Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:24, курсовая работа
Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимательской лицензии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ. ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ 5
1.1. Понятие лицензирования. Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии. 5
1.2. Лицензирующие органы 12
2. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ 20
2.1. Порядок лицензирования 20
2.2.Юридическая ответственность за ведение предпринимательской деятельности без лицензии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) органа лицензирования и заверяется печатью этого органа.
Следует также отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.
Лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством о лицензировании осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.
Вообще, круг органов, осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателем закреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Примерно обозначу круг лицензирующих органов. Как уже отмечалось выше сюда, включаются и органы федеральной государственной власти, и другие государственные органы, вплоть до органов местного самоуправления.
Это следующие органы:
Министерство топлива и энергетики Российской Федерации; Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по атомной энергии; Министерство экономики Российской Федерации; Министерство образования Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство социальной защиты населения Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство строительства Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности; Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму; Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр; Комитет Российской Федерации по рыболовству; Российское космическое агентство; Федеральная авиационная служба России; Федеральная дорожная служба России; Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью; Федеральная миграционная служба России; Федеральная служба геодезии и картографии России; Федеральная служба лесного хозяйства России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; Государственная архивная служба России; Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации; Комиссия по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации; Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За каждым из перечисленных выше органов, законодатель закрепил виды деятельности, лицензирование которой они осуществляют.
Так, например,
за Министерством юстиции
• платные юридические услуги.
А за Министерством внутренних дел Российской Федерации:
• деятельность в области пожарной безопасности;
• производство регистрационных знаков, водительских удостоверений и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении;
• установка и обслуживание технических средств организации дорожного движения.
В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, были включены следующие виды лицензионной деятельности:
§ сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);
§ медицинская деятельность;
§ фармацевтическая деятельность;
§ деятельность ломбардов;
§ эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов;
§ деятельность по оказанию ритуальных услуг;
§ организация и проведение местных лотерей и другие виды деятельности.
На мой взгляд, полномочия органов субъектов, весьма широки.
Кроме деятельности по лицензированию, большинство из перечисленных выше органов участвуют в разработке проектов о лицензировании отдельных видов деятельности.
Ответственность в сфере лицензирования
Мерами ответственности по действующему законодательству в сфере лицензирования, выступают: аннулирование лицензии, ее приостановление и изъятие.
Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит существенные новации относительно порядка аннулирования лицензий. Этому вопросу посвящена ст.13 Федерального закона8.
Основное новшество заключается в том, что теперь лицензия может быть аннулирована только решением суда на основании заявления лицензирующего органа, тогда как ранее аннулирование лицензии осуществлял сам такой орган. Что касается приостановления действия лицензии, то эта функция, как и прежде, осталась в компетенции лицензирующего органа.
Статья 13 Закона фактически не содержит никаких указаний на порядок, процедуру действий лицензирующего органа и суда по приостановлению и аннулированию лицензий, в связи, с чем возникает целый ряд процессуальных вопросов - подведомственность, подсудность, процессуальные сроки, обжалование и т.д. Вряд ли есть необходимость доказывать, насколько они важны.
Разрешение этих проблем представляется возможным только на основе выяснения правовой природы, юридической сущности приостановления и аннулирования лицензии.
Юридический анализ отношений по лицензированию отдельных видов деятельности позволяет сделать вывод о том, что эти отношения, в том числе приостановление действия и аннулирование лицензий, являются административно-правовыми. Это основной, базисный вывод, из которого логически вытекают все остальные.
Общие основания для приостановления
и аннулирования лицензии указаны
в ст.13 Закона. Конкретные основания
для приостановления и
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в пп.1 и 3 ст.13 Закона от 25 сентября 1998 г. и в пп.1 и 3 ст.20 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" перечислены составы административных правонарушений, за совершение которых установлена административная ответственность в виде приостановления или аннулирования лицензии.
Статья 13 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не совсем четко различает способы утери лицензией юридической силы. Более удачной в этом плане представляется редакция ст.20 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которая различает приостановление (п.1), прекращение (п.2) и аннулирование (п.3) лицензии.
Анализ текста этих пунктов приводит к выводу о том, что, во-первых, аннулирование есть принудительное прекращение лицензии.
В результате аннулирования лицензиат помимо своей воли несет неблагоприятные для себя последствия в виде лишения права заниматься данным видом деятельности.
Во-вторых, приостановление действия лицензии есть по своей сути такое же ее аннулирование, только временное (на срок не свыше 6 месяцев). Таким образом, приостановление действия и аннулирование лицензии подпадают под определение административно-правовой санкции10.
Такая правовая оценка юридической
природы приостановления и
Исходя из этого, приостановление и аннулирование лицензий должно осуществляться в порядке, определенном в разделе IV КоАП РСФСР.
Такой вывод ставит перед
правоприменителем новые
Совершенно новым является соединение этих двух моментов - на сегодня суд признан в качестве органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. И вот здесь возникает вопрос подведомственности таких дел.
При разрешении этого вопроса нельзя руководствоваться ни ст.22 АПК РФ, ни ст.25 ГПК РСФСР, поскольку в данном случае речь идет об административном процессе, о производстве по делам об административных правонарушениях. Поэтому при определении подведомственности следует исходить из положений ст.194 КоАП РСФСР, которая не называет арбитражные суды в числе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Такими уполномоченными органами в разбираемой ситуации являются на сегодня только районные (городские) суды. Точно так же и при определении подсудности следует исходить из норм ст.9 КоАП РСФСР, которая устанавливает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности по месту совершения правонарушения. Этот вопрос имеет значение в тех случаях, когда место совершения правонарушения и место нахождения нарушителя (юридического лица - лицензиата) не совпадают.
Подытоживая сказанное,
можно сделать следующие
Закон прямо не указывает, должен ли срок действия лицензии, определенный в соответствии со ст.8 Закона от 25 сентября 1998 г., продлятся на срок приостановления действия лицензии. Этот правовой пробел можно толковать с учетом того, что приостановление действия лицензии есть вид административного взыскания, примененного за виновное совершение лицензиатом противоправного наказуемого деяния. Следовательно, в данном случае срок действия лицензии продлятся не должен.
Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.
1. Представление
в соответствующий
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
• полное и (в
случае, если имеется) сокращенное наименование,
в том числе фирменное
Информация о работе Порядок лицензирования предпринимательской деятельности