Порядок лицензирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимательской лицензии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ. ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ 5
1.1. Понятие лицензирования. Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии. 5
1.2. Лицензирующие органы 12
2. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ 20
2.1. Порядок лицензирования 20
2.2.Юридическая ответственность за ведение предпринимательской деятельности без лицензии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

• фамилия, имя  и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;

• идентификационный  номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

• лицензируемый  вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен  осуществлять.

К заявлению  о предоставлении лицензии прилагаются  следующие документы:

• копии учредительных  документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;

• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины  за рассмотрение лицензирующим органом  заявления о предоставлении лицензии;

• копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами12.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о  предоставлении лицензии и прилагаемые  к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения  о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о  предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем  лицензии документа, подтверждающего  уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:

1) наименование  лицензирующего органа;

2) полное и  (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

3) фамилия, имя  и (в случае, если имеется) отчество  индивидуального предпринимателя,  место его жительства, адреса  мест осуществления лицензируемого  вида деятельности, данные документа,  удостоверяющего его личность, основной  государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) лицензируемый  вид деятельности (с указанием  выполняемых работ и оказываемых  услуг);

5) срок действия  лицензии;

6) идентификационный  номер налогоплательщика;

7) номер лицензии;

8) дата принятия  решения о предоставлении лицензии.

 

2.2.Юридическая ответственность за ведение предпринимательской деятельности без лицензии

Как справедливо  отмечается в литературе, закон включает лдве категории факторов - позитивные и негативные, цель которых обеспечить высокий экономический эффект с  помощью разных способов.6 Поэтому крайне важно, чтобы правовая наука выявила ту грань, за которой режим лицензирования не принесет позитивного эффекта, а неоправданно ограничит свободу экономической деятельности, гарантированную ст. 8 и 74 Конституции РФ.

Некоторыми авторами уже обращено внимание на данную правовую проблему и предложены следующие конкретные критерии: опасность рассматриваемой деятельности для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; вовлечение ею в свою среду неограниченного круга участников; высокая доходность такой деятельности. С ними вполне можно согласиться, но в дополнение отметим, что решение о введении режима лицензирования какой-либо деятельности на основе определенных критериев должно приниматься законодателем не автоматически, а при условии невозможности обеспечить в полной мере защиту возникающих при этом публичных интересов иными средствами государственного контроля.

С такой точки  зрения излишним было введение лицензирования деятельности по производству продукции общественного питания,8 поскольку в данной сфере уже существовал вполне эффективный механизм контроля - через обязательную сертификацию этой продукции и систему санитарно-эпидемиологического надзора. То же следует сказать и о деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд,9 лицензирование которой при наличии государственных контрактов и возможности применения правовых санкций за нарушение их условий представляется необоснованным.

Итак, в основу решения вопроса о применении рассматриваемого государственного инструмента  должен быть положен принцип - лицензировать  только то, что нельзя не лицензировать. Такой вывод вытекает и из основного  назначения лицензирования, состоящего в установлении особого государственного контроля за осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией публичных интересов. При этом существенное значение приобретает не столько первоначальный (при выдаче разрешения), сколько последующий контроль за соблюдением субъектами условий, на которых оно выдано.

Вторая стадия контроля является сегодня наиболее слабым звеном лицензионного механизма, хотя именно она позволяет оперативно реагировать на допущенные лицензиатом нарушения, так как лицензирующие органы имеют возможность использовать властные полномочия: аннулирование или приостановление действия выданной лицензии. Отсутствие по каким-либо причинам последующего контроля лишает лицензирование роли государственного регулятора и придает ему фискальный характер. Выхолащивание указанной сути имеет место, в частности, при лицензировании торговли подакцизными товарами.10 Анализ практики свидетельствует, что лицензирование такой торговли не выполняет контрольной функции ввиду значительного числа ее субъектов и сводится к пополнению доходных источников местных бюджетов путем взимания лицензионных сборов.

Суммируя изложенное, предлагаем определение понятия  лицензирования: под лицензированием  понимается такой способ государственного регулирования экономической деятельности, который заключается в установлении правового режима осуществления его отдельных видов только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченными органами при наличии определенных условий.

Рассматривая  лицензирование как вид государственной  деятельности, следует отметить, что  возникающие при этом правоотношения между предпринимателями и лицензирующими органами являются правоотношениями по вертикали, так как складываются в порядке государственного регулирования экономики. Для оптимизации указанной деятельности весьма важно выявить ее основные принципы. Действующее законодательство не содержит какого-либо о них упоминания. Вместе с тем практикой лицензирования выработаны некие общие подходы, которые лежат в основе осуществления лицензионной деятельности любого уполномоченного органа. Они в известной степени закреплены в самом законодательстве без указания на них как на исходные начала такой деятельности.

Первым и, пожалуй, единственным принципом лицензирования, не требующим какого-либо пояснения, является принцип возмездности (платности). Нормы об установлении платы за выдачу лицензий или за их переоформление содержатся во всех без исключения положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных на федеральном уровне.

Вторым основным принципом следует признать непередаваемость права на занятие видом деятельности, предоставленного лицензией. Чаще всего  он сформулирован в нормативных  актах в виде запрета передавать лицензию другому лицу. Передача субъектом своего права на занятие определенной деятельностью, предоставленного специальным разрешением именно ему, превратило бы в фикцию весь процесс лицензирования и лишило бы его изначального смысла. Данное субъективное право, по сути, относится к числу личных неимущественных, а следовательно, неотчуждаемых прав. В то же время сама по себе фактическая передача (вручение) лицензии еще не означает нарушения указанного запрета. Оно могло бы иметь место при ее передаче другому субъекту в целях осуществления им лицензируемой деятельности от своего имени. На практике же вручение лицензии ее владельцем собственному представителю (например, работнику или поверенному) осуществляется для того, чтобы последний мог при необходимости подтвердить право лица, от имени которого он действует, на занятие соответствующим видом предпринимательства.

Третьим основным принципом лицензирования является его публичный характер. Он проявляется  в том, что лицензии выдаются только специально уполномоченными органами государства в порядке осуществления им своих функций по регулированию экономической деятельности. В силу данного начала специальные разрешения могут выдаваться только публичными органами. Наделение этими полномочиями негосударственных структур, в особенности коммерческих, недопустимо. Статьей 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»13 прямо запрещается передача хозяйствующим субъектам функций органов власти всех уровней. Иное поставило бы такие субъекты в привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям и противоречило бы самой природе лицензирования как форме государственного контроля. Вместе с тем правомерна и вполне согласуется с Конституцией РФ14 (ст. 132) практика делегирования полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности органам местного самоуправления. Последние, хотя и не входят в систему органов государства, являются органами публичной власти на подведомственной им территории.

Далее обратим  внимание на такую проблему лицензирования предпринимательства, как пробелы в правовом регулировании ответственности за деятельность без лицензий. Безлицензионная деятельность предполагает применение уголовных, административных или хозяйственно-правовых санкций. Первый вид ответственности установлен ст. 1624 «Незаконное предпринимательство» и ст. 1625 «Незаконное предпринимательство в сфере торговли» УК РСФСР15. Субъектами такой ответственности могут быть только граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом привлечение индивидуальных предпринимателей к уголовной ответственности за безлицензионную деятельность возможно только после применения к ним мер административного взыскания за такие нарушения. Само же законодательство об административных правонарушениях не содержит пока общей нормы об административной ответственности за деятельность без лицензий. Административные санкции за подобные нарушения введены лишь в сфере транспорта, строительства и архитектуры. Поэтому привлечение граждан-предпринимателей к уголовной ответственности за указанную форму незаконного предпринимательства оказывается в большинстве случаев юридически невозможным.

Наличие данного  пробела в федеральном законодательстве вынуждает субъектов Российской Федерации принимать собственные правовые акты об административной ответственности за деятельность без лицензий. Это вполне соответствует Конституции РФ, которая относит административное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. 1 ст. 72). При этом ст. 5 Протокола к Федеративному договору от 31 марта 1992 г. прямо предусматривает право законодательных органов субъектов Федерации до принятия соответствующих федеральных норм осуществлять по вопросам совместного ведения собственное регулирование.

 В силу  изложенного единственно возможным  способом пресечения на практике  безлицензионной деятельности предпринимателей  является хозяйственно-правовая  ответственность. Она может быть  реализована путем подачи в  арбитражный суд исков о признании недействительными сделок, направленных на получение прибыли от деятельности без лицензии, и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Следует отметить, что до принятия первой части ГК РФ этот вид ответственности также был мало эффективен, потому что надлежащими истцами по такой категории дел признавались только налоговые органы (на основании ст. 14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»). На деле они часто самоустранялись от реализации своего права на предъявление подобных исков, а лицензирующие, контрольные и иные органы не наделялись федеральным законодательством правом обращения в суд по таким вопросам. Теперь, согласно ст. 173 ГК РФ, сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим соответствующей лицензии, может быть при определенных условиях признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Правило этой статьи в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ применимо и к сделкам граждан-предпринимателей.

Информация о работе Порядок лицензирования предпринимательской деятельности