Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 18:48, курсовая работа
Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит, помимо прочего, от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением из данного правила и активно воздействует на экономические процессы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОГО ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА 7
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2 ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК МЕХАНИЗМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.2 СООТНОШЕНИЕ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМОВ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 19
3 ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Таким образом, Декрет № 1 содержит перечень субъектов хозяйствования, из которого целесообразно исходить в соответствии с целями данного исследования.
Согласно ст. 44 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. В свою очередь, в соответствии со ст. 46 ГК коммерческой признается организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющая полученную прибыль между участниками [2].
В соответствии со ст. 45 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 47 ГК) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 59 ГК).
В теории гражданского права и действующем законодательстве Республики Беларусь существуют различные критерии для классификации юридических лиц, среди которых следует выделить следующие:
При этом, как следует из приведенного выше определения, в ст. 46 ГК в качестве основного критерия для определения коммерческих организаций выбрана цель извлечения прибыли. Хотя п. 1 ст. 46 ГК допускает осуществление деятельности, направленной на извлечение прибыли как коммерческими, так и некоммерческими организациями, однако у некоммерческих организаций такая цель не может быть основной [22].
Согласно п. 2 ст. 46 ГК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.
В рамках данного раздела исследования, следует также отметить, что, согласно ст. 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 22 ГК индивидуальным предпринимателем является гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами. Так, п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (далее – Указ № 285) установлено, что для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более 3 физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключенным с юридическими лицами [6].
деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 года может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).
В соответствии с нормами Указа № 285 индивидуальный предприниматель также не вправе использовать для производства и (или) реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно в совокупности более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии), иных объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (для хранения товаров, их переработки и др.) [6, п.2].
По общему правилу, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. В качестве конкретного примера в рамках темы данного исследования приведем п. 4 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее – Положение о ликвидации), в соответствии с которым деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным данным Положением для ликвидации юридических лиц.
Ликвидация юридического лица представляет собой регламентированную законодательными актами процедуру, влекущую прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей юридического лица в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами [11].
В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер [2].
Кроме того, основанием для ликвидации юридического лица может стать решение суда в следующих случаях:
Отметим, что перечень оснований для ликвидации, предусмотренный в п. 2 ст. 57 ГК, не является исчерпывающим. Дополнительные основания содержатся, в частности, в Положении о ликвидации [4].
Так, по решению хозяйственного суда коммерческая организация также может быть ликвидирована в случаях:
По решению регистрирующего органа коммерческая организация может быть ликвидирована в случаях:
Коммерческие организации по основаниям, предусмотренным в абзаце втором части первой подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации (неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд), ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии при наличии соответствующего представления уполномоченного органа.
Особый порядок также установлен для ликвидации при признании задолженности безнадежным долгом. В этом случае при внесении налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации регистрирующим органом принимается решение о ликвидации коммерческой организации и внесении записи об исключении ее из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). В отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями регистрирующим органом подается соответствующее заявление в хозяйственный суд [22].
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 57 ГК, может быть предъявлено лицам, принимающим решение о ликвидации, государственным органом или органом местного управления и самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 57 ГК).
Сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу( п. 12 Положения о ликвидации).
Что касается процессуальных аспектов, то общий порядок ликвидации юридического лица определяется ст. 59 ГК, а также в п. 6 Положения о ликвидации. Так, собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, принявший решение о ликвидации юридического лица:
1) назначает ликвидационную
2) распределяет обязанности
3) устанавливает порядок и сроки ликвидации.
Следует подчеркнуть, что согласно нормам Положения о ликвидации при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества, учредителем, участником, равно как и руководителем этого юридического лица.
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), в свою очередь, в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган.
Срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.
Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений [19].
Информация о работе Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности