Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 18:48, курсовая работа
Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит, помимо прочего, от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением из данного правила и активно воздействует на экономические процессы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОГО ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА 7
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2 ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК МЕХАНИЗМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.2 СООТНОШЕНИЕ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМОВ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 19
3 ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
– в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
– во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
– в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
– в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами (п. 11 Положения о ликвидации).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [23, c. 110].
В соответствии со ст. 53 ГК реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда [2].
Если учредители юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица [13, c. 69].
По общему правилу, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица [11].
Таким образом, круг субъектов, уполномоченных принимать решения о ликвидации и о реорганизации коммерческой организации, совпадают. Одновременно, моментом признания коммерческой организации ликвидированной является совпадает с окончанием процедуры ликвидации, тогда как реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц [23, c. 98]. Следовательно, если ликвидация как процесс представляет собой самостоятельную процедуру, то реорганизация как юридический факт, по сути, включает в себя не только собственно реорганизацию, но и процедуру регистрации вновь созданной коммерческой организации.
Что касается специфики реорганизации хозяйственных обществ, то здесь следует упомянуть ст. 15 Закона о хозяйственных обществах, согласно которой реорганизация хозяйственного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования с учетом особенностей, предусмотренных иными законодательными актами [3].
Слияние хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм осуществляется по правилам ст. 16 Закона о хозяйственных обществах, согласно которой слиянием хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм признается создание нового хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы путем передачи создаваемому в результате слияния новому юридическому лицу всех прав и обязанностей участвующих в слиянии хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм с прекращением их деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Хозяйственные общества и юридические лица иных организационно-правовых форм, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяют порядок и условия слияния. Общее собрание участников каждого из участвующих в слиянии хозяйственных обществ и учредители (участники) каждого из участвующих в слиянии юридических лиц иных организационно-правовых форм или органы управления таких юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о слиянии. Совместное общее собрание участников хозяйственных обществ и учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в слиянии, утверждает учредительные документы возникающего хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы и образует его органы [12, c. 96]. Порядок голосования на совместном общем собрании определяется договором о слиянии либо этим собранием. При слиянии хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему хозяйственному обществу или возникшему юридическому лицу иной организационно-правовой формы.
Присоединением к хозяйственному обществу признается прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых хозяйственных обществ и (или) одного или нескольких юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей прав и обязанностей последних хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение.
Присоединяемые хозяйственное общество и (или) юридическое лицо иной организационно-правовой формы и хозяйственное общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяют порядок и условия присоединения. При этом общее собрание участников каждого из участвующих в присоединении хозяйственных обществ и (или) учредители (участники) каждого из участвующих в присоединении юридических лиц иных организационно-правовых форм или органы управления таких юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о присоединении [3].
Согласно ст. 18 Закона о хозяйственных обществах разделением хозяйственного общества признается прекращение его деятельности с передачей прав и обязанностей вновь возникшим хозяйственным обществам и (или) юридическим лицам иных организационно-правовых форм [3]. Общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о порядке и условиях его разделения, о создании новых хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, составе их участников. При разделении хозяйственного общества все его права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом к вновь возникшим хозяйственным обществам и (или) юридическим лицам иных организационно-правовых форм.
Выделением из хозяйственного общества признается создание одного или нескольких новых хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного хозяйственного общества без прекращения его деятельности. Общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о порядке и условиях выделения, о создании нового хозяйственного общества (хозяйственных обществ) и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы (юридических лиц иных организационно-правовых форм), составе его (их) участников [11].
Согласно ст. 19 Закона о хозяйственных обществах при выделении из хозяйственного общества одного или нескольких хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм права и обязанности реорганизованного хозяйственного общества переходят в соответствии с разделительным балансом к каждому из возникших хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм [3].
Преобразование хозяйственного общества осуществляется по правилам ст. 20 Закона о хозяйственных обществах, в соответствии с которой хозяйственное общество одной формы или одного вида может преобразовываться в хозяйственное общество другой формы или другого вида либо в хозяйственное товарищество или в производственный кооператив в случаях и порядке, установленных Законом о хозяйственных обществах и иными законодательными актами, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе преобразуемого общества остался один участник [3].
В силу предписаний ст. 21 Закона о хозяйственных обществах в случаях и порядке, установленных законодательными актами, реорганизация хозяйственного общества осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Если участники хозяйственного общества, уполномоченный ими орган управления хозяйственного общества или орган управления хозяйственного общества, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию хозяйственного общества в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручает ему осуществить реорганизацию этого общества.
Гарантии прав кредиторов при реорганизации хозяйственного общества установлены ст. 23 Закона о хозяйственных обществах. Так, учредители (участники) хозяйственного общества или орган, принявшие решение о реорганизации хозяйственного общества, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого хозяйственного общества [3]. Кредитор реорганизуемого хозяйственного общества вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это общество, и возмещения убытков. При этом требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты получения им уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйственного общества, возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам этого общества перед его кредиторами.
В соответствии с п. 3 Положения о ликвидации деятельность индивидуальных предпринимателей может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, установленном для ликвидации коммерческой организации. При этом, исходя из смысла п. 3 Положения о ликвидации можно выделить следующие основания прекращения деятельности индивидуального предпринимателя:
1) по решению индивидуального предпринимателя (в данном случае инициатива по прекращению деятельности исходит именно от него) в связи с признанием хозяйственным судом государственной регистрации индивидуального предпринимателя недействительной;
2) по решению хозяйственного суда в случае:
Здесь необходимо обратить внимание на то, что индивидуальный предприниматель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации. Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда [16, c. 18].
При этом под представлением заведомо ложных сведений Положение о государственной регистрации понимает сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации). К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки [4].
Доходы, полученные от такой незаконной деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке. Взыскание доходов, полученных субъектами хозяйствования, государственная регистрация которых признана недействительной, осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности [19].
Информация о работе Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности