Организация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:41, курс лекций

Описание работы

Термин «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680–1734) в XVIII в. По Кантильону, предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство.

Файлы: 1 файл

Лекции по предпринимательству Сухопарова.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Быстрорастущее малое  предприятие - это малый бизнес, придерживающийся стратегии высокого роста и стремящийся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

Количественные критерии выделения  малого бизнеса 

Для определения особого статуса, в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой выделяют количественные критерии выделения малого бизнеса и определяют основные направления поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не поддается простому определению.

В большинстве экономически развитых стран важными количественными критериями выделения малого бизнеса являются следующие показатели:

  • численность занятых;
  • размеры собственного капитала или совокупных активов;
  • положение на рынке. Этот критерий менее количественно определен, чем предыдущие два. Его используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны.

Каждый из перечисленных критериев не универсален, имеет свои достоинства и недостатки. Но так как легче всего учесть численность работников, то этот критерий чаще всего используется в разных странах для определения статуса малого бизнеса.

Средний бизнес

В современной рыночной экономике  помимо крупного и малого бизнеса  сохраняется значительная прослойка  среднего бизнеса. Также как и крупный бизнес, средний бизнес не имеет особого правового статуса. Средний бизнес выполняет роль посредника и связующего звена между крупным и малым бизнесом, между малым бизнесом и государством.

Небольшой размер фирм, неустойчивость и высокая рискованность малого бизнеса не позволяют устанавливать  ему устойчивые связи с крупным бизнесом напрямую. Средний бизнес берет на себя эту роль, создавая сложную сеть разнообразных по форме, правовому и организационному оформлению связей как с крупным, так и с малым бизнесом. Эти связи получили название сетевой экономики.

Сетевая экономика

Сетевая экономика имеет трехъярусную структуру. На верхнем ярусе находятся  крупные предприятия, на нижнем - мелкие фирмы, составляющие около 90% бизнес структур. Средний бизнес, находящийся между этими крайними категориями образует базу для формирования сетей.

Признаки сетевой экономики

  • равноправный характер партнерских отношений между крупным и мелким бизнесом
  • связи между крупным и мелким бизнесом на долгосрочной, возмездной основе. Роль среднего бизнеса как посредника
  • большое количество правовых и социальных институтов, регулирующих партнерские отношения. (государственные программы поддержки малого бизнеса, формы саморегулирования и т.д.). Во всех современных промышленно развитых странах более 90% фирм - это малые и средние фирмы.

Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой  экономики

В современной развитой рыночной экономике  малый бизнес оказывается, подчинен крупному бизнесу, через систему  подрядов и субподрядов. Активно  используются формы лизинга, коммерческой концессии (франчайзинга) и т.д. Лизинг выгоден тем, что позволяет малому предприятию получить современное оборудование без больших единовременных затрат. Крупному бизнесу как правило обеспечивает гарантию возврата кредита, и обеспечивает устойчивые долгосрочные отношения с подрядчиком или субподрядчиком .Франчайзинг - срочный или бессрочный договор коммерческой концессии, который предоставляет лицензиату (держателю франшизы) права использовать в своей предпринимательской деятельности за вознаграждение комплекс исключительных прав (франшиза) принадлежащих лицензиару (компании предоставляющей франшизу). С помощью франчайзинга малый бизнес получает возможность стабилизировать внешнюю среду, обеспечить конкурентные преимущества. Франшиза обеспечивает малым фирмам выход на рынок под известной маркой, зарекомендовавшей себя на рынке, что снижает расходы на маркетинговую и рекламную деятельность. Крупный бизнес расширяет сферу контроля над рынком и сферу своего влияния. В современных условиях выгоду от франчайзингового сотрудничества получают обе стороны.

Часть малого бизнеса является дочерними и ассоциированными компаниями. Сотрудничая с крупным бизнесом, малый бизнес получает доступ к патентам, лицензиям, современным технологиям, финансам, а крупный бизнес получает дополнительную гибкость.

Создание венчурных компаний - рисковых мелких и средних фирм, занимающихся научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений также является широко распространенной формой сотрудничества крупного и малого бизнеса в условиях сетевой экономики. Классическим венчуром является инновационное предприятие, создаваемое несколькими фирмами, каждая из которых вносит в капитал фирмы небольшую долю средств. Коллективное финансирование снижает риск и потери в случае, если инновация не сможет стать прибыльным бизнесом. В случае выигрыша фирмы-инвесторы получают право на лицензию и значительный выигрыш от роста курсовой стоимости акций фирмы. Малый бизнес получает стартовый капитал.

Активно развивается такая форма взаимодействия малого и крупного бизнеса как аутсорсинг.

Для того, чтобы сетевая экономика нормально функционировала, обязательно необходимы три условия:

  • наличие среднего бизнеса,
  • институциональная инфраструктуры бизнеса,
  • эффективная государственная поддержка бизнеса

Без этого в экономике складывается сильно поляризованная двухярусная экономика, в которой малый бизнес зачастую носит теневой характер, выполняет роль посредника перекачивающего ресурсы в пользу крупного бизнеса и государства.

 

Тема 4 Малое предпринимательство.

 

4.1. Сущность и критерии определения малого предпринимательства.

4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства.

4.3. Сущность и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

 

4.1. Сущность малого предпринимательства.

 

Сущность малого предпринимательства  заключается в ведении предпринимательского дела (выпуске товара, оказании услуг) силами малых предпринимательских предприятий.

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. Роль малого предпринимательства состоит в насыщении ниши рынка, незаполненной товарами широкого потребления средних и крупных предприятий.

Для экономики  в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Основными характерными чертами малых  предприятий являются:

  • независимый менеджмент;
  • собственный капитал;
  • локальный район операций;
  • малый размер предприятия;
  • высокая личная мотивация собственника к действию.

Как правило, наиболее общими  отнесения к субъектам малого предпринимательства являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.

В российской практике малое  предпринимательство было разрешено  в 1988 г.

В соответствии с Федеральным  законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (Статья 3. Субъекты малого предпринимательства) «Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли».

 

4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства

 

Преимущества малого предпринимательства заключаются в полной самостоятельности, свободе и оперативности действий; способности быстро менять модели и типы товаров и услуг, изменять технологию производства; более низких операционных расходах и личном общении руководителя предприятия с покупателями и рабочими.

К недостаткам малого предпринимательства  можно отнести следующие: его  предприятия имеют неравные возможности  доступа к материальным ресурсам; банки рассматривают их как рискованных заёмщиков и неохотно дают кредиты; малые предприятия лишены скидок на большой объём заказов.

Уровень неудач в малом  предпринимательстве очень высок  и растет обратно пропорционально  размерам предприятий. Практика показывает, что из предприятий, в которых до 9 работающих, имеют шанс выжить в течение года около 75%. Для периода в 4 года этот шанс составляет 33%.

Основные причины неудач в малом  предпринимательстве – это стремление начать дело, которое не имеет шансов на успех, отсутствие у новых предпринимателей необходимых знаний, навыков и опыта.

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

  • финансовая поддержка (формирование государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.)
  • материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопраков и т.д.)
  • консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.)
  • создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Во многом, благодаря государственной поддержке малого бизнеса, в современных развитых рыночных странах активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие.

Важную роль играют и формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряют объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые. Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. Объединившись, мелкие и средние фирмы получают возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.

В соответствии с федеральным законодательством, государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности