Организация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:41, курс лекций

Описание работы

Термин «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680–1734) в XVIII в. По Кантильону, предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство.

Файлы: 1 файл

Лекции по предпринимательству Сухопарова.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной  поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки.

Устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях.

В РФ сложилась определенная структура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.

Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной  программой государственной поддержки  малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации  ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные и муниципальные  программы поддержки малого предпринимательства  включают в себя следующие основные положения:

меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства  на федеральном, региональном и местном уровнях;

перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

меры по вовлечению в предпринимательскую  деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе  инвалидов, женщин, молодежи, уволенных  в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных  переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

предложения по установлению налоговых  льгот и ежегодному выделению  средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

меры по обеспечению передачи субъектам  малого предпринимательства результатов  научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

меры по обеспечению передачи субъектам  малого предпринимательства не завершенных  строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных  предприятий на льготных условиях;

меры по обеспечению субъектам  малого предпринимательства возможности  для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты  средств.

Государственные программы поддержки  малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение государственных  и муниципальных программ поддержки  малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов, а также за счет других источников, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона.

Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства  играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны.

Субъекты РФ также имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

 

4.3. Сущность и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

К формам поддержки малого предпринимательства  относится и разработанная для этих целей упрощенная система налогообложения.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие налоговые ставки по Единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (УСН):

  • 6%, если объектом налогообложения являются доходы,
  • 15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

С 1 января 2009 года законами субъектов  РФ могут быть установлены  дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости  от категорий налогоплательщиков.

Следующие условия являются необходимыми, но не достаточными для перехода на упрощённую схему налогообложения:

  • средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом Федеральным агентством по статистике, не превышает 100 человек;
  • по итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на ежегодно публикуемые коэффициенты-дефляторы).

Некоторые организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения, например, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, занимающиеся игорным бизнесом, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, бюджетные организации и т.д.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Вновь созданная организация и  вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление  о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Единый налог на вмененный  доход.

Этот налог устанавливается  и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При введении единого налога на соответствующих  территориях РФ с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, акцизы на отдельные группы товаров, налоги на операции с ценными бумагами, отчисления на производство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий, отдельные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, налог на имущество предприятий, лесной доход, налог с продаж и ряд других.

Объектом налогообложения  при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный период. Вмененным доходом является потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Ставка единого налога устанавливается  в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

 

 

 

Тема 5 Предпринимательская среда

 

5.1. Понятие и сущность предпринимательской среды. Общая характеристика предпринимательской среды.

5.2. Внешняя предпринимательская среда.

5.3. Внутренняя предпринимательская среда.

5.4 Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.

 

5.1. Предпринимательская среда

Предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным

Как интегрированная сложная система, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы.

Экономическая свобода  – ведущий элемент предпринимательской  среды.

Экономическая свобода  означает, что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих способностей, личностных качеств, имущества для осуществления активной экономической деятельности (см. Конституцию РФ). Большое значение имеет практическая реализация положений правовых норм, не допускающих организацию экономической деятельности, направленной на монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию и рекламу.

Экономическая свободы на практике и, следовательно, развитие предпринимательства базируется на фундаментальных положениях ст. 35 Конституции страны, а именно:

  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.

Наличие движимого и недвижимого  имущества является материально-техническим условием создания собственного дела, условием развития предпринимательства. В Гражданском кодексе РФ (ст. 209) говорится, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.

Важным для обеспечения  прав экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности является положение ГК РФ (Ст.212, п.4), устанавливающее, что права всех собственников защищаются равным образом.  
В Конституции РФ это положение сформулировано так: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Ст. 8, п. 2).

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности