Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит, помимо прочего, от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением из данного правила и активно воздействует на экономические процессы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОГО ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА 7
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2 ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК МЕХАНИЗМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.2 СООТНОШЕНИЕ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМОВ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 19
3 ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Козловская Екатерина доработка (1).docx

— 77.86 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Декрет № 1 содержит перечень субъектов хозяйствования, из которого целесообразно исходить в соответствии с целями данного исследования.

Согласно ст. 44 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. В свою очередь, в соответствии со ст. 46 ГК коммерческой признается организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющая полученную прибыль между участниками [2].

В соответствии со ст. 45 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 47 ГК) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 59 ГК).

В теории гражданского права и действующем законодательстве Республики Беларусь существуют различные критерии для классификации юридических лиц, среди которых следует выделить следующие:

  • по форме собственности;
  • по правам учредителей (участников) на их имущество;
  • целям деятельности;
  • составу учредителей;
  • составу учредительных документов и др. [13, c. 75; 20, c. 102].

При этом, как следует из приведенного выше определения, в ст. 46 ГК в качестве основного критерия для определения коммерческих организаций выбрана цель извлечения прибыли. Хотя п. 1 ст. 46 ГК допускает осуществление деятельности, направленной на извлечение прибыли как коммерческими, так и некоммерческими организациями, однако у некоммерческих организаций такая цель не может быть основной [22].

Согласно п. 2 ст. 46 ГК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • производственных кооперативов;
  • унитарных предприятий;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах, предусмотренных гражданским законодательством [2].

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.

В рамках данного раздела исследования, следует также отметить, что, согласно ст. 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 22 ГК индивидуальным предпринимателем является гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами. Так, п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (далее – Указ № 285) установлено, что для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более 3 физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключенным с юридическими лицами [6].

деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 года может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).

В соответствии с нормами Указа № 285 индивидуальный предприниматель также не вправе использовать для производства и (или) реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно в совокупности более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии), иных объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (для хранения товаров, их переработки и др.) [6, п.2].

По общему правилу, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. В качестве конкретного примера в рамках темы данного исследования приведем п. 4 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее – Положение о ликвидации), в соответствии с которым деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным данным Положением для ликвидации юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

2 ЛИКВИДАЦИЯ И  РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК МЕХАНИЗМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Понятие и правовая  природа ликвидации коммерческих  организаций по современному  гражданскому законодательству  Республики Беларусь

Ликвидация юридического лица представляет собой регламентированную законодательными актами процедуру, влекущую прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей юридического лица в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами [11].

В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер [2].

Кроме того, основанием для ликвидации юридического лица может стать решение суда в следующих случаях:

  • непринятия решения о ликвидации в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 57 ГК в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;
  • осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами [2; 23, c. 106].

Отметим, что перечень оснований для ликвидации, предусмотренный в п. 2 ст. 57 ГК, не является исчерпывающим. Дополнительные основания содержатся, в частности, в Положении о ликвидации [4].

Так, по решению хозяйственного суда коммерческая организация также может быть ликвидирована в случаях:

  • экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
  • уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о регистрации соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами [4].

По решению регистрирующего органа коммерческая организация может быть ликвидирована в случаях:

  • неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
  • внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием [4].

Коммерческие организации по основаниям, предусмотренным в абзаце втором части первой подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации (неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд), ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии при наличии соответствующего представления уполномоченного органа.

Особый порядок также установлен для ликвидации при признании задолженности безнадежным долгом. В этом случае при внесении налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации регистрирующим органом принимается решение о ликвидации коммерческой организации и внесении записи об исключении ее из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). В отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями регистрирующим органом подается соответствующее заявление в хозяйственный суд [22].

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 57 ГК, может быть предъявлено лицам, принимающим решение о ликвидации, государственным органом или органом местного управления и самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 57 ГК).

Сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу( п. 12 Положения о ликвидации).

Что касается процессуальных аспектов, то общий порядок ликвидации юридического лица определяется ст. 59 ГК, а также в п. 6 Положения о ликвидации. Так, собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, принявший решение о ликвидации юридического лица:

1) назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора);

2) распределяет обязанности между  председателем и членами ликвидационной  комиссии (в случае назначения  ликвидационной комиссии);

3) устанавливает порядок и сроки  ликвидации.

Следует подчеркнуть, что согласно нормам Положения о ликвидации при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества, учредителем, участником, равно как и руководителем этого юридического лица.

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), в свою очередь, в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган.

Срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений [19].

Информация о работе Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности