Общие положения малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития малого предпринимательства;
2) выявить сущность и значение малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
3) определить основные проблемы развития малого предпринимательства;
4) рассмотреть государственное и негосударственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также их эффективность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. История развития малого предпринимательства в России 5
1.2. Понятие, сущность и значение малого предпринимательства 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 18
2.1. Современные проблемы развития малого предпринимательства 18
2.2. Основные меры государственной поддержки малого предпринимательства 24
2.3. Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

российское предпреним..docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  развития малого предпринимательства  осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации4, Законом Российской Федерации "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5, а также рядом других законодательных актов.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» определяет субъекты малого предпринимательства  как внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и крестьянские (фермерские) хозяйства. Данный закон также устанавливает  два критерия отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства. Первым критерием является средняя  численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется два  вида субъектов малого предпринимательства:

  1. малые предприятия - до 100 человек;
  2. в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость  активов за предшествующий календарный  год, которая не должна превышать  предельные значения, установленные  Правительством Российской Федерации  для каждой категории субъектов  малого предпринимательства. Данные значения устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет.

Для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства  суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном капитале не должна превышать двадцать пять процентов.

Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства  заинтересован в получении максимального  дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть  дохода предпринимателя в виде налогов  и обязательных платежей, в целях  обеспечения экономических интересов  государства и общества.

Реализуя свой экономический  интерес, предприниматель неизбежно  сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным  наступлением нежелательных экономических  последствий, которые могут причинить  вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической  ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных  негативных последствий.

Гражданским законодательством  предусматривается несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской  деятельности. Наиболее простой формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия.Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.

Иные формы предпринимательской  деятельности предполагают участие  в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного  малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным  только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, например; в промышленности может  составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия  не подпадает.

Процесс создания и последующей  деятельности малых предприятий  регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

Любое, малое предприятие  независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать  без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической  и прочей.

Исходя из этого, требуется  создать такие социально-экономические  предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.

Российский малый бизнес включает в себя разные типы предпринимательства. Самый «верхний» слой — это  немногочисленные, малые по числу  занятых, но капиталообеспеченные. работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы. К их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий, — такие хорошо известные ныне софтверные фирмы, как производящие бухгалтерскую программу «1С» фирма Б. Нуралиева, специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и «Консультант-Плюс» или на антивирусных программах — «Лаборатория Касперского». Они начинали свою деятельность как малые предприятия. Есть малые предприятия, которые весьма немногочисленные, но добились успеха в области биологических, медицинских, химических технологий. Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации.

Более широкий слой малых  и мелких фирм, жизнь которых —  непрерывная борьба за выживание. Среди  них всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические  бюро, ресторанчики, благополучие которых  зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных  фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности  местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов.

Самый нижний слой — это  так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах.

Преимуществами развития малого предпринимательства являются:

1) увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса;

2) рост доли экономически  активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции в благосостоянии  различных социальных групп;

3) создание новых рабочих  мест с относительно низкими  капитальными затратами, особенно  в сфере обслуживания;

4) трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а  также представителей социально  уязвимых групп населения;

5) подготовка кадров за  счет использования работников  с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию  на месте работы;

6) разработка и внедрение  технологических, технических и  организационных новшеств;

7) ликвидация монополии  производителей, создание конкурентной  среды;

8) мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы  невостребованными, а также более  эффективное их использование;

9) улучшение взаимосвязи  между различными секторами экономики.7

Таким образом, развитие малого предпринимательства очень важно  для страны, так как способствует коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И  МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1. Современные проблемы  развития малого предпринимательства

К настоящему времени в  стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать  более благоприятные условия  для формирования и развития частных  фирм и способствовать экономическому росту. Однако результаты данной стратегии  далеки от ожидаемых. Главная проблема заключается в отсутствии тенденций  экономического роста в ответ  на действия государственных органов, стимулирующих и поддерживающих предпринимательство. Это отмечают многие экономисты. Тот факт, что  в России на государственном уровне не обеспечивается необходимых последовательных мер, способных изменить положение  дел в сфере развития предпринимательства  и малого бизнеса к лучшему, вряд ли сегодня вызывает сомнения. Основная причина того, почему государство  не прислушивается к пожеланиям малого предпринимательства, заключается  в том, что малому бизнесу «не  находится места» в сложившемся  балансе политических сил.

Реальные возможности  и интеллектуальные ресурсы, направляемые на осуществление политики в области  малого предпринимательства в разных регионах, весьма различны. Такие лидеры рыночных реформ, как Москва, Петербург, Новгород Великий, Екатеринбург, выстроили  довольно развитые и гибкие системы  поддержки малого бизнеса на региональном уровне (созданы соответствующие  государственные и общественные институты, внедрены схемы обучения, консультирования и косвенной финансовой поддержки местных малых предприятий) и располагают определенными финансовыми ресурсами для обеспечения проводимой ими политики. Иначе обстоит дело в подавляющем большинстве бедных регионов, дотируемых из федерального бюджета.

На деятельность малых  и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько  факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.

Под внутренней средой предприятия  понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость  внутренней среды от внешних условий.

Внешняя среда подразумевает  собой совокупность внешних по отношению  к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно  влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда для предприятий  имеет важное значение:

1) как источник ресурсов;

2) как потребитель результатов  деятельности предприятия и место  общественного признания и оценки  этих результатов;

3) как фактор, определяющий  поведение, образ действий предприятия,  отражающихся в установлении  целей и осуществлении тех  или иных стратегий.8

Факторы внешней среды  разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски  для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности  для их развития. Определяя стратегию  развития предприятия, руководители стремятся  выбирать такой образ действий, который  позволит максимально использовать открывающиеся возможности и  устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они  рискуют, так как действуют в  условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому  в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и так далее, характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Малые предприятия, как субъект  управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская  единица, наиболее зависимая от колебаний  рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней  среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых  предприятий отличается собой в  сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые  предприятия, как правило, действуют  на локальном рынке, который в  отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса  является, его объективно подчиненная  роль в системе отношений с  государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется  специфическая черта, которая связана  именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность  внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения.

Информация о работе Общие положения малого предпринимательства