Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;
Введение…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки……………………… 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства……………….. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки………………... 12
2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………. 15
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства………… 20
Заключение………………………………………………………………….. 30
Список литературы…………………………………………………………. 33
Россия существенно уступает
странам с развитой рыночной экономикой
по общей численности малых
Малые предприятия в развитых
странах являются основными создателями
дополнительных рабочих мест. Например,
в США только в 1970-1985 годах на малых
и средних предприятиях создано
35 миллионов новых рабочих мест,
в то время как на государственных
предприятиях и компаниях крупного
бизнеса число рабочих мест сократилось
почти на 6 миллионов. Доля малых
и средних предприятий в общей
численности занятых в 1995 году составляла:
в США - 70%, Япония - 78%, Италия -73%, Франция
- 54%. Хотя в России последнее время
не растет количество малых предприятий,
однако, именно они вносят значительный
вклад в решение социально-
Одна из причин успешного
развития малого бизнеса в странах
с рыночной экономикой состоит в
том, что там крупное производство
не противопоставляется малому. Малые
предприятия зачастую создаются
при крупных фирмах или сотрудничают
с ними. Таким образом формировалась
принципиально новая структура
экономики. Для крупного бизнеса
необходимы и выгодны: емкий рынок
со стабильным и продолжительным
спросом, продукция массового
Малое предпринимательство в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по дерегулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.
Кроме юридических лиц, предпринимательской
деятельностью занимаются также
предприниматели без
Учитывая индивидуальных
предпринимателей, численность которых
к началу 2001 года, по данным Министерства
по налогам и сборам России, достигла
4 миллионов человек, общее количество
занятых в малом секторе
В то же время по различным оценкам примерно половина малых предприятий – “мертвые” и не ведут никакой деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Это связано с одной стороны с тем, что ликвидация предприятия является достаточно трудным делом. С другой стороны, отсутствие эффективного контроля за добросовестностью ведения бизнеса позволяет создавать фирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости.
Понятие среднее предприятие не существует в российском законодательстве. Никакие данные об этой группе предприятий не рассчитываются и не публикуются. Они могут быть получены только путем специальных расчетов на основе баз данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах Российской Федерации. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человек персонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% от общего числа крупных и средних предприятий. Поэтому в ряде случаев совокупные данные о крупных и средних предприятиях достаточно точно характеризуют группу средних предприятий.
Развитие малого и среднего
предпринимательства в
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:
несовершенство нормативно-
отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов для инвестирования малых предприятий;
несовершенство системы налогообложения;
проблемы материально-
трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей;
неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
проблемы кадрового
несовершенство
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
За последнее десятилетие
в России сформировались основные общепринятые
в странах с развитой рыночной
экономикой элементы системы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Учитывая современные условия и
проблемы развития малого предпринимательства,
а также недостаточную
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
- государственные нормативно-
-государственный аппарат,
представляющий собой
-государственная
1.Основным инструментом
реализации государственной
Руководство реализацией
государственной политики в сфере
поддержки малого предпринимательства
осуществляется Министерством Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке
2. Государственный аппарат
системы поддержки малого
В настоящее время в
Российской Федерации имеются все
виды структур поддержки малого предпринимательства,
которыми обладают развитые промышленные
страны. Основой государственной
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
является система государственных
и муниципальных фондов поддержки
малого предпринимательства. В настоящее
время система фондов, состоит
из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных
фондов, из которых 24 учреждены с
участием ФФПМП. Сам Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
это государственная
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные фонды учреждены
правительствами субъектов
Возможно несколько