Поддержка предпринимательства в России: региональный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется несколькими группами теоретических и практических положений и проблем. Происходящие в России социально-экономические изменения в значительной степени преобразовали хозяйственный оборот и статус его многочисленных и разнообразных участников требуют оперативного и вместе с тем качественного правового регулирования отношений, складывающихся в ходе строительства рыночной экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности….6
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности……………………………………………………..6
Сущность и виды предпринимательской деятельности……...9
Регулирование предпринимательской деятельности………...17
Глава 2. Государственная поддержка предпринимательства……………19
2.1 Основные направления государственной поддержки………….19
2.2 Использование программно-целевых методов управления для
решения задач развития предпринимательства………………..22
2.3 Анализ поддержки предпринимательства на примере
Нижегородской области…………………………………………..31 Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.3 Регулирование предпринимательской деятельности

    Необходимо различать  предпринимательскую деятельность  и деятельность предпринимателей. Предприниматели не только заключают  договоры, отвечают за их нарушение, но и привлекают наемных работников, платят налоги, таможенные пошлины, несут административную и даже  уголовную ответственность за  совершение противоправных деяний. Деятельность предпринимателей  не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной  отрасли права, а также некоего  комплексного «предпринимательского  кодекса». Она регулируется и  охраняется нормами всех отраслей  права - как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и  т. п.).

Разноотраслевые нормы о деятельности предпринимателей предусматривают, например, федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88- Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29 декабря 1995 г. № 222 - Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». В них, в частности, предусматриваются:

- порядок выдачи патента  на право применения упрощенной  системы налогообложения, учета  и отчетности индивидуальных  предпринимателей и юридических  лиц - субъектов малого предпринимательства;

- льготы на предоставление  им кредитов;

- резервирование для  них определенной доли заказов  на производство и поставку  отдельных видов товаров и оказание услуг.

Однако это не означает, что все отрасли права в равной мере регулируют также саму предпринимательскую деятельность. Поскольку содержание предпринимательской деятельности, прежде всего и главным образом составляют имущественные отношения юридически равных субъектов, т. е. то, что регулируется гражданским правом, можно говорить о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности на базе гражданского кодекса и иного гражданского законодательства. Это, естественно, требует усвоения основных положений гражданского права и учета на этой базе особенностей гражданско-правового регулирования предпринимательских отношений как разновидности гражданско-правовых отношений.

Предпринимательское право отражает основные аспекты гражданско-правового регулирования, как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственная поддержка предпринимательства

2.1 Основные направления  государственной поддержки

    В последние  годы Правительство РФ старается  уделять больше внимания поддержке  малого бизнеса. Данный факт виден  на примере письма Министерства  экономического развития РФ «Об  основных направлениях государственной  политики по развитию малого  бизнеса и среднего предпринимательства»  от 24 декабря 2008г.:

    В соответствии  с Положением о Министерстве  экономического развития Российской  Федерации, утвержденным Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 05.06.2008 N 437, на министерство возложены  полномочия по реализации государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере развития  предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого  бизнеса.

    С 2005 г. Минэкономразвития  России реализует комплекс мероприятий  по государственной поддержке  малого предпринимательства, в том  числе на:

а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес инкубаторов);

б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

д) поддержку региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

    Государственная  финансовая поддержка малого  предпринимательства осуществляется  в соответствии с Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и  порядке предоставления средств  федерального бюджета, предусмотренных  на государственную поддержку  малого предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).

   Федеральным законом  от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов" на эти цели  в 2008 г. предусмотрены ассигнования  в размере 3,85 млрд руб. В 2009 г. Объем финансирования составит 10,5 млрд руб.

    Средства федерального  бюджета предоставляются Министерством  экономического развития Российской  Федерации на конкурсной основе  в виде субсидий бюджетам субъектов  Российской Федерации при условии  софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации.

   Основными направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009 г. станут: грантовая поддержка начинающих предпринимателей (до 300 000 руб. на безвозвратной основе), микрокредитование (беззалоговые кредиты не более 1 000 000 руб. на срок не свыше 1 года), повышение капитализации региональных гарантийных фондов по кредитам малых и средних предприятий, субсидирование процентной ставки по кредитам малых и средних компаний.

   В Москве осуществляют  деятельность 2 региональных венчурных  фонда, находящихся под управлением  УК "Альянс РОСНО" и "ВТБ Управление  активами", которые предоставляют  венчурные средства малым инновационным  компаниям.

   22.07.2008 Президент Российской  Федерации подписал Федеральный  Закон N 159-ФЗ "Об особенностях  отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов Российской  Федерации или в муниципальной  собственности и арендуемого  субъектами малого и среднего  предпринимательства, и о внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации", который  вступил в силу 5 августа 2008 г.

    Указанным Федеральным  законом предусмотрено преимущественное  право приобретения субъектами  малого и среднего предпринимательства добросовестно арендуемого более трех лет недвижимого имущества при принятии уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решения о приватизации данного имущества.

    В 2007 г. в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих      принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, которые закрепили за органами государственной власти и местного самоуправления возможность создания имущественных фондов для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства.

   Основные преимущества  данного предложения:

- формирование имущественных  комплексов для целей малого  бизнеса на постоянной основе;

- стимулирование развития  необходимых для субъектов РФ  и муниципальных образований  видов предпринимательской деятельности (бытовые услуги, социально-ориентированные  предприятия и пр.);

- обеспечение доступности  имущества для малого бизнеса.

   Одновременно в целях обеспечения прозрачности механизма распределения имущества и соблюдения его целевого назначения - предоставление малому бизнесу, а также недопущения возможности предоставления в аренду имущества на невыгодных условиях (высокая арендная плата, краткосрочность) разработан и закреплен механизм привлечения общероссийских объединений предпринимателей, действующих на соответствующих территориях, для подтверждения потенциальным арендатором фактического статуса малого предприятия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2008 N 797 имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках долгосрочных договоров.

   Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные формы  налоговых деклараций по отдельным  налогам и сборам для малых  предприятий;

2) упрощенная система  ведения бухгалтерской отчетности  для малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок  составления субъектами малого  и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

5) особенности участия  субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

6) меры по обеспечению  прав и законных интересов  субъектов малого и среднего  предпринимательства при осуществлении  государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию  инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные  на обеспечение реализации целей  и принципов настоящего Федерального  закона меры.

2.2  Использование программно-целевых  методов управления для решения  задач развития предпринимательства

Основной понятийный аппарат программно-целевого планирования включает следующие элементы: программно-целевой подход, программно-целевое планирование, комплексная целевая программа, программно-целевой метод.

Программно-целевой подход - это наиболее общее понятие, характеризующее применение отдельных элементов программно-целевого планирования в практике принятия плановых решений по экономическому и социальному развитию объекта управления (особенно на начальных этапах разработки планов при формировании целей и определении основных путей их достижения). В частности, программно-целевой подход может быть использован не только при разработке комплексных целевых программ, но и в бизнес-планировании, долгосрочных и среднесрочных планах.

Программно-целевое планирование - это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли, комплекса предприятий) с помощью разработки и осуществления специфических плановых документов - комплексных целевых программ. Программно-целевое планирование построено по логической схеме: "цели - пути их достижения - способы (инструменты) достижения цели - средства, необходимые для достижения цели". При этом цели в отличие от внутрифирменного планирования формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер.

Комплексная целевая программа (КЦП, программа) представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки.

Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве.

Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Еще одной особенностью программно-целевого планирования является способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система, уже сложившаяся, и ее структура, а элементы программы, которые могут не совпадать с системой (разрабатываются мероприятия по изменению системы).

Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.

КЦП может иметь сроки, не связанные с плановыми периодами. В то же время показатели программ находят свое отражение в планах исполнителей программных заданий и мероприятий, что предопределяет разбивку программного периода на сроки, совмещенные с плановыми периодами. В России такие программы в основном разрабатываются и реализуются с привлечением бюджетного финансирования (из федерального, регионального или местного), что отразилось на структуре программ и на сроках выполнения заданий (они привязаны к системе государственного планирования, разработке и исполнению бюджетов).

В последующем практически в каждом регионе были разработаны программы развития той или иной сферы деятельности, наиболее важной для региона. В частности, практически повсеместно разработаны и реализуются региональные программы поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне разработано и реализуется в настоящее время около 100 целевых программ.

Информация о работе Поддержка предпринимательства в России: региональный аспект