Планирование прибыли и рентабельности (на примере ООО «Молочная империя»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке практических этапов совершенствования работы производства, планирование прибыли и рентабельности торгового предприятия на примере, ООО «Молочная империя».
Поставленная цель определяет задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- анализ тенденций развития рынка молочной продукции;
- оценка и выявление существующих проблем системы товароснабжения и обслуживания покупателей;

Файлы: 1 файл

Курсач Молочная империя.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

Для соизмерения размера прибыли и величины использованных средств для ее достижения в отраслевой экономике используется показатель рентабельности производства.

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Эти использованные в производстве средства для получения известной прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом. Все изложенное верно при отсутствии фиксированной рентабельности, утверждаемой в ряде регионов для поддержания определенного уровня цены. Со временем этого не должно быть.

Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:


где Р - рентабельность, %

П - сумма прибыли, руб.

ОФ - стоимость основных фондов, руб.

ОС - стоимость оборотных средств, руб.

Период функционирования  предприятия может быть разным - месяц, квартал, год, а посему стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она исчисляется за квартал и за год.

В отраслевой экономике различают рентабельность производства общую и расчетную. Общая рентабельность практически совпадает с ранее определенной рентабельностью:

 

Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы, а стоимость оборотных средств определялась до нормируемой ее части, что неверно. Надо принимать в расчет всю использованную стоимость оборотных средств - собственных и заемных.

Расчетная рентабельность как показатель эффективности потеряла смысл и по существу не имеет какого-либо практического значения. Он может только характеризовать, какой ценой, размерами каких средств получена прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Гораздо больший интерес представляет показатель рентабельности продукции, исчисленный как отношение прибыли к полной себестоимости продукции:


 

где Ри - рентабельность продукции, %

П - прибыль от реализации продукции, руб.

Сп - полная себестоимость продукции, руб.

Если изделие одно, то формула принимает вид:

где Ц - цена единицы изделия

Сп - полная себестоимость единицы данного изделия.

А рентабельность всей реализованной (произведенной) продукции исчисляется как отношение всей полученной прибыли от реализации продукции к  полной себестоимости реализованной продукции.

Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные изделия дотируются, то следует сделать определенные корректировки.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшить Финансовое, социально-экономическое положение предприятия отрасли.

Как видно из общей формулы рентабельности производства

 

факторами роста её будут:

1. Величина  прибыли

2. Стоимость  и эффективность использования  основных фондов.

3. Стоимость  и эффективность использования  оборотных средств

Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли. И наоборот.

Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и основные пути её повышения.

В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям повышения рентабельности производства относятся следующие.

1. Все пути, повышающие сумму прибыли.

2. Все пути, улучшающие эффективность использования  основных фондов.

3. Все пути, улучшающие эффективность использования  оборотных средств.

В экономической практике используются множество специфических показателей  рентабельности. Все они играют в экономике  определенную роль. Однако для отраслевой экономики, для общего взгляда на экономические процессы изложенные здесь показатели вполне достаточны и верны.

При нормально функционирующей экономике уровень рентабельности производства в промышленности находится в пределах 20-25 %, а сельском хозяйстве - 40-50 %.

 

Rио = Пб. 100% (10)

Ио

где, ИО - сумма текущих расходов.

Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 рубль текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.

Рентабельность совокупных затрат определяется как отношение балансовой (чистой) прибыли к стоимости основных (ОФ) и оборотных фондов (ОС), расходов на содержание работников:

Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.

С целью углубления анализа рентабельности производственных фондов можно рассчитать по аналогичной методике и другие частые коэффициенты: отдельно рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств, показатель прибыли в расчете на 1 м2 торговой площади, на 1 м3 складского помещения.

На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внутренние и внешние.

К группе внешних факторов относятся:

- уровень развития экономики  страны в целом;

- меры регулирования деятельности  предприятий со стороны государства;

- природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты  у одних предприятий и обуславливающие  дополнительную прибыль у других;

- изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырьё, продукцию. Материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на неё; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;

- нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями  государственной дисциплины по  хозяйственным вопросам, затрагивающим  интересы предприятия.

Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, сюда относятся:

- результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок  на поставку товаров, объём и  структура товарооборота, формы  и системы оплаты труда, производительность  труда, эффективность основных и  оборотных средств, уровень валовых  доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и пр.

- нарушение налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Расчёт и анализ уровня рентабельности производства в ООО «Молочная империя»

 

После общей организационно-экономической характеристики ООО «Молочная империя»  определим уровень рентабельности производства. Рентабельность, как было отмечено в теоретической части курсовой работы, рассчитывается путём сопоставления прибыли с затратами. Поэтому, прежде чем определить уровень рентабельности в ООО «Молочная империя» необходимо установить из каких источников формируются его денежные средства, какова балансовая прибыль в хозяйстве и как она изменяется в динамике. Для определения источников поступления денежных средств воспользуемся следующей таблицей.

Таблица 2 – Структура поступления денежных средств в ООО «Молочная империя».

    

Название показателя

2011

2012

2013

сумма тыс. руб.

сумма тыс. руб

сумма тыс. руб

Себестоимость продукции

2383,0

5930,4

12198,22

выручка от реализации продукции

3311,0

8472,0

16484,0

авансы, полученные от покупателей (заказчиков)

-

-

-

кредиты и займы

-

-

-

Прибыль

927,08

2541,6

4285,84


 

 

Данные таблицы показывают, что денежные средства в организации поступают в основном в виде выручки от реализации продукции, товаров и услуг. Так в 2011 году она составила 98,8% от всех поступлений, а в 2012 году – 100%. В 2013 году, выручка от реализации товаров составили так же  100%, а остальные денежные средства формировались за счёт авансов, полученных от покупателей и заказчиков (73,2%). Если взглянуть на всю совокупность денежных средств, то легко отметить тенденцию к их увеличению. Так в 2013 году этот показатель увеличился в 5 раз по сравнению с 2011 годом. Для расчёта уровня рентабельности по всему хозяйству необходимо установить, какова его прибыль. Под прибылью понимается конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Она включает в себя три элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; финансовый результат от внереализационных операций.

Из каких элементов формируется прибыль в ООО «Молочная империя» можно установить из таблицы 3.

Таблица 3 – Формирование и распределение прибыли в ООО «Молочная империя», тыс. руб.

Название показателя

Годы

2011

2012

2013

1

2

3

4

Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей)

3311,0

8472,0

16484,0

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

2383,0

5930,4

12198,22

Прибыль

927,08

2541,6

4285,84

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

927,08

2541,6

4285,84

Дотации

94

143

20

Налог на прибыль (20%)

185,4

508,32

857,16

Отвлечённые средства

-

-

-

Нераспределённая прибыль (убыток)

-

-

-


 

 

Как видно из таблицы 3, балансовая прибыль в ООО «Молочная империя» формируется в основном за счёт финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Лишь незначительную часть от неё занимают разного рода дотации. Такие виды источников прибыли как реализация основных средств и внереализационные операции в данной организации вообще отсутствуют. Рассматривая показатели таблицы в динамике, можно установить, что за три анализируемых года происходит увеличение прибыли с 927,08 тыс. руб. в 2011 году, до 2541,6 тыс. руб. в 2012 году. Увеличение прибыли объясняется прежде всего тем, что наряду с увеличением выручки от реализации продукции, товаров и услуг происходит ещё и расширение рынка сбыта изготовляемой продукции. Например, в 2012 году выручка от реализации продукции увеличилась по сравнению с 2011 годом на 50%, а её себестоимость на 100%. Так в 2011 году они составили 94 тыс. руб., в 2012 году – 143 тыс. руб., в 2013 году – 20 тыс. руб. На практике эти дотации зачастую подменяются взаимозачётами. Поэтому прибыль в ООО «Молочная империя» формируется в основном за счёт своей продукции, товаров и услуг.

Информация о работе Планирование прибыли и рентабельности (на примере ООО «Молочная империя»)