Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:10, курсовая работа
В своей курсовой работе, я попытаюсь выявить закономерности процесса планирования цен на продукцию и услуги фирмы, а также исследовать теоретические аспекты планирования цен на продукцию фирмы.
- планы работ участков и бригад.
- планы работ функциональных отделов;
Также различают следующие виды:
- последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;
- гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных
условий, гибкое планирование для накладных расходов.
- скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;
К элементам системы планирования относятся:
- горизонт планирования - календарный период времени, на который составляются планы;
- интервал планирования - минимальный календарный
период времени, для которого проводится планирование (день, неделя, месяц, год);
- субъект планирования - должностное лицо или
структурное подразделение, разрабатывающее планы или отвечающее за своевременное их выполнение;
плановые показатели - планируемая информация (номенклатурные позиции, затратные элементы и др.);
При разработке комплекса мероприятий, которые определяют последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов, организация сталкивается со следующими факторами, оказывающими негативное влияние на формирование планов предприятия:
- особенности исходного состояния - показатели достаточно тяжело определить и измерить, информация плохо структурирована;
- особенности конечного состояния – большое количество целей, значительное влияние внешних факторов;
- неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств;
- большое число персонала, участвующих в планировании;
- ответственность за выполнение плановых показателей несут одни должностные лица, а планы составляют другие;
- проблема контроля как на этапах составления, утверждения плана и в ходе его выполнения и корректировки.
Исходя из всего названного, только последовательное и систематическое составление планов, а также контроль их исполнения позволяет компаниям организовать эффективную систему планирования и обеспечить взаимоувязку плановых показателей между отдельными подразделениями предприятия.
Глава 2. Планирование цен на продукцию и услуги фирмы
Процесс ценообразования при планировании продаж включает ряд последовательно выполненных
процедур:
- Выявление ценообразующих факторов;
- Постановка целей планирования цен;
- Выбор метода ценообразования.
2.1 Анализ ценообразующих факторов
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, которые определяют состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой стратегии фирма должна выявить все ценообразующие факторы и проанализировать их. Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренние. Основными ценообразующими факторами являются:
1). Спрос и предложение. Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль.
Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в его продукции. И если уровень цены, сложившейся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производства и соответствия спросу.
На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главные из которых издержки производства. Снижение затрат при производстве продукта позволяет выпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.
Воздействовать на динамику предложения позволяют такие производные этого фактора, как:
- научно-технический прогресс - снижаются издержки производства и увеличивается предложение товаров;
- степень монополизации рынка, которая проявляется в изменении цен при любом уровне производства;
- динамика цен на другие товары, в том числе и на взаимозаменяемые;
- большое влияние на величину предложения оказывают налоги, высокая плата на ресурсы, таможенные пошлины, увеличение которых может привести к резкому снижению предложения.
2). Эластичность. Она показывает, как изменяется спрос на товар при снижении или увеличении его цены, какую ценовую политику должно избрать предприятие при той или иной ставке налогообложения на прибыль. Предпринимателю необходима информация о том, насколько изменится спрос под воздействием ряда факторов (доходов, цен и т.п.).
Особую важность представляет эластичность спроса от цен, или, как её по другому называют, ценовая эластичность. Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества приобретаемых товаров.
Что же дает предпринимателю знание показателя эластичности спроса? Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, определила, что спрос на данный товар эластичен (Эс>1), то можно дать руководству фирмы рекомендацию о повышении цены на этот товар. Если спрос на товар неэластичен (Эс<1), то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться.
Предпринимателей также интересует эластичность спроса по отношению и к другим переменным, например, к доходу.
Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность своего товара, принимает решение о повышении цены так, чтобы его финансовое положение не ухудшилось (или не в значительной степени).
3). Конкуренция (ценовая и неценовая).
Ценовая конкуренция — это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цены.
Ценовую конкуренцию помимо господствующей фирмы может начать и небольшое предприятие, чтобы выжить в условиях конкуренции. Основное условие успешной ценовой конкуренции — постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает предприниматель, обладающий реальными шансами снижения издержек производства.
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, но при этом на первый план выступают свойства товара, его техническая надежность и качество. При неценовой конкуренции именно это позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
4). Потребители. Любой предприниматель должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой, покупками потребителей и их представлениями. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:
- покупатели, которые при покупке обращают в первую очередь на цену, качество, ассортимент предлагаемых товаров.
- покупатели, создавшие себе "образ" товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или удаляющие их от "образа".
- покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и делают их по уже давно сложившейся традиции
- покупатели, мало интересующиеся ценами, которых интересует удобство и комфорт.
5). Государственное регулирование цен.
Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены товаров. Прямые меры осуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенные же, в свою очередь, направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.
Государственное регулирование рынка и цен существует во всех развитых странах мира. К примеру, в США государство регулирует около 10% цен, в основном в отраслях, где существует естественная монополия (сельское хозяйство, энергетика, связь). В Швейцарии федеральное ведомство по контролю за ценами в законодательном порядке фиксирует почти 50% объема товарной продукции сельского хозяйства. В Японии государство регулирует уже около 20% потребительских цен (в том числе такие важные, как тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость медицинского обслуживания и образования, цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду). И в России государство оставляет за собой право вмешиваться в регулирование цен отдельных товаров на определенных предприятиях.
В России традиционно сложился высокий уровень монополизации в отечественной промышленности, который необходимо было ограничивать, всячески пресекая недобросовестную конкуренцию. Для предотвращения действий предприятий-монополистов, направленных на ущемление интересов других предприятий и препятствующих эффективному функционированию товарных рынков, государство сочло необходимым ввести регулирование цен на продукцию, вырабатываемую этими предприятиями.
2.2. Постановка целей планирования цен
После выявления ценообразующих факторов, предприятию необходимо определить цели ценовой политики. Обычно таких целей несколько. Среди них можно выделить следующие:
1). Обеспечение существования фирмы на рынке. Проблемы могут возникнуть из-за конкуренции или изменившихся запросов потребителей. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт товаров, они вынуждены устанавливать относительно более низкие цены в надежде на соответствующую ответную реакцию потребителей. В данном случае прибыль может терять свое первостепенное значение, а главной целью становится удержание предприятия «на плаву». Пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.
2).Максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы установить на свой товар такую цену, которая обеспечивала бы максимальную прибыль. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. После этого выбирается вариант, приносящий в краткосрочном периоде максимальную прибыль. При реализации данной цели ориентируются на краткосрочные ожидания и не учитывают долгосрочные перспективы.
Информация о работе Планирование цен на нефть на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»