Особенности организации финансов субъектами малого бизнеса (предпринимательства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы, является оценка преимуществ и недостатков субъектов малого бизнеса с точки зрения организации их финансов.
В рамках достижения цели сформулированы задачи работы:
Определить круг субъектов малого бизнеса;
Изучить нормативно - правовое регулирование деятельности предприятий малого бизнеса;
Рассмотреть особенности организации финансов субъектов предпринимательства, условия их формирования;
Изучить особенности налогообложения;

Содержание работы

Введение4
Глава 1. Понятие субъектов малого бизнеса (предпринимательства). Нормативно – правовое регулирование деятельности субъектов малого бизнеса в РФ6
1.1 Понятие субъектов малого бизнеса (предпринимательства).6
1.2 Нормативно – правовое регулирование деятельности субъектов малого бизнеса в РФ.11
Глава 2. Особенности организации финансов субъектами малого бизнеса (предпринимательства)20
2.1 Формирование денежных фондов и резервов предприятия, привлечение финансовых ресурсов, принципы организации финансов20
2.2 Привлечение заемных ресурсов.24
2.3 Особенности налогообложения30
2.4 Преимущества и недостатки субъектов малого бизнеса с точки зрения организации их финансов.41
Заключение43
Список использованных источников45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 73.33 Кб (Скачать файл)

Потребность малых предприятий  в кредитных ресурсах участниками рынка оценивается в 815-978 млрд. рублей, ее удовлетворенность - не более чем в 15-20% . Причиной тому служит то, что российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем большим предприятиям по крупным кредитам. Финансовое состояние малых предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск не возврата кредитов. Также кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия.[11]

Для малых организаций  краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Малые предприятия просто не имеют  иного доступа к рынкам долгосрочного  капитала, чем получение ссуды  под залог недвижимости. Традиционные формы краткосрочного банковского  кредитования связаны с использованием таких финансовых инструментов, как: срочный кредит; контокоррентный  кредит; онкольный кредит; факторинг.

При срочном кредите банк открывает организации специальный  ссудный счет и перечисляет на него оговоренную кредитным договором  денежную сумму. Контокоррентный кредит предусматривает обслуживание банком контокоррента организации, включая зачисление на счет выручки организации и оплату со счета поступивших расходных документов. При этом контокоррент может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.

Онкольный кредит представляет собой разновидность контокоррентного кредитования, имеющую следующие  особенности: кредит выдается под залог, в качестве которого выступают, как  правило, либо товарно-материальные ценности, либо ценные бумаги, которыми владеет  организация; банк оплачивает все счета организации в пределах обеспечения кредита.

Бесспорным лидером по объему кредитования малого и среднего бизнеса остается Сбербанк России. В настоящее время в Сбербанке  обслуживается чуть больше 20% всех компаний малого бизнеса. Общий объем кредитов Сбербанка малому бизнесу составляет 1,2 трлн. Руб.[11]

Поскольку большинство малых  предприятий не отвечает требованиям, которые предъявляют кредитные  банки к кредитоспособности клиентов, государство косвенным путем  способствует расширению объемов кредитования малого бизнеса в целях поддержки  его развития. Поэтому создаются  особые фонды, которые:

  • Сами кредитуют исключительно малый бизнес;
  • Выступают гарантами при обращении малых предприятий за кредитами.

Такие фонды существуют во многих городах и регионах, Ивановская область не исключение. В городе Иваново есть такой фонд, как «Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (ИГФПМП)». Он является некоммерческой организацией, аккумулирующей финансовые средства, в т.ч. бюджетные, для финансирования программ, проектов и мероприятий, имеющих целью поддержку и развитие малого предпринимательства. Также стоит отметить участие ИГФПМП в рассмотрении проектов областных законов «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и «О реестре субъектов малого предпринимательства Ивановской области», а также в комиссиях и рабочих группах, рассматривавших предложения по оказанию поддержки и помощи субъектам малого предпринимательства.[20]

Привлечение заемных средств  и размещение свободных ресурсов помогают предприятиям в решении  проблемы оптимизации денежных потоков. Слишком большое привлечение  заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия, а слишком малый объем заемных средств не позволяет предприятию развиваться.

    1. Особенности налогообложения.

В соответствии с разделом 8 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, являются разновидностью специальных налоговых режимов.

Субъекты малого предпринимательства  при осуществлении хозяйственной  деятельности могут применять общую  систему налогообложения либо специальные  налоговые режимы. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).

Согласно п.1 ст.346.14 НК РФ объектами налогообложения при  применении упрощенной системы налогообложения  могут являться:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, при упрощенной системе налогообложения возможно применение одного из двух объектов налогообложения, причем налогоплательщику предоставлено  право выбора объекта налогообложения  независимо от каких-либо факторов и  условий (п.2 ст.346.14 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик может самостоятельно выбрать конкретный объект налогообложения, предварительно оценив экономическую  целесообразность применения того или  иного объекта налогообложения (в  зависимости от его вида деятельности, конкретного состава расходов или  доходов, другой ситуации при ведении  предпринимательской деятельности). Выбранный налогоплательщиком объект не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы.

Поскольку НК РФ устанавливает  два различных варианта исчисления единого налога при упрощенной системе  налогообложения в зависимости  от выбранного объекта налогообложения, законодатель устанавливает и различные налоговые ставки для каждой налоговой базы.

Величины конкретных ставок в зависимости от выбранного объекта  налогообложения определены ст.346.20 НК РФ и приведены в табл. 1.

Отметим, что для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения  разницу между доходами и расходами, предусмотрены две налоговых  базы. Дело в том, что п.6 ст.346.18 гл.26.2 НК РФ предусмотрена уплата такими налогоплательщиками в определенном случае в дополнение к единому  налогу еще и «минимального налога», для которого установлены своя налоговая база и своя налоговая ставка.

Таблица 1.

N п/п

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговая ставка, %

1

Доход

Денежное выражение доходов

6

2

Доход, уменьшенный на величину расходов

Единый налог - денежное выражение  доходов, уменьшенных на величину расходов

15

   

Минимальный налог - доходы <денежное выражение>

1


 

Согласно п.1 ст.55 НК РФ под  налоговым периодом понимается календарный  год или иной период времени, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых  уплачиваются авансовые платежи  налога).

По отношению к УСН ст.346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В свою очередь, отчетным периодом признается первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Таким образом, каждый налоговый  период по единому налогу - календарный  год (с 1 января по 31 декабря) - включает в себя три отчетных периода (I квартал, полугодие, 9 месяцев), при этом налог  исчисляется по итогам каждого отчетного (налогового) периода нарастающим  итогом.

Как указывалось выше, существует два альтернативных варианта исчисления налога в зависимости от того, какой  конкретно объект налогообложения  используется: доходы или доходы, уменьшенные  на сумму расходов. Исходя из выбранного объекта налогообложения, налогоплательщик определяет налоговую базу и применяет соответствующий порядок исчисления налога.

В общем случае налогоплательщики  исчисляют налоговую базу и сумму  налога, подлежащего уплате в бюджет, по итогам каждого налогового периода.

Согласно п.п.1 - 2 ст.346.21 НК РФ единый налог исчисляется налогоплательщиками  самостоятельно как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы.

Следует отметить, что для  каждой категории налогоплательщиков существуют особенности в порядке  исчисления единого налога.

Налогоплательщикам, выбравшим  в качестве объекта налогообложения  доходы, законодатель разрешил уменьшить  сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период времени в соответствии с  законодательством России.

Следует отметить, что в  п.3 ст.346.21 НК РФ речь идет об «уплачиваемых» суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, принимаемых в уменьшение сумм единого налога (авансовых платежей по налогу).

Налогоплательщикам, выбравшим  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину расходов, законодатель подготовил сюрприз в  качестве так называемого «минимального налога», рассчитываемого в размере 1 процента от налоговой базы, которой будут являться доходы.

Согласно п.6 ст.346.18 НК РФ такой налог уплачивается в том  случае, если размер исчисленного в  общем порядке налога составляет сумму, меньшую, чем 1 процент от суммы  полученного налогоплательщиком дохода (то есть меньше суммы «минимального налога»). Это означает, что налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на сумму расходов, в любом случае (даже при наличии убытков) заплатит в бюджет сумму налога в размере не меньшем, чем 1 процент от полученных доходов.

Уплата УСН (авансовых платежей по налогу) налогоплательщиками производится по месту нахождения организации либо по месту жительства предпринимателя.

Законодательство о налогах  и сборах под местом нахождения организации  подразумевает место ее государственной  регистрации, а под местом жительства физического лица - место, где это  физическое лицо постоянно или преимущественно  проживает (п.2 ст.11 НК РФ).

Кроме того, в течение  налогового периода налогоплательщики  уплачивают авансовые платежи единого  налога.

Такие платежи по налогу исчисляются налогоплательщиками  по итогам каждого отчетного периода  исходя из ставки налога и фактически полученных доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов (в  зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения), рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного налогового периода (I квартала, полугодия или девяти месяцев) с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Эти платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (пп.5 ст.346.21 НК РФ).

Следует иметь в виду, что в случае, если сумма единого  налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего  отчетного периода, у налогоплательщика  отсутствует обязанность по уплате налога.

Следовательно, в течение  текущего налогового периода налогоплательщики  три раза уплачивают в бюджет сумму  авансовых платежей, а по его окончании - сумму налога, исчисленную с  зачетом ранее начисленных авансовых  платежей.[19,1]

    1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности может применяться  по решению субъекта Российской Федерации  в отношении следующих видов  предпринимательской деятельности:

- оказания бытовых услуг (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ);

- оказания ветеринарных услуг;

- оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ);

- оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (подпункт дополнительно включен с 1 октября 2004 года Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 65-ФЗ);

- оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ);

- оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ).

- распространения и (или) размещения наружной рекламы (подпункт дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ).

Уплата организациями  единого налога предусматривает  замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении  имущества, используемого для ведения  предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого  социального налога (в отношении  выплат, производимых физическим лицам  в связи с ведением предпринимательской  деятельности, облагаемой единым налогом).

Информация о работе Особенности организации финансов субъектами малого бизнеса (предпринимательства)