Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:42, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется несколькими группами теоретических и практических положений и проблем. Происходящие в России социально-экономические изменения в значительной степени преобразовали хозяйственный оборот и статус его многочисленных и разнообразных участников требуют оперативного и вместе с тем качественного правового регулирования отношений, складывающихся в ходе строительства рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности….6
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности……………………………………………………..6
Сущность и виды предпринимательской деятельности……...9
Регулирование предпринимательской деятельности………...17
Глава 2. Государственная поддержка предпринимательства……………19
2.1 Основные направления государственной поддержки………….19
2.2 Использование программно-целевых методов управления для
решения задач развития предпринимательства………………..22
2.3 Анализ поддержки предпринимательства на примере
Нижегородской области…………………………………………..31 Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….39
На предприятиях наиболее серьезные и стратегически важные проблемы в основном решаются с помощью бизнес-планов инвестиционного или предпринимательского проектов. В то же время предприятия участвуют в процессе разработки и согласовании мероприятий КЦП, если задания или мероприятия касаются деятельности предприятия или оно участвует в их реализации. В то же время в последнее время и на уровне крупных предприятий начали разрабатываться и реализовываться комплексные целевые программы, что сформировало новое направление в менеджменте - управление по программам. Это вызвано тем, что КЦП - это достаточно универсальный документ, с помощью которого возможно целенаправленно и эффективно решать наиболее важные проблемы.
Наиболее интенсивно программно-целевое планирование используется в России с 2000 года для решения социально-экономических проблем, связанных с качеством жизни, демографией, приоритетным развитием наукоемких отраслей, а также отраслей сферы услуг (туризма, культуры, гостиничного хозяйства и т. д.).
Отличительными особенностями КЦП как планового документа являются следующие:
- программа решает наиболее
важную, приоритетную проблему, которая
четко очерчена и локализована
(перечень проблем и выделение
из них наиболее важных, требующих
программного решения
- цели, задачи и мероприятия
программы конкретизированы
- мероприятия и выделенные
для их реализации ресурсы
носят адресный характер, что
повышает подконтрольность и
ответственность за реализацию
мероприятий и целевое
- программа обеспечивается
ресурсами в приоритетном
- программы в основном
носят межотраслевой, межрегиональный
характер и не привязаны к
возможностям развития
- программы носят локальный
характер, что предопределяет состав
их участников независимо от
формы собственности и
- программы носят эпизодический характер, и их необходимость отпадает при решении проблемы.
Правила, требования, рамки разработки и организации выполнения программ определяются принципами, которые формируются исходя из методологии программно-целевого планирования. Эти принципы можно условно разделить на две группы:
1) общие, на основе которых
разрабатываются все плановые
документы, в том числе и целевые
комплексные программы (директивность
планов и программ, научность
и реальность плановых и
2) специфические, присущие
в большей степени только
В современной экономической
литературе под программно-
Программно-целевое управление
Программно-целевое управление
Целевая программа по своей
сущности должна являться
На региональном уровне
Уже в настоящее время
Региональные программы
Необходимо дальнейшее
В этой связи построение эффективно действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства и реализация ее задач методами программно-целевого управления невозможно вне четко представления о воспроизводственных функциях малого бизнеса (экономических, социальных. фискальных и пр.) и их особенностях в рамках экономики конкретного региона и конкретного этапа ее развития. Таким образом, при разработке рассматриваемых региональных программ важно отталкиваться от воспроизводственных функций малого предпринимательства (формирование рабочих мест и доходов; насыщение и демонополизация рынков; пополнение бюджетов всех уровней; утверждение среднего класса и пр.), характеризующих его наиболее значимые функции в экономике данного субъекта РФ и, следовательно, специфику целей и задач политики его поддержки на региональном уровне.
Важнейшим принципом программного метода управления выступает и его целевой характер, т.е. вменение программным мерам системы эшелонированных во времени целей, объективно отражающих как реально имеющуюся картину экономики региона и сферы малого предпринимательства (на момент подготовки программы), так и приоритеты их развития на весь срок действия программного документа. Применительно к разработке целевых программ поддержки малого бизнеса программно-целевой подход предполагает непосредственную ориентированность мер государственного регулирования на некий конечный результат, имеющий конкретные количественные и качественные параметры. Однако в действующих региональных программах применение целевого метода формализовано; практически не встречаются попытки зафиксировать целевые установки данных программ по количественным и качественным параметрам развития сферы малого предпринимательства исходя не вообще, а именно исходя из общего анализа социально-экономического положения региона и его долговременных изменений.
Эффективное использование программно-целевого метода управления, в том числе, для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства, возможно только на основе устойчивости его ресурсного обеспечения. В современной экономике ограничителями развития сферы малого предпринимательства выступают многие виды ресурсов, в том числе, финансовые кадровые, информационные и пр. Содействие в восполнении этих ресурсов и выступает одной из целей всей поддержки малого бизнеса и требует привлечения значительных средств, которые не всегда имеются в наличии на субфедеральном уровне управления. Недостаточность финансирования программ определяется, прежде всего, общей нехваткой средств в бюджетах субъектов РФ, неустойчивостью их доходной базы из-за зависимости от изменений в системе межбюджетного регулирования. Кроме того, постоянно давало о себе знать несовпадение временного горизонта программ (как правило, не менее 2-3 лет) и действовавших горизонтов бюджетного планирования (1 год).
Информация о работе Поддержка предпринимательства в России: региональный аспект