Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;
Введение…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки……………………… 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства……………….. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки………………... 12
2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………. 15
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства………… 20
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список литературы…………………………………………………………. 33
Для отдельно взятой малой формы страховые услуги практически недоступны из-за их высокой стоимости. Неразвитость системы страхования в сфере МП приводит к ненадежности хозяйственных связей и увеличению числа банкротств.
Отсутствие необходимой
страховой защиты у малого бизнеса
«отпугивает» потенциальных кредиторов,
инвесторов в данную сферу. Если крупному
предприятию с устоявшейся
Специалисты выделяют два наиболее важных с экономической точки зрения вида страховых услуг, обеспечивающих финансовую защищенность МП:
– страхование имущества,
используемого в
– страхование различных
видов гражданской
Это минимум страховых услуг, без которых малые предприятия не могут рассматриваться как финансово защищенные. Понятно, что каждая категория малого бизнеса должна иметь возможность выбрать тот объем и набор видов страховой защиты, который ему может быть полезен и доступен с финансовой точки зрения.
В последнее время и
федеральное, и региональные правительства
уделяют заметное внимание проблемам
развития страхования малого бизнеса.
С этой целью в регионах, в некоторых
муниципалитетах создаются
Большое значение для развития МП имеет и лизинг. У лизинга большие перспективы и при организации малых предприятий на базе активов крупных производств, так как отпадает необходимость в значительных разовых инвестициях. Кроме того, при лизинге часто используется товарная форма арендных платежей вместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании). Эти обстоятельства чаще всего и выступают в качестве наиболее привлекательного момента при участии малых предприятий в реструктуризации крупных. Для предприятий малого и среднего бизнеса, которые как никто другой испытывают потребность в приобретении основных фондов, именно лизинг является наиболее защищенным видом кредитования, позволяющим размещать средства на длительный период по рыночным ставкам для кредитора и при этом по доступной цене.
Однако все то, что происходило
с лизингом в России до настоящего
времени, представляется незначительными
затруднениями по сравнению с
возможными проблемами, способными возникнуть
в связи с вводом Налогового кодекса,
где определение «ускоренной
амортизации» полностью отсутствует,
что может затруднить развитие лизинга
в России. Расчеты показывают, что
при применении норм амортизации, заложенных
в Налоговом кодексе, оборудование,
взятое в лизинг, будет амортизироваться
больше 10 лет. А это означает, что
у российских предприятий исчезнет
возможность использования
В целом можно отметить:
если условия для развития лизинга
в России не будут улучшены на основе
лизингового законодательства, то из-за
огромных потребностей в обновлении
основных фондов промышленности на ее
территории быстрее, чем отечественный
лизинговый бизнес, будет развиваться
международный лизинг, осуществляемый
компаниями, зарегистрированными в
тех странах, где действует более
благоприятный климат, определяемый
лизинговым, налоговым и инвестиционным
законодательствами, а также оффшорный
лизинг. Это значит, что российское
государство утратит
Мировой оборот рынка лизинговых услуг составляет порядка 500 млрд. долл. в год. В России сегмент розничного рынка, доступного для предприятий малого и среднего бизнеса, оценивается в десятые доли процента.
С макроэкономической точки
зрения существенную роль в развитии
МП наряду с лизингом может сыграть
франчайзинг. Франчайзинг предоставляет
возможность широкому кругу начинающих
предпринимателей получить технологии
ведения успешного бизнеса. Большое
значение имеет совершенствование
законодательной базы этого вида
предпринимательской
С точки зрения передачи прав на использование отработанных и оправдавших себя технологий, популярной торговой марки со сложившейся рекламой франчайзинг может быть интересен для многих крупных предприятий и особенно для градообразующих предприятий оборонного профиля, так как достаточно часто руководящие кадры этих предприятий при всем их высоком профессионализме испытывают огромные затруднения в переориентации предприятий на выпуск гражданской продукции. Дальнейшее развитие франчайзинга потребует внесения изменений в законы, регулирующие такие сферы, как антимонопольная политика, налогообложение, интеллектуальная собственность и др.
Организующим началом
в координации мер
Однако, если не будут расширены рамки (размер предприятий и их оборот) субъектов предполагаемых льгот, вряд ли можно рассчитывать, что эта мера существенно оживит предпринимательство в реальном секторе экономики.
Одним из факторов дальнейшего
развития МП выступает их интеграция
с крупными предприятиями и объединениями.
Обладая ограниченными
Важным шагом к формированию
последовательной государственной
политики в части поддержки и
развития малого бизнеса стала разработка
и принятие Государственным советом
РФ Концепции государственной
Заключение
Помимо населения, органы
муниципальные управления (и это
подтверждается всем мировым опытом)
активно взаимодействуют с
Особой формой названного
взаимодействия, которая может охватывать
ту или иную часть субъектов малого
предпринимательства являются меры
их прямой поддержки со стороны органов
муниципального управления, которые
наиболее эффективно реализуемы именно
через специальные
Пока же новое законодательство
по местному самоуправлению противоречиво
трактует вопрос об использовании программно-
Во-первых, она проистекает
из п.6 ст.17 131-ого ФЗ, которая связывает
деятельность органов муниципального
управления не только с осуществлением
прямо обозначенных в законе функций
(полномочий) по вопросам местного значения,
но и с принятием и организацией
выполнения планов и программ комплексного
социально-экономического развития муниципального
образования. Между тем, для абсолютного
большинства муниципалитетов
Во-вторых, предпосылки использования программно-целевого метода управления на муниципальном уровне вытекают из руководящих указаний по организации бюджетного процесса, в частности, из требований, установленных законом к бюджетному планированию на всех уровнях бюджетной системы, включая разработку системы программ и прогнозов социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.
Однако формальная необходимость
наличия программы еще не является
достаточным условием ее разработки
и осуществления вне