Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;
Введение…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки……………………… 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства……………….. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки………………... 12
2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………. 15
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства………… 20
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список литературы…………………………………………………………. 33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Место и роль малого
предпринимательства в
1.1 Место и роль малого
предпринимательства в
1.2 Состояние и проблемы
малого предпринимательства…………
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления
государственной поддержки……………
2.2 Использование программно-
Глава 3. Основные направления
совершенствования
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования.
В последние годы проблемы малого
бизнеса все более привлекают
внимание ученых и практиков. Малый
бизнес является важным элементом рыночной
экономики, без которого не может
устойчиво развиваться
В настоящее время малый
бизнес поддерживается, прежде всего,
на государственном уровне. Муниципальные
образования значительно меньше
участвуют в его развитии, хотя
по своей природе этот уровень
управления более всего близок и
доступен гражданам. Следовательно, именно
муниципалитетам надо решать конкретные
задачи, связанные с развитием
частной инициативы граждан. Поэтому
возникает необходимость
Вместе с тем, полная децентрализация
поддержки малого бизнеса невозможна.
Одной из важнейших задач региональных
властей является обеспечение равных
условий для социально-
В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития малого бизнеса. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность темы.
Целью исследования является
изучение принципов и методов
государственной поддержки
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и
роль малого
* выявить состояние и
проблемы алого
* определить место программ
поддержки малого
* изучить основные направления
государственной поддержки
* рассмотреть возможности
и практические инструменты
Объектом исследования является сектор малых предприятий в российской экономике.
Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого предпринимательства.
Степень научной разработанности проблем, характеризующих предмет исследования, отмечена, значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике, в монографиях и учебных издания по теории предприятий, теориям развития и технологических укладов, экономике НТП, региональной экономике, экономике и социологии малого предпринимательства, таких российских и зарубежных авторов как: А. Анисимов, Н. Винокурова, С. Глазьев, О. Голиченко, Л. Гохберг, В. Дементьев, О. Еременко, Б. Ерзнкян, А. Зарнадзе, В.Зотов, Л. Зотова, А. Зуев, Г. Клейнер, В.Лексин, Л. Мясникова, В. Пресняков, В. Рубе, А.Швецов, Дж. Брайтс, Дж. Вэйзея, Дж. Джукс, П. Друкер, Ф. Найт, К. Норрис, Ф. Сауэрс, Р. Стиллерман, Й. Шумпетер.
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место малого
предпринимательства в
Малое предпринимательство представляет собой одновременно важное действующее лицо в экономической жизни, гармоничное развитие которой возможно только в условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной деятельности, и инкубатор для развития новых бизнесов – «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает неоднородность малого предпринимательства как экономического явления, включающего в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные для реализации нововведений – производства новых продуктов, внедрения новых технологий, завоевания новых рынков и т.д.
Принципиально важное место
малого предпринимательства в
− узкая специализация (на
разработках и продвижении
− наличие значительной
доли высококвалифицированных
− высокая доля затрат на НИОКР, поскольку выпуск качественно новой продукции - это одно из основных средств малых предприятий для выхода на рынок или сохранения своего места на нем;
− создание и перепрофилирование
малых предприятий требуют
− гибкость, способность
быстро приспосабливаться к новым
требованиям, выдвигаемым научно-
− возможность оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства.
Разработка новых и
коррекция устоявшихся
Крупные предприятия с
большей осторожностью
Анализ зарубежной практики
государственной поддержки
В настоящее время в
европейском Союзе и за его
пределами реализуется
Следовательно, актуальной остается задача унификации определений малого и среднего предпринимательства, действующих в разных странах и на международном уровне.
1.2 Состояние и
проблемы малого
Малое и среднее предпринимательство
имеет исключительно важную роль
в экономической и социальной
жизни промышленно развитых стран
Западной Европы, Америки и Восточной
Азии, где на его долю приходится
до 60 % валового национального продукта.
Даже краткое перечисление достоинств
этого сектора экономики
На основании имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства приходится, к сожалению, констатировать, что на сегодняшний день малый и средний бизнес России все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического развития и возрождения страны, несмотря на его огромный потенциал и те многочисленные социальные, экономические и политические проблемы общества, которые могут быть решены на основе его свободного и полноценного развития.
Подлинная цель экономических
реформ – создание эффективной экономики,
обеспечивающей высокий уровень
и качество жизни населения; достойное
участие России в мировом экономическом
сообществе. Развитое малое предпринимательство
– уникальный и эффективный инструмент
для достижения этих целей. Малое
предпринимательство –
Малое предпринимательство
занимает определенную нишу в системе
экономических отношений
В экономически развитых странах
число малых и средних
За последние десятилетия
можно наблюдать определенное структурное
преобразование экономической системы,
заключающееся в переходе лидерства
в ней от крупных фирм к малому
бизнесу. Хотя “лицо” любого развитого
государства формируют крупные
корпорации, а наличие мощной экономической
силы (крупного капитала) в значительной
мере определяет уровень научно-технического
и производственного