Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 18:48, курсовая работа
Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит, помимо прочего, от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением из данного правила и активно воздействует на экономические процессы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОГО ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА 7
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2 ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК МЕХАНИЗМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.2 СООТНОШЕНИЕ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМОВ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 19
3 ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит, помимо прочего, от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением из данного правила и активно воздействует на экономические процессы.
Реализация конституционных положений о государственном регулировании хозяйственной деятельности нашла свое отражение в таком основополагающем документе, как Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [5], которую можно назвать отправным пунктом нового этапа развития отношений государства и бизнес-сообщества.
Вместе с тем, увеличение экономической активности требует разумного вмешательства государства в целях обеспечения интересов добросовестных участников гражданского оборота, недопущения недобросовестной конкуренции между субъектами хозяйствования. В настоящее время необходимость регулирования экономических отношений получает все большее признание: формируется нормативная основа деятельности хозяйствующих субъектов, в практическую сферу внедряются эффективные правовые средства, призванные обеспечить реализацию прав предпринимателей при параллельном соблюдении общественных и государственных интересов. Иными словами, все большее распространение приобретают такие правовые механизмы, которые способны поддержать в актуальном состоянии баланс публичных и частных интересов.
Очевидно, что все вышеуказанные положения в равной степени способствуют обеспечению интересов субъектов предпринимательской деятельности, развитию частного сектора экономики и диверсификации отраслей промышленности, хозяйства, сферы услуг.
В свою очередь, одним из ключевых моментов в данном вопросе является прекращение предпринимательской деятельности как самостоятельный хозяйственно-правовой институт.
Объектом исследования является правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступает прекращение предпринимательской деятельности и его отдельные особенности в зависимости от оснований прекращения предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, сферы их деятельности и т.п.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить комплексный институт нормативного правового регулирования прекращения предпринимательской деятельности в Республике Беларусь с позиций правовой теории и практики. Указанная цель может быть достигнута за счет решения следующих задач:
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-юридический метод и метод аналогии в праве.
В ходе исследования были проанализированы основные нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие сферу исследуемых правоотношений. Теоретическую базу исследования составили монографии, аналитические статьи и учебные пособия таких ученых, исследователей и практикующих юристов как С.С. Вабищевич, В.Ф. Чигир, В.С. Каменков, В.В. Подгруша, Т.Н. Пунько, В.А. Фадеев и др.
Легальное определение предпринимательства закреплено в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) [2], согласно которой предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
При этом предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).
В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК к предпринимательской деятельности не относятся ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством [2].
К предпринимательской деятельности не относится следующая деятельность физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам:
Законодательными актами могут определяться иные виды деятельности, занятие которыми не относится к предпринимательской деятельности физических лиц.
Из вышеприведенного определения предпринимательства можно выделить ряд его ключевых признаков. Так, предпринимательство – это самостоятельная деятельность. Граждане и юридические лица самостоятельно принимают решения о том, заниматься им коммерцией или нет и в какой отрасли хозяйства вести свою деятельность. Они также самостоятельны в выборе партнеров и контрагентов, заключении договоров и формировании их условий [12, c. 41]. Эта черта соответствует принципам свободы хозяйственной деятельности и договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела со стороны государства. Причем самостоятельность в предпринимательстве обеспечивается судебной защитой.
Предпринимательство как деятельность осуществляется в хозяйственном обороте, главным признаком которого является систематическое осуществление деятельности не для удовлетворения собственных нужд, а в расчете на получение прибыли. Причем понятие систематичности в действующем законодательстве конкретно не определено, однако, используя метод аналогии, можно обратиться к п. 103 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444 [10], согласно которому систематической просрочкой поставщиком поставки товара сверх предусмотренных в договоре сроков, а также систематической значительной задержкой оплаты покупателем поставляемого товара сверх предусмотренных договором сроков являются подобные действия, совершенные хотя бы три раза в течение срока действия договора.
Предпринимательская деятельность осуществляется от своего имени. Так, согласно общему правилу ст. 18 ГК гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию, собственное имя и отчество, если иное не вытекает из законодательства. В то же время гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законодательством, однако перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене его имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается [2].
В свою очередь, согласно ст. 50 ГК юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательными актами случаях – и иных коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Кроме того, наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Предпринимательская деятельность также осуществляется ее субъектами под свою имущественную ответственность. Согласно ст. 23 ГК гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание. В свою очередь, в соответствии со ст. 52 ГК юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. В то же время, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица.
Отдельно хотелось бы отметить, что еще одним квалифицирующим признаком субъекта хозяйственной (предпринимательской) деятельности, является обязательное прохождение в установленном порядке государственной регистрации в качестве юридического лица либо признание таковым законодательным актом. Основным законодательным актом, регулирующим порядок государственной регистрации и прекращения деятельности юридических лиц, в настоящее время является Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1) [4].
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее – Положение о государственной регистрации), утвержденным Декретом № 1. Государственной регистрации в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования подлежат все создаваемые (реорганизуемые) юридические лица по месту их нахождения [4.
Кроме того, важно иметь в виду, что право юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством (ст. 45 ГК). Соответственно, лицензия представляет собой специальное разрешение в виде акта уполномоченного республиканского органа государственного управления или органа местного управления, который выдается о имени государства субъектам хозяйствования на определенный срок и на определенный вид деятельности.
В настоящее время основным актом, регулирующим лицензирование, является Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Указ № 450), которым определено, что лицензирование осуществляется в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды [7]. Данным актом Главы государства утверждены Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.
Таким образом, предпринимательская деятельность носит комплексный характер и обладает совокупностью признаков, рассмотренных выше. При отсутствии полного набора сущностных признаков предпринимательства экономическая деятельность не может признаваться предпринимательской.
В сфере гражданского права субъекты правоотношения подразделяются на физических и юридических лиц [15, c. 241]. Такая классификация субъектов имеет важное практическое значение в силу того, что в правоотношениях частного права главенствующим является диспозитивный метод правового регулирования, а потому не должно быть неравного положения субъектов и подчинения одной стороны отношения другой его стороне.
Согласно примечанию к подп. 2.1 Декрета № 1, под субъектами хозяйствования понимаются юридические и физические лица, перечисленные в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 [4]. Таким образом, согласно Декрету № 1, к субъектам хозяйствования относятся индивидуальные предприниматели, а также следующие юридические лица:
Кроме того, Декрет № 1 включает в перечень субъектов хозяйствования ассоциации (союзы) – объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников [4].
Информация о работе Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности