Общие положения малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития малого предпринимательства;
2) выявить сущность и значение малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
3) определить основные проблемы развития малого предпринимательства;
4) рассмотреть государственное и негосударственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также их эффективность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. История развития малого предпринимательства в России 5
1.2. Понятие, сущность и значение малого предпринимательства 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 18
2.1. Современные проблемы развития малого предпринимательства 18
2.2. Основные меры государственной поддержки малого предпринимательства 24
2.3. Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

российское предпреним..docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

Кроме негативных изменений  внешней среды на возрастание  неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий  влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет  ряд отличий, например:

1) в способах разделения  труда;

2) расстановке кадров;

3)- распределения прав  и ответственности;

4) проведения маркетинговой  политики;

5) налаживания финансовых  потоков на предприятии;

6) получении информации  и так далее.9

В настоящее время, по оценкам  самих предпринимателей, в своей  деятельности они сталкиваются с  проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических  средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос  населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России - формирование и хроническое  воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия  охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой  перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

Предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие  налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста  и к ориентации преимущественно  на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем  не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и  оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главной причиной слабого  развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще одной из не менее  важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных  работников. Некомпетентность управляющих  или недостаточная способность  персонала принимать решения  стала главной причиной разорения  малых фирм. Во многих странах с  рыночной экономикой разрабатываются  специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются  центры развития или «инкубаторы» мелкого  бизнеса.

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных  вопросов; проблемы, связанные с  получением деловой информации и  так далее.

Специфическими проблемами в некоторых регионах Российской Федерации, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта  продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем  направлены в основном на улучшение  технологии, снижении затрат, повышение  профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности  кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и  произвола чиновников (31,6%)10

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных  предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать  относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и так далее, поэтому практически  во всех индустриально развитых странах  малым предприятиям устанавливаются  определенные льготы и оказывается  государственная поддержка.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и  местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства  как на федеральном, так и на местном  уровнях.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах  государственной поддержки, не подрывающих  основ предпринимательства и  интересов частного собственника, и  одновременно способных оказывать  реальную помощь в становлении и  развитии малого предпринимательства  в России.

2.2. Основные меры государственной  поддержки малого предпринимательства

Механизм формирования и  осуществления поддержки малого бизнеса возможен только под влиянием тех задач, которое поставит перед  собой государство.

Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики  требуется содействие государства  в создании необходимых предпосылок  для нормального функционирования малого бизнеса.

К сожалению, в России система  развития и поддержки малого предпринимательства  осуществляется в условиях заметного  ослабления государственного воздействия  на данные процессы.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» в целях  реализации государственной политики в области малого предпринимательства  предусматриваются следующие меры:

1) специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

2) упрощенная система  ведения бухгалтерской отчетности  для малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок  составления субъектами малого  предпринимательства статистической  отчетности;

4) льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого предпринимательства государственное  и муниципальное имущество;

5) особенности участия  субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

6) меры по обеспечению  прав и законных интересов  субъектов малого предпринимательства  при осуществлении государственного  контроля (надзора);

7) меры по обеспечению  финансовой поддержки субъектов  малого предпринимательства;

8) меры по развитию  инфраструктуры поддержки субъектов  малого предпринимательства и  иные меры.

Согласно Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» поддержка  малого предпринимательства осуществляется через разработку и реализацию программ поддержки малого предпринимательства. Государственными из них являются только два их вида: федеральные и региональные. Муниципальные программы поддержки  относятся к программам местного самоуправления.11

Так, органы государственной  власти Российской Федерации формируют  и осуществляют государственную  политику в области развития малого предпринимательства; определяют принципы, приоритетные направления, формы и  виды поддержки субъектов малого предпринимательства; разрабатывают  и реализуют федеральные программы  развития субъектов малого предпринимательства; определяют основные финансовые, экономические, социальные и иные показатели развития малого предпринимательства и так  далее.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  по вопросам развития малого предпринимательства  разрабатывают и реализуют региональные и межмуниципальные программы по развитию субъектов малого предпринимательства; оказывают содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого предпринимательства; финансируют научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы по проблемам развития малого предпринимательства  за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации; оказывают поддержку муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства. При чем органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого предпринимательства органам местного самоуправления (часть 2 статья 10 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 11 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации к полномочиям органов  местного самоуправления по вопросам развития малого предпринимательства  относится: формирование и осуществление  муниципальных программ; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей  развития малого и среднего предпринимательства  и эффективности применения мер  по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства  на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки  субъектов малого предпринимательства  на территориях муниципальных образований  и обеспечение ее деятельности и  другие.

Поддержка субъектов малого предпринимательства не оказывается, если они являются кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными  фондами, негосударственными пенсионными  фондами, профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, ломбардами; участниками  соглашений о разделе продукции; осуществляют предпринимательскую  деятельность в сфере игорного бизнеса; являются нерезидентами Российской Федерации.12

Поддержка субъектов малого предпринимательства включает в  себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации их работников, поддержку  в области инноваций и промышленного  производства, ремесленничества, поддержку  субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность, поддержку субъектов  малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

1. Финансовая поддержка  субъектов малого предпринимательства  осуществляется за счет средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации, средств местных бюджетов  путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по  обязательствам субъектов малого  предпринимательства.

2. Имущественная поддержка  субъектов малого осуществляется  органами государственной власти  и органами местного самоуправления  в виде передачи во владение  и (или) в пользование государственного  или муниципального имущества,  в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых  помещений, оборудования, машин,  механизмов, установок, транспортных  средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной  основе или на льготных условиях. При чем данное имущество должно  использоваться по целевому назначению.

3. Информационная поддержка  субъектов малого предпринимательства  осуществляется органами государственной  власти и органами местного  самоуправления в виде создания  федеральных, региональных и муниципальных  информационных систем и информационно-телекоммуникационных  сетей и обеспечения их функционирования  в целях поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.

4. Консультационная поддержка  субъектов малого предпринимательства  органами государственной власти  и органами местного самоуправления  осуществляется в виде: 1) создания  организаций по оказанию консультационных  услуг субъектам малого предпринимательства; 2) компенсации затрат, произведенных  и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

5. Поддержка субъектов  малого предпринимательства в  области подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  осуществляется в виде: 1) разработки  примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку  и повышение квалификации кадров  для субъектов малого предпринимательства,  на основе государственных образовательных  стандартов; 2) создания условий для  повышения профессиональных знаний  специалистов, относящихся к социально  незащищенным группам населения,  совершенствования их деловых  качеств, подготовки их к выполнению  новых трудовых функций в области  малого и среднего предпринимательства; 3) учебно-методологической, научно-методической  помощи субъектам малого и  среднего предпринимательства.13

Информация о работе Общие положения малого предпринимательства