Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;
Введение…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки……………………… 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства……………….. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки………………... 12
2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………. 15
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства………… 20
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список литературы…………………………………………………………. 33
Например, чтобы арендовать
помещения или найти
В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной помощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина.
2.2 Использования
программно-целевых методов
В современной экономической
литературе под программно-целевой
деятельностью (управлением) понимается
система подлежащих осуществлению
мер, действий, проведение которых призвано
обеспечить достижение единой, заранее
поставленной цели. Программа в самом
общем смысле слова означает совокупность
намеченных, подлежащих последовательному
выполнению действий, операций, процедур,
связанных общностью решаемой проблемы,
а также информации об этих действиях.
Синтез понятий «программа» и
«цель» образует категории «программно-целевая
деятельность, «программно-целевые
методы», «программно-целевое
Программно-целевое управление
представляет систему намечаемых, подлежащих
осуществлению мер (действий), проведение
которых призвано обеспечить достижение
единой, заранее поставленной цели.
Определенная подобным образом программно-целевая
деятельность имеет самые разные
формы, получившие название «программно-целевое
планирование», «программно-целевое
управление», «социально-экономическое
программирование». Все формы, виды
деятельности, охватывающие планирование,
прогнозирование, организацию, координацию
на программно-целевой основе, используют
общую методологию, называемую программно-целевым
подходом, или программно-целевым
методом. Такая методология наиболее
характерна для процессов выработки
и реализации управленческих решений,
связанных с задачами, не находящими
решений в экономике как
Программно-целевое управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.
Целевая программа по своей
сущности должна являться адресным документом,
в котором должны быть сбалансированы
используемые ресурсы, по исполнителям
и срокам завершения. Таким образом,
в целевой программе
На региональном уровне программно-целевой подход в управлении применяется хотя и в русле его общей методологии, но имеет свои специфические черты. Помимо характерной для региональных программ максимальной нацеленности на решение социальных проблем территории, им в еще большей степени, чем федеральным программам, свойственен поиск возможностей расширения горизонта программ, использование современных методов бюджетирования, использование механизмов государственно-частного партнерства в подготовке и реализации программ. Региональные программы в принципе не могут быть эффективны без увязки с программами развития муниципальных образований, с одной стороны, и соответствующими федеральными программами - с другой.
Уже в настоящее время
подобные программы обеспечивают активное
воздействие на всю предпринимательскую
среду посредством целевых
Региональные программы
поддержки малого бизнеса, несмотря
на наличие серьезных финансовых,
организационных и правовых проблем,
реализуются в настоящее время
почти во всех субъектах РФ и разрабатываются
на достаточно длительную перспективу.
Есть основания полагать, что в
ближайшее время эти программы
сохранят и усилят свои позиции в
экономической политике регионов по
отношению к малому бизнесу. Вместе
с тем, пока действующие региональные
программы поддержки малого бизнеса
не обеспечивают ощутимых результатов
для его развития и реального
позитивного влияния на экономику
субъектов РФ в целом. В этих условиях
крайне важно уточнить правовой статус
этих программ (региональные законы о
государственных целевых
Необходимо дальнейшее совершенствование
методологии разработки названных
программ с целью осуществления
их не как символических и достаточно
обособленных от общей экономической
стратегии региона мероприятий,
а как программ, «весовых» по формулируемым
целям и задачам, разносторонних
по содержанию, а также достаточно
результативных по своим важнейшим
экономическим и социальным показателям.
Первоочередной задачей является переход
от программ поддержки малого бизнеса
к программам его устойчивого, долговременного
развития. Механизмы таких «программ
развития» должны быть интегрированы
в систему управления региональным
народнохозяйственным комплексом и
подчинены его приоритетам. В
первую очередь, это должно реализовываться
через взаимное согласование программ
и иных мер, ориентированных на поддержку
малого бизнеса, с общей стратегией
и конкретной программой социально-экономического
развития региона на среднесрочную
перспективу. Региональная целевая
программа поддержки малого предпринимательства
должна представлять собой разносторонне
мотивированный и четко целеориентированный
комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных,
производственных, информационных и
иных мероприятий, взаимоувязанных
по ресурсному обеспечению, по исполнителям
и срокам, обеспечивающим эффективное
использование потенциала малого предпринимательства
в решении проблем социально-
В этой связи построение
эффективно действующей системы
государственной поддержки
Важнейшим принципом программного
метода управления выступает и его
целевой характер, т.е. вменение программным
мерам системы эшелонированных
во времени целей, объективно отражающих
как реально имеющуюся картину
экономики региона и сферы
малого предпринимательства (на момент
подготовки программы), так и приоритеты
их развития на весь срок действия программного
документа. Применительно к разработке
целевых программ поддержки малого
бизнеса программно-целевой
Эффективное использование
программно-целевого метода управления,
в том числе, для решения задач
развития и государственной поддержки
малого предпринимательства, возможно
только на основе устойчивости его
ресурсного обеспечения. В современной
экономике ограничителями развития
сферы малого предпринимательства
выступают многие виды ресурсов, в
том числе, финансовые кадровые, информационные
и пр. Содействие в восполнении
этих ресурсов и выступает одной
из целей всей поддержки малого бизнеса
и требует привлечения
В современных условиях выдвигаются
следующие направления работы по
обеспечению устойчивости экономического
(прежде всего, финансового) обеспечения
региональных программ поддержки малого
предпринимательства: а) переход к
трехлетним рубежам бюджетного планирования;
б) повышение доли внебюджетных источников
финансирования программ, в частности,
в рамках практики частно-государственного
партнерства; в) более тесная интеграция
в систему материального
Переход к преобладающему значению адресных, в том числе, бюджетно малозатратных форм государственной поддержки малого предпринимательства в равной мере может быть объяснен и теми изменениями, которые произошли в последнее десятилетие в среде самого предпринимательства, где отчетливо выделились различные группы субъектов хозяйствования, ориентированные на различные формы и виды государственной поддержки. В этих условиях действенность программ поддержки определяется уже не объемом израсходованных средств, а мерой соответствия практическим нуждам отдельных целевых групп субъектов малого предпринимательства. Пример такой новой ориентации в практике государственной поддержки – содействие в становлении производственной и иной кооперации малых предприятий со средними и крупными. Применение системы субконтрактации как фактора поддержки малого предпринимательства активно предлагается в г. Москве с использованием возможностей Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства, а также в Новгородской области и ряде других регионов России.
Достаточно широко распространенной
малозатратной с бюджетной
Усиление акцента на бюджетно-малозатратные
формы государственной политики
в отношении малого предпринимательства
будет оказывать существенное воздействие
на практику применения программно-целевого
метода его поддержки. Формально
объемы финансирования программ могут
стабилизироваться и даже сократиться,
но объем привлекаемых информационно-аналитических
и организационных ресурсов, необходимых
для осуществления программы
в такой структуризации может
возрасти. Повышаются и требования
к профессиональной подготовленности
управленческих кадров, участвующих
в разработке и практическом осуществлении
программ, включая обоснование
Глава 3. Основные направления совершенствования государстенной политики поддержки и развития малого предпринимательства
Наряду с такими основными ресурсами возможного роста экономики, как сокращение доли малоэффективной государственной собственности (она все еще превышает 50%), иностранные инвестиции, в качестве главного резерва называется стимулирование среднего и малого бизнеса.
Десятилетия развития рыночных
реформ в России не сопровождалось
широкомасштабным развитием малого
бизнеса. В результате малые и
средние предприятия не занимают
того места в экономике, которое
им отводится в экономически развитых
странах, где число таких предприятий
составляет свыше 80% от общего числа
предприятий. В этом секторе экономики
в развитых странах занято две
трети работающих, производится более
половины валового внутреннего продукта.
Россия значительно отстает от стран
с рыночной экономикой по этим показателям.
Доля малого предпринимательства в
ВВП России не более 10–11%, стоимость
основных фондов промышленности –
чуть более 3%. Поступления в