготных условиях нежилых помещений  бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе. Бизнес-инкубаторы - специализированные структуры, которые предоставляют отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям (стаж работы не более 1 года) на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги на срок 3 года с последующим освобождением арендованных площадей для других начинающих компаний. К настоящему моменту создано не менее 500 бизнес-инкубаторов на территории Российской Федерации.

3. "Технологические стажировки". Программа предусматривает организацию  стажировок по приобретению опыта  работы у иностранных партнеров  с бесплатным участием и проживанием.

4. "Кредитование коммерческими  банками субъектов малого предпринимательства". Программа предусматривает возмещение  субъектам малого предпринимательства  из бюджета субъектов Российской  Федерации затрат, связанных с  получением кредита в коммерческом  банке в размере до 90% этих затрат, в зависимости от осуществляемого  вида экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации «Об  особенностях отчуждения недвижимого  имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной  собственности и арендуемого  субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» предусматривается исключительное право выкупа предприятиями малого бизнеса арендованного, а также  возможность оплаты приобретаемого ими имущества в рассрочку  – на срок до пяти лет.

В Российской Федерации в  целях поддержки малого предпринимательства  предусматривается создание промышленных парков и технопарков.

Промышленные парки создают  условия для эффективной работы ряда небольших и средних производств. Основной услугой, оказываемой промышленными  парками, является предоставление в  аренду или для выкупа земельных  участков и помещений, а также  обеспечение необходимой транспортной, логистической и телекоммуникационной инфраструктуры. Создание промышленных парков позволяет интенсифицировать процесс привлечения прямых инвестиций в экономику регионов, а также является эффективным инструментом содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Технопарки создаются  в соответствии с государственной  программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере  высоких технологий", одобренной Правительством Российской Федерации. Этой программой предусмотрено создание в период с 2006 по 2010 год технопарков  в сфере высоких технологий в  Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и городе Санкт-Петербурге (пилотные регионы).15

По инициативе Правительства  Российской Федерации было принято  решение о формировании региональных венчурных фондов в целях финансирования малых предприятий в научно-технической  сфере. Благодаря программе венчурных  фондов у малых предприятий есть возможность получить субсидию за счет средств федерального и региональных бюджетов для оплаты по регистрации  и (или) правовой охране за рубежом объектов интеллектуальной собственности.

Последние два-три года активно  обсуждается вопрос об увеличении масштабов не прямого финансирования (кредитования) малого бизнеса, а косвенного финансирования механизмов поддержки малого предпринимательства, что на практике выражается в финансировании так называемой инфраструктуры малого предпринимательства.

В целом механизм федеральных  государственных программ поддержки  развития малого предпринимательства  себя не оправдывает. Малый бизнес в  России существует и развивается  сам по себе, федеральные программы  поддержки и развития малого предпринимательства  реального влияния на его положение  не оказывают. Основным недостатком  федеральных (как и большинства  региональных) программ следует также  назвать отсутствие глубокого анализа  результатов, достигнутых в ходе реализации предыдущих программ. Так, ни в одной федеральной программе  серьезно не оценивалась эффективность, зачастую даже не перечислялись мероприятия, которые были или не были выполнены.

2.3. Негосударственные структуры  поддержки малого предпринимательства

За последние годы были созданы различные негосударственные  структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более  значительное влияние на развитие малого предпринимательства. К их числу  принадлежат, например, Российское агентство  поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный  фонд поддержки инновационных предприятий  «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и так далее.

Важную роль также играют лизинговые фирмы, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические и учебные центры, страховые компании, кредитные организации, которые оказывают различные услуги предпринимателям.

Среди наиболее известных  негосударственных организаций, которые  ведут активную и масштабную работу, являются Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса, организация  «Морозовский проект» и ассоциация «Технопарк».

Российское агентство  поддержки малого и среднего бизнеса  было создано в 1992 г. в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и Великобритании при  непосредственном участии британского  государственного фонда «Ноу-Хау» и Госкомитета по антимонопольной политике Российской Федерации.16

Основные функции агентства  заключаются в следующем:

1) индивидуальное консультирование  предпринимателей по вопросам  экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической,  таможенной политики и ведению  собственного бизнеса;

2) помощь в регистрации  предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных  документов и тому подобное;

3) правовое обслуживание;

4) рекламные и издательские  услуги.

Проект поддерживают отечественные  и зарубежные финансовые и деловые  структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции и развития, Торгово-промышленная палата и другие.

Организацией Морозовский  проект» разработано более 80 образовательных программ, включающих практически весь спектр дисциплин, которые необходимо изучить предпринимателю.

Быстрыми темпами развивается  программа бизнес-консалтинга, которая предусматривает создание независимых аудиторских и консалтинговых фирм на местах.

Ассоциация «Технопарк», созданная в 1990 году, ставит перед  собой следующие задачи:

1) содействие выделению  и формированию приоритетных  направлений инновационной деятельности;

2) реализация инновационных  проектов и программ в различных  областях науки и техники;

3) решение социально-экономических  проблем регионов путем создания  малых наукоемких и высокотехнологичных  производств.

Целей своих ассоциация рассчитывает достичь через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров  и бизнес-инкубаторов.

Технопарки представляют собой особую организационную форму  интеграции науки, образования и  производства, реализуемую на специально отведенной (закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность  парка) территории, где работникам предоставляется  жилье, возможность учиться, условия  для отдыха и ряд социальных льгот.

Формируются технопарки, как  правило, на базе вузов, исследовательских  центров, лабораторий, опытных заводов  или инновационных малых предприятий. По роду деятельности и конечному  ее результату различают научные (фундаментальные  исследования), научно-исследовательские (научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, мелкосерийное производство наукоемких изделий), научно-технические  и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. На практике же наблюдается комбинация перечисленных выше признаков.

Технопарки являются эффективным  механизмом генерации предпринимательских  структур в научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).

Регистрируются технопарки в качестве юридического лица. Они  могут быть как коммерческими, так  и некоммерческими организациями  и создаются в любой разрешенной  законом организационно-правовой форме.

Среди основных задач, которые  решают технопарки, можно назвать:

1) экспертизу и отбор  инновационных проектов и программ, направленных на создание и  внедрение новой техники и  наукоемких технологий;

2) оценку риска, сопряженного  с реализацией проекта;

3) помощь в проведении  научно-исследовательских работ  и внедрении их результатов  в сфере производства;

4) предоставление малым  инновационным фирмам производственных  мощностей;

5) оказание юридической,  организационной, маркетинговой,  финансовой и другой поддержки.

Формирование системы  негосударственных структур поддержки  малого предпринимательства наиболее активно идет в Воронежской, Новгородской; Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве. Здесь активно задействуются  внутренние финансовые ресурсы., Всего  же в России создано около 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов, около 50 учебно-деловых центров, около 20 лизинговых компаний, свыше 20 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 40 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.

При известных позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и  серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют  или существуют лишь на бумаге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство  играет весьма значительную роль в  экономике страны: малые предприятия  осуществляют значительные закупки  для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и  производят более половины валового внутреннего продукта (ВВП), способствуют формированию конкурентной среды, расширяют  производства товаров и услуг  на базе имеющегося оборудования без  дополнительных крупных капиталовложений, сглаживают диспропорции в развитии регионов, вовлекают средства населения  в деловой оборот.

Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных  сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

Информация о работе Общие положения малого предпринимательства