Основные положения о субъектах предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольно-курсовой работы является изучение общих положений о субъектах предпринимательского права.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи контрольно-курсовой работы:
1) изучить понятие и признаки субъекта предпринимательского права;
2) определить способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности;
3) определить формы и процедуру создания субъектов предпринимательского права;
4) изучить процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности при создании.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.4
1.1. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.4
1.2. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности.9
Глава 2. Создание субъектов предпринимательского права. 16
2.1. Процедура создания субъектов предпринимательского права.16
2.2. Государственная регистрация субъектов предпринимательского права.18
Заключение29
Список использованных источников и литературы.30

Файлы: 1 файл

КР по РПП.docx

— 66.40 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный  университет»

 

Кафедра ГиЗП

 

Российское предпринимательское  право

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

«Основные положения о субъектах предпринимательского права»

 

 

Выполнил ______________                               
                           (подпись)                      (группа, И.О. Фамилия)

    Руководитель работы  _____                        
                                            (подпись)                             ( ученая степень, звание И.О. Фамилия)

 

 

 

Тула, 2013

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение3

Глава 1. Понятие, признаки и  виды субъектов предпринимательского права.4

1.1. Понятие и признаки  субъектов предпринимательского  права.4

1.2. Защита прав субъектов  предпринимательской деятельности.9

Глава 2. Создание субъектов  предпринимательского права. 16

2.1. Процедура создания  субъектов предпринимательского  права.16

2.2. Государственная регистрация  субъектов предпринимательского  права.18

Заключение29

Список использованных источников и литературы.30

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

На современном этапе  развития российского общества все более важное место в экономической системе занимают индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права.

Развитие института предпринимательства  позволяет создавать новые рабочие  места, совершенствовать экономическую  систему страны в целом, а также  укреплять позиции России на мировом  рынке товаров и услуг. В связи  с этим особую актуальность приобретает  вопрос о субъектах предпринимательского права и их регистрации в установленном  порядке.

Целью контрольно-курсовой работы является изучение общих положений  о субъектах предпринимательского права.

Исходя из цели, можно  выделить следующие задачи контрольно-курсовой работы:

1) изучить понятие и  признаки субъекта предпринимательского  права;

2) определить способы  защиты прав субъектов предпринимательской  деятельности;

3) определить формы и  процедуру создания субъектов  предпринимательского права;

4) изучить процедуру государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности при создании.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в  сфере функционирования субъектов предпринимательского права.

Предметом исследования являются общие положения о субъектах  предпринимательского права и их государственной регистрации.

 

Глава 1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.

1.1. Понятие и  признаки субъектов предпринимательского  права.

Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно  ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные  образования, которые в лице органов  власти регулируют и контролируют эту  деятельность. Данные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности.

Государство, муниципальные образования непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность - не производят товары, не выполняют работы (услуги) аналогично тому, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Подобная деятельность производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия.1

Деятельность государства, органов местного самоуправления по использованию и распоряжению принадлежащим  им имуществом является прежде всего формой регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация); косвенного воздействия на ценообразование: в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей (государственные закупки зерна по заранее объявленным ценам, обеспечивающим возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и получение ими необходимой прибыли), в интересах покупателей в условиях дефицита (например, вследствие неурожая) сельскохозяйственных культур (интервенции зерна на рынок за счет государственных фондов); ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности (например, доступ на аукционной основе к недрам, иным ресурсам, принадлежащим государству) и иного регулирующего воздействия на рынок с использованием возможностей публичных образований как собственников.2

                 ┌───────────────────┐

                 │    Субъекты       │

                 │предпринимательской│

       ┌─────────┤   деятельности    ├────┐

       │         └───────────────────┘    │

┌──────┴────────┐                  ┌──────┴────┐  ┌──────────────┐

│Индивидуальные │                  │Юридические│  │Некоммерческие│

│предприниматели│                  │  лица     ├──┤ организации  │

└───────────────┘                  └─────┬─────┘  └──────────────┘

                                         │

                         ┌───────────────┴────────┐

          ┌──────────────┤Коммерческие  организации│

          │              └────┬──────────────────┬┘

          │                   │                  │

 ┌────────┴────┐    ┌─────────┴──────┐   ┌───────┴───────┐

 │Хозяйственные│    │Производственные│   │Государственные│

 │товарищества │    │   кооперативы   │   │и муниципальные│

 │и общества   │    └────────────────┘   │   унитарные   │

 └───┬─────────┼───────────────┬───────┐  │  предприятия  │

     │         └─┐             │       │ └───────────────┘

┌────┴───────┐ ┌─┴──────────┐  │  ┌────┴──────┐        ┌───────────┐

│Полное      │ │Товарищество│  │  │Акционерные├────────┤Закрытые   │

│товарищество│ │  на вере   │  │  │ общества  │        │акционерные│

└────────────┘ └────────────┘  │  └──────┬────┘        │общества   │

                               │         │             └───────────┘

           ┌───────────────────┤         └───────┐

┌──────────┴─────┐    ┌────────┴───────┐   ┌─────┴─────┐

│   Общество с   │    │  Общество с    │   │  Открытые  │

│ дополнительной │    │  ограниченной  │   │акционерные│

│ответственностью│    │ответственностью│   │ общества  │

└────────────────┘    └────────────────┘   └───────────┘

 

Рис.1. Субъекты предпринимательской  деятельности.

Субъекты предпринимательской  деятельности – коммерческие организации могут существовать в следующих организационно-правовых формах:

1) Хозяйственные товарищества и общества (Полное товарищество, Товарищество на вере, Акционерные общества (ОАО, ЗАО), Общество с ограниченной ответственностью, Общество с дополнительной ответственностью);

2) Производственные кооперативы;

3) Государственные и муниципальные  унитарные предприятия.

Субъекты предпринимательского права отличаются следующими признаками.

1. Обладание комплексной  правосубъектностью, которая охватывает как частно-правовые, так и публично-правовые аспекты предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательского права могут участвовать и участвуют как в гражданских, так и публичных правоотношениях. Хозяйствующие субъекты могут выступать участниками имущественного оборота и одновременно являются носителями публичных прав и обязанностей. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы, а в установленных случаях от их имени выступают граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ). В публичных правоотношениях - в сфере регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью - действуют, в пределах их компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления.3

Гражданская правоспособность хозяйствующих субъектов может  быть общей - дает возможность приобретать  права и обязанности, связанные  с любыми видами деятельности, кроме запрещенных.

Учредители (участники) юридического лица могут сами ограничить его правоспособность в учредительных документах. В этом случае возникает ограниченная правоспособность юридического лица. Сделки, совершенные в противоречие с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, являются оспоримыми.

Некоторые юридические лица обладают специальной правоспособностью, то есть они могут иметь права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Сделки, совершенные в противоречие со специальной правоспособностью, - ничтожны.

Исключительной правоспособностью  обладают юридические лица, осуществляющие такие указанные в законе виды деятельности, которые являются единственно  возможными для хозяйствующих субъектов, какие-либо другие виды деятельности для  них запрещены. Исключительной правоспособностью  обладают, например, страховщики, банки  и другие кредитные организации, аудиторские организации, акционерные  инвестиционные фонды, фондовые биржи.4

2. Наличие обособленного  имущества, принадлежащего хозяйствующему  субъекту на праве собственности,  а унитарному предприятию - на  праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. Конечно,  для осуществления предпринимательской  деятельности может использоваться  и арендуемое имущество, и на  базе арендуемого имущества можно  реализовать собственный экономический  интерес к ведению дел в  целях получения прибыли. Однако  в случае банкротства арендуемое  имущество не входит в конкурсную  массу, на него не обращается  взыскание по требованиям кредиторов. Соответственно, для банков, иных  кредиторов, инвесторов предпочтительнее  иметь дело с организацией, обладающей  собственным имуществом в размере,  гарантирующем имущественные интересы  кредиторов.

Обособленное имущество  учитывается организацией на самостоятельном  балансе, а арендуемое - за балансом.5

3. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности  его имущества.6

4. Сочетание ведения хозяйствующими  субъектами предпринимательской  деятельности и руководства ею, сочетание публичным образованием  функций регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью с функцией собственника имущества. Обеспечение юридического лица ресурсами, организацию производства товаров и его реализацию обеспечивают органы управления организацией. Генеральный директор предприятия (коммерческой организации) с помощью своих заместителей, директоров управляет персоналом, совершает сделки от имени организации, представляет ее в государственных органах, суде. Члены органов управления коммерческих организаций, другие менеджеры действуют в интересах организации-предпринимателя, сами же они субъектами предпринимательства не являются.7

5. Легитимация в установленном  законом порядке. Индивидуальные  предприниматели и организации  легитимируются в качестве хозяйствующих  субъектов с помощью государственной  регистрации. Российская Федерация  и субъекты РФ не нуждаются  в государственной регистрации  в качестве субъекта предпринимательского  права, так как в соответствии  с Конституцией РФ и основными  законами субъектов РФ они  имеют соответствующую компетенцию  для осуществления хозяйственной  деятельности. Легитимация муниципальных  образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.8

Важнейшей юридической обязанностью субъекта предпринимательства как  налогоплательщика выступает его  обязанность по уплате налогов. Исполнением  налогового обязательства является совершение обязанным лицом определенных действий или их совокупности, направленных на фактическое финансирование государственного бюджета.

Информация о работе Основные положения о субъектах предпринимательского права