Поддержка предпринимательства в России: региональный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется несколькими группами теоретических и практических положений и проблем. Происходящие в России социально-экономические изменения в значительной степени преобразовали хозяйственный оборот и статус его многочисленных и разнообразных участников требуют оперативного и вместе с тем качественного правового регулирования отношений, складывающихся в ходе строительства рыночной экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности….6
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности……………………………………………………..6
Сущность и виды предпринимательской деятельности……...9
Регулирование предпринимательской деятельности………...17
Глава 2. Государственная поддержка предпринимательства……………19
2.1 Основные направления государственной поддержки………….19
2.2 Использование программно-целевых методов управления для
решения задач развития предпринимательства………………..22
2.3 Анализ поддержки предпринимательства на примере
Нижегородской области…………………………………………..31 Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.15 Кб (Скачать файл)

   В современных условиях выдвигаются следующие направления работы по обеспечению устойчивости экономического (прежде всего, финансового) обеспечения региональных программ поддержки малого предпринимательства: а) переход к трехлетним рубежам бюджетного планирования; б) повышение доли внебюджетных источников финансирования программ, в частности, в рамках практики частно-государственного партнерства; в) более тесная интеграция в систему материального обеспечения программ ресурсов нефинансового характера, прежде всего, за счет сферы имущественных отношений; г) выделение среди субъектов малого предпринимательства адресных групп поддержки по степени участия в ней бюджетных средств; д) усиление факторов поддержки, действующих в системе закупок для государственных и муниципальных нужд; е) введение в рамках управления финансами программ практики «бюджетирования ориентированного на результат».

   Переход к преобладающему значению адресных, в том числе, бюджетно малозатратных форм государственной поддержки малого предпринимательства в равной мере может быть объяснен и теми изменениями, которые произошли в последнее десятилетие в среде самого предпринимательства, где отчетливо выделились различные группы субъектов хозяйствования, ориентированные на различные формы и виды государственной поддержки. В этих условиях действенность программ поддержки определяется уже не объемом израсходованных средств, а мерой соответствия практическим нуждам отдельных целевых групп субъектов малого предпринимательства. Пример такой новой ориентации в практике государственной поддержки - содействие в становлении производственной и иной кооперации малых предприятий со средними и крупными. Применение системы субконтрактации как фактора поддержки малого предпринимательства активно предлагается в г. Москве с использованием возможностей Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства, а также в Новгородской области и ряде других регионов России.

   Достаточно широко распространенной малозатратной с бюджетной точки зрения формой поддержки малого бизнеса становится лизинг, с помощью которого малые предприятия могут получить в аренду на льготных условиях технологическое и торговое оборудование, грузовой автотранспорт и целые имущественные комплексы («лизинг под ключ»). Сюда же относится развитие институтов микрофинансирования, страхового обеспечения обязательств субъектов малого предпринимательства. Эффективны и такие бюджетно-малозатратные мероприятия, как: упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органов при осуществлении ими проверок деятельности малых предприятий; упрощение процедуры лицензирования; развитие кредитования малого бизнеса на основе государственных гарантий и компенсации части ставки процента по кредитам.

   Усиление акцента на бюджетно-малозатратные формы государственной политики в отношении малого предпринимательства будет оказывать существенное воздействие на практику применения программно-целевого метода его поддержки. Формально объемы финансирования программ могут стабилизироваться и даже сократиться, но объем привлекаемых информационно-аналитических и организационных ресурсов, необходимых для осуществления программы в такой структуризации может возрасти. Повышаются и требования к профессиональной подготовленности управленческих кадров, участвующих в разработке и практическом осуществлении программ, включая обоснование необходимых объемов финансирования, тесную связь программ с современными методами бюджетирования и пр. Аналогичные требования в отношении использования программного метода возникают и в связи с тенденциями децентрализации и фактическим переходом (как в г. Москве) к единой взаимоувязанной системе региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, включая четкое разграничение «зон ответственности», практику совместного финансирования отдельных мероприятий .

2.3 Анализ поддержки предпринимательства  на примере Нижегородской области

Сложившаяся ситуация в малом секторе экономики требует совершенствования государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Нижегородской области возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.

Основываясь на стратегии развития Нижегородской области до 2020 года "Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области", можно выделить следующие основные направления государственной политики Правительства Нижегородской области в сфере малого предпринимательства:

1) создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих не менее 50% валового регионального продукта за счет МСП;

2)повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МСП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса;

3) увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами в территориальных зонах;

4) увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;

5) повышение качества уже работающего бизнеса, МСП на социально-экономически развитых территориях в соответствии с отраслевыми приоритетами и территориальными зонами;

6)создание территориально-отраслевых кластеров, связывающих крупный, средний и малый бизнес в соответствии с территориальным зонированием;

7) формирование развитого научно-производственного комплекса с высоким инновационным потенциалом;

8) повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП - рост численности занятых в секторе МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП;

9) увеличения конкурентоспособности региона и увеличение объемов экспорта продукции МСП;

10) повышение качества жизни в регионе за счет развития МСП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;

11)конкурентоспособность области за счет способности формировать, развивать и удерживать на территории высококвалифицированные кадры;

12) увеличение налогооблагаемой базы в экономике области и снижение дотационной нагрузки на областной бюджет, увеличение денежных средств, направляемых на реализацию областных целевых программ, способствующих развитию МСП в Нижегородской области;

13) стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития области.

На сегодняшний день в Нижегородской области уже сложилась и действует определенная система государственной поддержки малого предпринимательства. Это система представляет собой деятельность государственной власти, внегосударственных структур и самих предпринимателей по формированию соответствующей среды, обеспечивающей нормальные условия для начала и развития бизнеса. Она включает в себя также совокупность норм и методов указанной поддержки, реализующихся через соответствующие институты малого предпринимательства и их инфраструктуру.

В Нижегородской области к основным структурам, занимающимися вопросами государственной поддержки и развития предпринимательства относятся:

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, основными задачами которого являются:

· реализация социально-экономической политики Правительства Нижегородской области в сфере развития предпринимательства и обеспечения населения Нижегородской области потребительскими товарами и отдельными видами услуг;

· осуществление на территории Нижегородской области политики в сфере сохранения и развития народных художественных промыслов, развития туризма;

· содействие созданию и развитию предпринимательских структур в приоритетных направлениях социально-экономического развития Нижегородской области;

· разработка и обеспечение реализации системы мер по поддержке местных производителей товаров потребительского спроса, сохранению и развитию народных художественных промыслов, развитию туризма на территории Нижегородской области;

· разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии субъектов предпринимательства; совершенствованию системы и механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства;

· обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг в Нижегородской области;

· содействие развитию добросовестной конкуренции на рынках товаров и услуг на территории Нижегородской области, разработка и обеспечение реализации системы мер по поддержке эффективного развития предпринимательской деятельности и добросовестной конкуренции в сфере потребительского рынка.

Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области, основными направлениями деятельности которого являются:

· содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства;

· участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства;

· осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур; содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;

· участие в формировании инфраструктуры рынка;

· оказание консультационных услуг; информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства.

Торгово-промышленная палата Нижегородской области, которая оказывает комплекс разнообразных услуг:

· удостоверение сертификатов о происхождении товара;

· оценка собственности;

· экспертиза количества и качества товаров, оборудования, транспорта;

· организация выставок и ярмарок в России и за рубежом;

· проведение международных конгрессов, презентаций;

· разрешение экономических споров в третейском суде;

· информационное обеспечение предпринимателей и предприятий.

Органы местного самоуправления г.Н. Новгорода и районов области

Рассматривают вопросы государственной поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области, которые регулируются Законами РФ о государственной поддержке МП и принимаемых в соответствии с ними другими правовыми актами.

Подводя итоги эффективности программы, следует отметить, что если сравнивать статистические данные по малому предпринимательству области с 2006 по 2010 год, то можно констатировать следующее:

· Количество малых предприятий увеличилось на 150,7%.

· Оборот малых предприятий увеличился на 114% и составил 424,9 млрд. рублей.

· Объем отгруженных товаров собственного производства малыми предприятиями увеличился в 2,6 раза и составил 120,3 млрд. рублей.

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по сравнению с 2005 годам увеличилась на 105,9% и составила 183 тысячи человек.

Объем инвестиции в основной капитал увеличился с 6,3 млрд. рублей до 31 млрд. рублей или в 4,9 раза.

Кроме количественных изменений, благодаря программе построен и функционирует Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, который по итогам 2010 года назван Министерством экономического развития России в числе трёх лучших бизнес-инкубаторов в России. В настоящее время в Нижегородской области создаётся сеть бизнес-инкубаторов разного направления. Эта работа будет продолжена и в ближайшие годы.

Создан и работает региональный венчурный фонд, который профинансировал реализацию двух проектов на сумму по 42 млн. рублей. В 2009 году начало свою деятельность агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области, которое, кроме предоставления поручительств малым предприятиям при получении кредитных средств, в ближайшее время начнёт заниматься и предоставлением микрофинансовых услуг субъектам малого предпринимательства.

В настоящее время в 26 муниципальных образованиях Нижегородской области действуют организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Расширение сети организаций инфраструктуры, равно как и повышение эффективности работы уже созданных, является одной из задач новой программы.

За период действия программы министерство накопило богатый опыт по привлечению средств федерального бюджета по софинансированию мероприятий программы. В текущем году Министерство экономического развития РФ уже подтвердило выделение средств из федерального бюджета в сумме более 450 млн. рублей. На рассмотрении находятся ещё несколько заявок.

Значительная часть мероприятий переходит из старой программы в проект новой. В качестве примера можно привести такие мероприятия:

· предоставление грантов (до 300 тыс. рублей) начинающим предпринимателям на открытие собственного дела.

· софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства.

· субсидирование уплаты субъектом малого предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.

· частичная компенсация предпринимателям затрат по участию в выставках и ярмарках.

Информация о работе Поддержка предпринимательства в России: региональный аспект