Организация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:41, курс лекций

Описание работы

Термин «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680–1734) в XVIII в. По Кантильону, предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство.

Файлы: 1 файл

Лекции по предпринимательству Сухопарова.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Свобода поведения предпринимателей базируется на защите государством их имущества, гарантиях существования всех форм собственности на все факторы производства, в том числе на землю.

Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными лицами прав принятия экономических решений – особенно прав распоряжения производственными факторами, прав принятия решения относительно производства (т. е. что, в каком количестве и какого качества, где и как оно должно осуществляться) и прав принятия решения относительно удовлетворения потребностей.

Самостоятельность и  экономическая свобода субъектов  предпринимательской деятельности не означают их своеволия, поэтому законодательством устанавливаются меры государственного регулирования предпринимательской деятельности и ответственности предпринимателей за нарушение соответствующих правовых актов, что и экономически, и в правовом отношении абсолютно оправданно.

 

5.2 Внешняя предпринимательская среда.

Под внешней предпринимательской  средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса.

К внешней среде относится:

  • экономическое положение в стране и регионах;
  • политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;
  • правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;
  • государственное регулирование и поддержка предпринимательства;
  • социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы;
  • культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса;
  • научно-техническая, технологическая среда;
  • наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;
  • физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций;
  • отсутствие проявления природных катаклизмов;
  • институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т. д.

Существенное значение для развития в стране предпринимательства имеет экономическое положение, которое характеризуется условиями формирования конкурентного рынка, осуществления экономических реформ, доступа ко всем видам ресурсов, необходимых для развития деятельности предпринимателей.

На развитие предпринимательства  положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты:

  • уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком России;
  • уровень инфляции;
  • число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок;
  • уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм);
  • уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий;
  • недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках.

Значимым фактором является стабильность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия.

Успешному развитию предпринимательства  способствует льготное кредитование предпринимательских проектов, сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение налоговых ставок и др. Развитие предпринимательства тормозят экономические и финансовые кризисы, возникающие не только в собственной стране, но и в других странах и регионах.

Для развития предпринимательства требуются и стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.

Развитие предпринимательства  возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных (муниципальных) органов, должностных лиц, криминальных структур. Необходимо также четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность.

Правовая среда является важным фактором, обеспечивающим условия функционирования предпринимательской деятельности. Она включает в себя: законы, регулирующие предпринимательскую деятельность; процессуальные механизмы реализации законов; особенности неформальных, традиционных норм права; особенности юридического сопровождения бизнеса. В стране, под воздействием истории становления правовой системы, складывается специфическая страновая модель правовой инфраструктуры бизнеса.

Справка

В странах «континентального права» единство правовой системы обеспечивается наличием центрального акта - гражданского кодекса. Он закрепляет систему в целом, дает критерии правомерности и законности других актов, а также практики, обыкновений и т.п. На те случаи, когда специфика того или иного вида отношений требует в определенных конкретных ситуациях решений, отличных от тех, что закреплены в центральном акте, предусмотрены особые положения (касающиеся пределов отличий), закрепляемые в законе.

В странах, где действует «общее право» (Англия, США, Канада, Австралия), тот же результат достигается путем систематизации соответствующих судебных прецедентов.

Россия пошла по пути создания центральных  актов - кодексов. Действуют основные центральные акты, регулирующие предпринимательскую  деятельность: Гражданский Кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Административный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Использование всех возможностей права, всего богатства свойственных ему  средств воздействия - серьезный  резерв обеспечения выполнения экономических решений. Обязательными условиями эффективности правовой среды являются ее единство, взаимная согласованность входящих в нее законов, подзаконных актов всех уровней, судебной и арбитражной практики, деловых обыкновений и правил делового оборота и беспробельность5.

Для роста эффективности правовой системы очень важно поддерживать обычаи делового оборота, стремления предпринимателей и их объединений к выработке общих правил и своеобразной кодификации тех из них, которые обладают качествами рациональных и справедливых.

Технологическая среда - отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство (информационное пространство, обработка данных и т.д.)

Физическая и географическая среда - включает в себя параметры географического расположения бизнеса, особенности его доступа к природным и людским ресурсам.

 

5.3 Внутренняя предпринимательская среда.

Предпринимательский успех зависит  от многих факторов, среди которых  важнейшим является внутренняя предпринимательская  среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. Внутренней предпринимательской средой фирмы называется ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не все факторы могут контролироваться с помощью управленческих решений. К внутренним факторам относят: цели, структуру, технологию и людей.

Внутренняя предпринимательская  среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие факторы:

  • наличие необходимого объема собственного капитала, правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;
  • выбор предмета деятельности;
  • подбор команды партнеров;
  • знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
  • подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование;
  • механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

Особое значение для успешной предпринимательской  деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы.

К факторам внутренней среды следует  также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

Добиваться успеха будут те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Добиваться успеха могут только те предприниматели, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую всеми работниками, в фирмах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, нацеленные не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

 

5.4 Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.

Рынок является формой взаимоотношений  между отдельными самостоятельными, принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок – это сложное и многостороннее экономическое явление; это соединение спроса и предложения; это форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями.

Только на рынке проверяется  истинная ценность (стоимость) произведенных товаров, ведь если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемый объем прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.

Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Никто не может административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель – самостоятельно хозяйствующий субъект.

Свободного рынка ни в одной  стране нет, так как нет для  него определенных экономических условий, а действует конкурентный рынок при наличии различных форм собственности, при этом преобладающей является негосударственная собственность.

Современный рынок классифицируется по различным категориям:

а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.;

б) по географическому положению – местный, региональный, национальный, мировой;

в) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный;

г) по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной, газовый и др.;

д) по характеру продаж – оптовый, розничный.

Рынок имеет, по сравнению с командно-административной экономикой, значительные преимущества:

- посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг);

- рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, количестве производства;

- высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления;

- участники рынка оптимально используют результаты научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами;

- предприниматель и потребители обладают свободой выбора  
и действий. Они независимы в принятии решений, заключении различных сделок (договоров), найме рабочей силы и т. д.;

- рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей.

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности