Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:42, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется несколькими группами теоретических и практических положений и проблем. Происходящие в России социально-экономические изменения в значительной степени преобразовали хозяйственный оборот и статус его многочисленных и разнообразных участников требуют оперативного и вместе с тем качественного правового регулирования отношений, складывающихся в ходе строительства рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности….6
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности……………………………………………………..6
Сущность и виды предпринимательской деятельности……...9
Регулирование предпринимательской деятельности………...17
Глава 2. Государственная поддержка предпринимательства……………19
2.1 Основные направления государственной поддержки………….19
2.2 Использование программно-целевых методов управления для
решения задач развития предпринимательства………………..22
2.3 Анализ поддержки предпринимательства на примере
Нижегородской области…………………………………………..31 Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….39
В современных условиях выдвигаются следующие направления работы по обеспечению устойчивости экономического (прежде всего, финансового) обеспечения региональных программ поддержки малого предпринимательства: а) переход к трехлетним рубежам бюджетного планирования; б) повышение доли внебюджетных источников финансирования программ, в частности, в рамках практики частно-государственного партнерства; в) более тесная интеграция в систему материального обеспечения программ ресурсов нефинансового характера, прежде всего, за счет сферы имущественных отношений; г) выделение среди субъектов малого предпринимательства адресных групп поддержки по степени участия в ней бюджетных средств; д) усиление факторов поддержки, действующих в системе закупок для государственных и муниципальных нужд; е) введение в рамках управления финансами программ практики «бюджетирования ориентированного на результат».
Переход к преобладающему значению адресных, в том числе, бюджетно малозатратных форм государственной поддержки малого предпринимательства в равной мере может быть объяснен и теми изменениями, которые произошли в последнее десятилетие в среде самого предпринимательства, где отчетливо выделились различные группы субъектов хозяйствования, ориентированные на различные формы и виды государственной поддержки. В этих условиях действенность программ поддержки определяется уже не объемом израсходованных средств, а мерой соответствия практическим нуждам отдельных целевых групп субъектов малого предпринимательства. Пример такой новой ориентации в практике государственной поддержки - содействие в становлении производственной и иной кооперации малых предприятий со средними и крупными. Применение системы субконтрактации как фактора поддержки малого предпринимательства активно предлагается в г. Москве с использованием возможностей Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства, а также в Новгородской области и ряде других регионов России.
Достаточно широко распространенной малозатратной с бюджетной точки зрения формой поддержки малого бизнеса становится лизинг, с помощью которого малые предприятия могут получить в аренду на льготных условиях технологическое и торговое оборудование, грузовой автотранспорт и целые имущественные комплексы («лизинг под ключ»). Сюда же относится развитие институтов микрофинансирования, страхового обеспечения обязательств субъектов малого предпринимательства. Эффективны и такие бюджетно-малозатратные мероприятия, как: упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органов при осуществлении ими проверок деятельности малых предприятий; упрощение процедуры лицензирования; развитие кредитования малого бизнеса на основе государственных гарантий и компенсации части ставки процента по кредитам.
Усиление акцента на бюджетно-малозатратные формы государственной политики в отношении малого предпринимательства будет оказывать существенное воздействие на практику применения программно-целевого метода его поддержки. Формально объемы финансирования программ могут стабилизироваться и даже сократиться, но объем привлекаемых информационно-аналитических и организационных ресурсов, необходимых для осуществления программы в такой структуризации может возрасти. Повышаются и требования к профессиональной подготовленности управленческих кадров, участвующих в разработке и практическом осуществлении программ, включая обоснование необходимых объемов финансирования, тесную связь программ с современными методами бюджетирования и пр. Аналогичные требования в отношении использования программного метода возникают и в связи с тенденциями децентрализации и фактическим переходом (как в г. Москве) к единой взаимоувязанной системе региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, включая четкое разграничение «зон ответственности», практику совместного финансирования отдельных мероприятий .
2.3
Анализ поддержки
Сложившаяся ситуация в малом секторе экономики требует совершенствования государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Нижегородской области возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Основываясь на стратегии развития Нижегородской области до 2020 года "Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области", можно выделить следующие основные направления государственной политики Правительства Нижегородской области в сфере малого предпринимательства:
1) создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих не менее 50% валового регионального продукта за счет МСП;
2)повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МСП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса;
3) увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами в территориальных зонах;
4) увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;
5) повышение качества уже работающего бизнеса, МСП на социально-экономически развитых территориях в соответствии с отраслевыми приоритетами и территориальными зонами;
6)создание территориально-отраслевых кластеров, связывающих крупный, средний и малый бизнес в соответствии с территориальным зонированием;
7) формирование развитого научно-производственного комплекса с высоким инновационным потенциалом;
8) повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП - рост численности занятых в секторе МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП;
9) увеличения конкурентоспособности региона и увеличение объемов экспорта продукции МСП;
10) повышение качества жизни в регионе за счет развития МСП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;
11)конкурентоспособность области за счет способности формировать, развивать и удерживать на территории высококвалифицированные кадры;
12) увеличение налогооблагаемой базы в экономике области и снижение дотационной нагрузки на областной бюджет, увеличение денежных средств, направляемых на реализацию областных целевых программ, способствующих развитию МСП в Нижегородской области;
13) стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития области.
На сегодняшний день в Нижегородской области уже сложилась и действует определенная система государственной поддержки малого предпринимательства. Это система представляет собой деятельность государственной власти, внегосударственных структур и самих предпринимателей по формированию соответствующей среды, обеспечивающей нормальные условия для начала и развития бизнеса. Она включает в себя также совокупность норм и методов указанной поддержки, реализующихся через соответствующие институты малого предпринимательства и их инфраструктуру.
В Нижегородской области к основным структурам, занимающимися вопросами государственной поддержки и развития предпринимательства относятся:
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, основными задачами которого являются:
· реализация социально-экономической политики Правительства Нижегородской области в сфере развития предпринимательства и обеспечения населения Нижегородской области потребительскими товарами и отдельными видами услуг;
· осуществление на территории Нижегородской области политики в сфере сохранения и развития народных художественных промыслов, развития туризма;
· содействие созданию и развитию предпринимательских структур в приоритетных направлениях социально-экономического развития Нижегородской области;
· разработка и обеспечение реализации системы мер по поддержке местных производителей товаров потребительского спроса, сохранению и развитию народных художественных промыслов, развитию туризма на территории Нижегородской области;
· разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии субъектов предпринимательства; совершенствованию системы и механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства;
· обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг в Нижегородской области;
· содействие развитию добросовестной конкуренции на рынках товаров и услуг на территории Нижегородской области, разработка и обеспечение реализации системы мер по поддержке эффективного развития предпринимательской деятельности и добросовестной конкуренции в сфере потребительского рынка.
Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области, основными направлениями деятельности которого являются:
· содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства;
· участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства;
· осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур; содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;
· участие в формировании инфраструктуры рынка;
· оказание консультационных услуг; информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства.
Торгово-промышленная палата Нижегородской области, которая оказывает комплекс разнообразных услуг:
· удостоверение сертификатов о происхождении товара;
· оценка собственности;
· экспертиза количества и качества товаров, оборудования, транспорта;
· организация выставок и ярмарок в России и за рубежом;
· проведение международных конгрессов, презентаций;
· разрешение экономических споров в третейском суде;
· информационное обеспечение предпринимателей и предприятий.
Органы местного самоуправления г.Н. Новгорода и районов области
Рассматривают вопросы государственной поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области, которые регулируются Законами РФ о государственной поддержке МП и принимаемых в соответствии с ними другими правовыми актами.
Подводя итоги эффективности программы, следует отметить, что если сравнивать статистические данные по малому предпринимательству области с 2006 по 2010 год, то можно констатировать следующее:
· Количество малых предприятий увеличилось на 150,7%.
· Оборот малых предприятий увеличился на 114% и составил 424,9 млрд. рублей.
· Объем отгруженных товаров собственного производства малыми предприятиями увеличился в 2,6 раза и составил 120,3 млрд. рублей.
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по сравнению с 2005 годам увеличилась на 105,9% и составила 183 тысячи человек.
Объем инвестиции в основной капитал увеличился с 6,3 млрд. рублей до 31 млрд. рублей или в 4,9 раза.
Кроме количественных изменений, благодаря программе построен и функционирует Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, который по итогам 2010 года назван Министерством экономического развития России в числе трёх лучших бизнес-инкубаторов в России. В настоящее время в Нижегородской области создаётся сеть бизнес-инкубаторов разного направления. Эта работа будет продолжена и в ближайшие годы.
Создан и работает региональный венчурный фонд, который профинансировал реализацию двух проектов на сумму по 42 млн. рублей. В 2009 году начало свою деятельность агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области, которое, кроме предоставления поручительств малым предприятиям при получении кредитных средств, в ближайшее время начнёт заниматься и предоставлением микрофинансовых услуг субъектам малого предпринимательства.
В настоящее время в 26 муниципальных образованиях Нижегородской области действуют организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Расширение сети организаций инфраструктуры, равно как и повышение эффективности работы уже созданных, является одной из задач новой программы.
За период действия программы министерство накопило богатый опыт по привлечению средств федерального бюджета по софинансированию мероприятий программы. В текущем году Министерство экономического развития РФ уже подтвердило выделение средств из федерального бюджета в сумме более 450 млн. рублей. На рассмотрении находятся ещё несколько заявок.
Значительная часть мероприятий переходит из старой программы в проект новой. В качестве примера можно привести такие мероприятия:
· предоставление грантов (до 300 тыс. рублей) начинающим предпринимателям на открытие собственного дела.
· софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства.
· субсидирование уплаты субъектом малого предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.
· частичная компенсация предпринимателям затрат по участию в выставках и ярмарках.
Информация о работе Поддержка предпринимательства в России: региональный аспект