Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит, помимо прочего, от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением из данного правила и активно воздействует на экономические процессы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОГО ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА 7
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2 ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК МЕХАНИЗМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2.2 СООТНОШЕНИЕ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМОВ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 19
3 ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Козловская Екатерина доработка (1).docx

— 77.86 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в соответствии с п. 27 Положения о государственной регистрации, по основаниям, предусмотренным законодательными актами, государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа. При обнаружении оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя вышеуказанные органы в пределах своей компетенции вносят представления в регистрирующий орган для принятия решения об аннулировании государственной регистрации.

3) по решению регистрирующего органа в случае:

– неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, за исключением случая, когда неосуществление им предпринимательской деятельности происходит в период исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью;

– внесения налоговым органом представления (предложения) о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием [4].

При этом правом на обращение с иском в хозяйственный суд, а также на представление (предложение) в регистрирующий орган о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя обладают органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции.

Отдельно хотелось бы отметить, что в соответствии с подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» (далее – Указ № 329) задолженность физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, по обязательным платежам признается безнадежным долгом и списывается в следующих случаях:

  • прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • неосуществления индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта;
  • отсутствия имущества для погашения задолженности по обязательным платежам;
  • отсутствия общественно опасного деяния индивидуального предпринимателя, предусмотренного ст.ст. 231 (уклонение от уплаты таможенных платежей) и 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо отсутствие в деяниях этих лиц указанного состава преступления, либо прекращение предварительного следствия при неустановлении виновных лиц за истечением срока давности [8].

Налоговые органы, а также таможенные органы, органы ФСЗН и Комитета государственного контроля при установлении соответствующих обстоятельств, принимают решения о признании задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списании в соответствии с Положением о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания, утвержденным Указом № 329 [8].

Регистрирующий орган в установленном порядке принимает решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя на основании указанного представления (предложения).

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. Далее регистрирующий орган на основании полученных документов:

– в течение 3 рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что индивидуального предпринимателя находится в процессе прекращения деятельности, для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов о начале процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (п. 8 Положения о ликвидации).

Очевидно, что деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в связи с его смертью. При этом представление в регистрирующий орган свидетельства о смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является основанием для внесения записи в ЕГР об исключении из него этого индивидуального предпринимателя (п. 5 Положения о ликвидации).

Кроме вышеперечисленных оснований, деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в связи с приговором суда, согласно которому индивидуальный предприниматель лишен права заниматься предпринимательской деятельностью. При этом органы и учреждения, осуществляющие исполнение наказания, не позднее 3 рабочих дней с момента получения приговора уведомляют об этом регистрирующий орган с указанием срока наказания. В данном случае деятельность индивидуального предпринимателя приостанавливается, о чем вносятся соответствующие сведения в ЕГР.

Причем по истечении срока наказания регистрирующий орган вносит в ЕГР сведения о возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя. В период действия вынесенного индивидуальному предпринимателю приговора регистрационный номер в этом регистре за ним сохраняется;

Таким образом, вынесение приговора, касающегося лишения или ограничения права заниматься предпринимательской деятельностью, само по себе не является основанием для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. На практике это весьма удобно как для индивидуального предпринимателя, так и для регистрирующего органа, поскольку избавляет их от повторной процедуры регистрации.

Наконец, деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в связи с постановлением о наложении на него административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. В течение 3 рабочих дней со дня изъятия у индивидуального предпринимателя специального разрешения (лицензии) органы, исполняющие данное постановление, информируют регистрирующий и налоговый органы об исполнении постановления с указанием срока, на который произведено изъятие (часть четвертая п. 20 Положения о ликвидации).

В случае вынесения постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью органы, исполняющие данное постановление, в течение трех рабочих дней со дня изъятия у индивидуального предпринимателя специального разрешения (лицензии) уведомляют регистрирующий и налоговый органы об исполнении этого постановления с указанием срока, на который произведено такое изъятие (п. 19 Положения о ликвидации).

По общему правилу деятельность индивидуального предпринимателя является прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в ЕГР об исключении его из этого регистра.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность индивидуальных предпринимателей может быть прекращена как по их собственному волеизъявлению, так и по решению уполномоченных государственных органов. Вместе с тем, не является основанием для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа неосуществление им предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, а также постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общий итог, еще раз подчеркнем, что предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность, осуществляемую субъектом в соответствии с гражданским законодательством в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Предпринимательская деятельность может быть прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, в том числе –Положением о ликвидации. При этом ликвидация юридических лиц по действующему законодательству Республики Беларусь представляет собой законодательно регламентированную процедуру, которая влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей юридического лица в порядке правопреемства к другим лицам. Причем на юридическое лицо возлагается обязанность прекратить свою деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГР об исключении из него этого юридического лица.

Подчеркнем, что момент признания коммерческой организации ликвидированной совпадает с окончанием процедуры ликвидации, тогда как ее реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Следовательно, если ликвидация как процесс представляет собой самостоятельную процедуру, то реорганизация как юридический факт, по сути, включает в себя не только собственно реорганизацию, но и процедуру регистрации вновь созданной коммерческой организации.

В круг субъектов, уполномоченных принимать решение о ликвидации коммерческой организации входят собственники имущества (учредители, участники), управленческий орган, уполномоченный учредительными документами на принятие такого решения, хозяйственный суд, а также регистрирующие органы. Кроме того, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы прокуратуры и внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, в пределах своей компетенции уполномочены обращаться в хозяйственный суд с иском о ликвидации юридического лица, если иное не установлено законодательными актами.

В свою очередь, предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, по общему правилу, регулируется правилами, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Касательно предмета данного исследования, в п. 4 Положения о ликвидации указано, что деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным для ликвидации юридических лиц.

Так, деятельность индивидуальных предпринимателей может быть прекращена по решению регистрирующего органа в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности. Соответствующее решение регистрирующего органа принимается при наличии соответствующего представления уполномоченного контролирующего органа и прилагаемых к нему, в соответствии с законодательством, документов. Вместе с тем, не является основанием для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа неосуществление им предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.

Другим основанием прекращения деятельности индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа является признание задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списание. Перечень случаев, когда задолженность по обязательным платежам признается безнадежным долгом и списывается, установлен Указом № 329.

Также отметим что деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Кроме того, государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа при наличии соответствующих оснований.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218–З: в ред. Закона Республики. Беларусь от 28.08.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

 

  1. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII: в ред. Закона Республики. Беларусь от 15.07.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

 

  1. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь от 16 января 2009 года № 1: в ред. от 24.01.2013 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  2. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  3. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285: в ред. от 11.07.2012 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

Информация о работе Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности