Организация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:41, курс лекций

Описание работы

Термин «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680–1734) в XVIII в. По Кантильону, предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство.

Файлы: 1 файл

Лекции по предпринимательству Сухопарова.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.

Третий стимул роста  корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы «главным фактором организационной эволюции корпораций». Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК)4. Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

 

Сильные стороны крупного бизнеса

Слабые стороны крупного бизнеса

Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства

Снижение стимулов к росту эффективности  производства

Возможности создавать и накапливать  достижения НТП и процедуры и  правила рационального бизнеса 

Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

Экономия на издержках производства

Падение эффективности управление с ростом объема фирмы

Устойчивость

Негибкость, возможность потери контакта с потребителем


 

 

Справка

Деловая газета «Ведомости» ежегодно публикует рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии Financial Times.

Например, отличительной чертой списка 2007 года являлся прорыв китайских компаний. В основном, это были представители финансового сектора: пять банков и два страховщика; также в группу входила нефтяная компания Sinopec. Занять высокие позиции (четыре компании входят в Топ-50, а семь из восьми — в Топ-200) Китаю помог тогдашний бум на фондовом рынке. Китай по совокупной капитализации своих компаний в FT 500 занял 1-е место среди развивающихся стран и 7-е — в общем зачете. Россия с восемью компаниями — соответственно 2-е и 9-е места. («Ведомости» — ежедневная деловая газета, выходит тиражом 75 000 экземпляров. Совладельцы издания — лидеры мировой бизнес-прессы Financial Times и The Wall Street Journal и крупнейший российский издательский дом Independent Media Sanoma Magazines. «Ведомости» выходят с 1999 г.). Данные 2007 года показывали, что в выигрыше оказались представители трех самых наиболее популярных секторов — финансового, электроэнергетического и металлургического.

Для сравнения: по данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы как General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). В этот список входила тогда и одна российская компания – «Газпром», которая занимала 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль, по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония)

Топ-500 крупнейших компаний мира по рыночной стоимости от The Financial Times за 2009 г. стал неприятным сюрпризом для россиян. Число русских названий в рейтинге сократилось более чем вдвое - с 13 до 6. «Газпром», замахивавшийся на мировое лидерство, оказался лишь 36-м. (с 4 места в прошлом году). Российские компании, которые в последние годы стали завсегдатаями первой десятки рейтинга, потеряли свои позиции и с грохотом обвалились в конец списка.

Самыми стойкими оказались компании сырьевого сектора. Лидирующие позиции сохранили за собой нефтяные гиганты ExxonMobil и PetroChina. Нефтяные компании, несмотря на кризис и обвал цен на нефть, продолжали увеличивать свою капитализацию. Ведь в первой половине прошлого года нефть штурмовала исторические максимумы и зашкаливала за $147 за баррель. Однако затем фортуна отвернулась и от них. Тем не менее, нефтяникам удалось захватить лидерство - их сектор по общей стоимости обогнал банки.

Банковский сектор, наоборот, понес  жесточайшие потери, и в результате по общей стоимости стал только вторым.

Топ-10 крупнейших компаний мира образца 2009 года выглядит так:

1. ExxonMobil (капитализация $336,525 млрд).

2. PetroChina (капитализация $287,185 млрд).

3. Wal-Mart Stores (капитализация $204,365 млрд). Взлом тройки. В прошлом году всего 11-е место. General Electric, занимавшая в прошлом году эту строку, теперь на 23-м месте

4. Indl & Coml Bank of China (капитализация $187,885 млрд). Год назад этот банк был на 65-м месте. Это все еще крупнейший банк мира.

5. China Mobile (капитализация $174,673 млрд). Сохранила свои позиции. По-прежнему самый большой в мире телеком.

6. Microsoft (капитализация $163,320 млрд). Улучшила свое положение на 1 пункт. 
7. AT&T (капитализация $148,511 млрд). Плюс одно место.

8. Johnson & Johnson (капитализация $145,481 млрд). В прошлом году - всего 17-я 
9. Royal Dutch Shell (капитализация $138,999 млрд). Осталась на своем месте

10. Procter & Gamble (капитализация $138,013 млрд). Позиции не изменились

Кризис подкорректировал приоритеты. Неожиданное появление в тройке лидеров Wal-Mart Stores, крупнейшей розничной сети в мире, и резкое улучшение позиций Johnson & Johnson говорят о том, что в мире правят теперь не только банки и нефтегазовые компании. Настало время уступить место и торговле и потребительскому рынку.

Из интересных тенденций - увеличение числа китайских компаний в топ-500. Их теперь не 25, как год назад, а  уже 28.

Малый бизнес

Малый бизнес: причины роста и  критерии выделения

Малый бизнес есть понятие как экономическое, так и как юридическое.

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия. Малый бизнес является важнейшей составляющей рыночного хозяйства.

Функции малого бизнеса:

Экономические функции малого бизнеса
  • придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации)
  • формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий)
  • ускоряет научно-технический прогресс (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей)

 

Справка

По данным Института стратегического  анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в  четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.

  • мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов
  • обеспечивает рост налоговых поступлений
Социальные  функции малого бизнеса
  • обеспечивает рост занятости.
  • снижает социальную напряженность.
  • стабилизирует уровень доходов населения

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо более существенному риску, чем крупные фирмы.

Сильные стороны

малого бизнеса

Слабые стороны

малого бизнеса

Гибкость

Высокая степень риска

Более высокая рентабельность по сравнению  с крупным бизнесом

Интуитивный характер и неспециализированное управление

Использование незанятых ресурсов на неформальных рынках

Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

 

Недостаток финансовых ресурсов, сложный  доступ к информации и достижениям НИОКР

 

Зависимость от поддержки крупных фирм и государства


 

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управления. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средства друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше, чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая, по сравнением с крупным бизнесом , оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Таким образом, главное отличительная особенность малого предпринимательства состоит в том, что оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

Типы малого бизнеса

Малый бизнес неоднороден. В зависимости  от конкурентной стратегии можно  выделить два основных типа малых  предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.

Жизнеобеспечивающее - малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это, как правило, мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом. Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками. Велика доля традиционного бизнеса и в странах, где рыночная экономика недостаточно развита.

Традиционный бизнес преобладает  в производственном и бытовом обслуживании, оптовой и розничной торговле. (парикмахерские, небольшие кафе, зубоврачебные кабинеты, магазины.) Нишей традиционного малого бизнеса являются отрасли обслуживающие локальные потребности

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности