Порядок разработки стандарта предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

Содержание работы

Стандартизация в России 3
1.1 Стандартизация в управлении качеством в России 3
1.2 Государственное управление стандартизацией 3
2 Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 6
2.1 Понятие и цели стандартизации 6
2.2 Экономические проблемы стандартизации 8
3 Проблемы управления качеством радиоэлектронных средств 11
4 Конструкторская документация как элемент системы качества предприятия 19
4.1 Единая система конструкторской документации 19
4.1.1 Терминология 20
4.2 Конструкторская документация 21
4.2.1 Графические конструкторские документы 22
4.2.2 Текстовые конструкторские документы 22
4.2.3 Классификация КД по способу выполнения и характеру использования. 23
4.2.4 Обозначения (шифры) КД. 24
4.2.5 Требования к выполнению конструкторских графических документов. 25
4.2.6 Требования к выполнению текстовых конструкторских документов. 26
4.3 Порядок отработки конструкторской документации на технологичность 27
4.3.1 Предпосылки к разработке внутреннего стандарта предприятия 27
4.3.2 Разработка стандарта 28
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая ( с рамками).docx

— 116.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Стандартизация  в России 3

1.1 Стандартизация в управлении качеством в России 3

1.2 Государственное управление стандартизацией 3

2 Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 6

2.1 Понятие  и цели стандартизации 6

2.2 Экономические  проблемы стандартизации 8

3 Проблемы управления качеством радиоэлектронных средств 11

4 Конструкторская  документация как элемент системы  качества предприятия 19

4.1 Единая система конструкторской документации 19

4.1.1 Терминология 20

4.2 Конструкторская  документация 21

4.2.1 Графические  конструкторские документы 22

4.2.2 Текстовые  конструкторские документы 22

4.2.3 Классификация  КД по способу выполнения и  характеру использования. 23

4.2.4 Обозначения  (шифры) КД. 24

4.2.5 Требования  к выполнению конструкторских  графических документов. 25

4.2.6 Требования  к выполнению текстовых конструкторских  документов. 26

4.3 Порядок  отработки конструкторской документации  на технологичность 27

4.3.1 Предпосылки  к разработке внутреннего стандарта  предприятия 27

4.3.2 Разработка  стандарта 28

Список используемой литературы 32

 

1 Стандартизация  в России

1.1 Стандартизация в управлении качеством в России

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

В Государственные  стандарты Российской Федерации  включены следующие положения:

– требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

– требования совместимости и взаимозаменяемости продукции;

– методы контроля требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

– основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации.

1.2 Государственное управление стандартизацией

Для разработки государственных  стандартов и проведения работ в  области международной и региональной стандартизации полномочные представители  заинтересованных субъектов хозяйственной  деятельности объединены в общественные организации - технические комитеты по стандартизации (ТК). В перспективе  ТК должны будут выполнять функцию  основных разработчиков стандартов.

В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации  определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления  своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные  органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению , Госстандарт России образовал на территории всех субъектов Федерации и крупных промышленных центрах - Центры стандартизации, метрологии и сертификации;

    • в Москве – Ростест;
    • в Санкт-Петербурге – Тест.

На законодательном  уровне принят перечень нормативных  документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, а  также общие требования, применяемые  к ним. В набор основных нормативных документов входят следующие:

    • – государственные стандарты России - ГОСТ Р;
    • – общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
    • – стандарты отраслей;
    • – стандарты предприятий;
    • – стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

Применяемые международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации также относятся  к нормативным документам, если их применение регламентировано в установленном  порядке. Существует два варианта их применения: 

    • 1) В форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации без каких либо дополнений;
    • 2) В форме соответствующего отечественного нормативного документа с внесением дополнительных требований, отражающих особенности потребности Российской Федерации.

Таким образом, узаконенный  перечень нормативных документов по стандартизации может быть изменен  только с принятием нового закона. Все иные документы, принимаемые  в этой области, не могут быть отнесены к нормативным.

Положение о юридическом  статусе функционирующих нормативных  документов по стандартизации играет наиважнейшую, принципиальную роль: изменение  юридической силы действующих или  введение новых документов оказывает  прямое воздействие на деятельность предприятий, связано с большими материальными затратами, вносит изменения  в права и обязанности и  юридическую ответственность предприятий  и государственных органов и  потребителей.

Следует учитывать, что по международным соглашениям  России и стран СНГ имеют юридическую  силу межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для стран - членов содружества.

Право принятия государственных  стандартов (ГОСТ Р) и общероссийских классификаторов технико-экономической  информации (ОКТЭИ) прерогатива двух центральных государственных органов  управления:

    • – Госстандарта России;
    • – Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстроя России).

Все без исключения государственные стандарты, в том  числе и принятые Госстроем России, вступают в силу лишь после их регистрации  в Госстандарте РФ.

Главным, основным среди различных нормативных  документов, регламентирующих процесс  стандартизации, является перечень государственных  стандартов России.

При этом под нормативностью с юридической точки зрения понимается обязательность норм, правил, устанавливаемых соответствующими документами для субъектов права. Нормативные акты, государственные стандарты носят обязательный характер для всех как юридических, так и физических лиц. В то же время не все требования государственных стандартов, - безусловно, обязательны. Так, в п.2 статьи 7 Закона перечисляются нормативные акты обязательные для соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Не вошедшие в данную статью требования государственных стандартов к продукции и услугам не являются таковыми. Они могут переходить в разряд нормативных лишь в следующих случаях:

    • – при включении в техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг требования в виде ссылки на соответствующие нормы стандарта;
    • – при упоминании в договоре (контракте) при разработке, изготовлении и реализации продукции или услуг между субъектами хозяйственной деятельности ссылки на эти требования.

В этой связи соответствие продукции услуг требованиям  государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, предусмотренном отечественным  законодательством.

2 Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации

2.1 Понятие и цели стандартизации

Современное состояние  экономики России, характеризующееся  расширением прав и экономической  самостоятельности субъектов хозяйственной  деятельности, дальнейшей интеграцией  страны в мировое экономическое  сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью  принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в  странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции  и услуг, а также для обеспечения  успешной работы единого механизма  реализации политики государства в  области стандартизации.

В этой связи в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О стандартизации", который закрепил основные положения и принципы, определил порядок проведения организационных работ по стандартизации. Этот закон ввел единые, обязательные требования для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей, а также общественных объединений).

Его положения и  требования охватывают всех изготовителей  продукции (услуг и работ), продавцов, транспортные, проектно-конструкторские  и другие организации и предприятия.

С другой стороны, законом  определены меры государственного регулирования  в области защиты интересов потребителей (в том числе производственных потребителей) и государства. Достижению этой цели служит разработка и применение нормативных документов по стандартизации, стремящихся зафиксировать перечень оптимальных требований к продукции, производственным процессам и услугам (ко всем объектам стандартизации), а  также упорядочить ведение государственного контроля и надзора за соблюдением  требований утвержденных стандартов.

В то же время еще  не выработано четкое общепринятое определение  понятия "стандартизация".

Так, например, в  законе отсутствуют базовые для  осуществления практической деятельности положения, которые бы учитывали  такие важные свойства, как оптимальность, всеобщность, цикличность (повторяемость) применения (закон ограничивается лишь наиболее существенными).

Стандартизация  – это установление норм, правил и характеристик для обеспечения безопасности продукции, производственных процессов и услуг, их взаимозаменяемости, технической и информационной совместимости, поддержания соответствующего уровня качества, а также безопасности хозяйственных объектов, функционирования единой системы измерений, экономии всех видов ресурсов в целях обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности.

Такой подход к целям  и задачам отечественной стандартизации находится в полном соответствии с аналогичными целями и задачами стандартизации в развитых странах  Запада и нормами международных  организаций по стандартизации.

Сегодня цели и задачи закона "О стандартизации" в то же время отражают двустороннюю направленность данного процесса. С одной стороны, зафиксированы обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости; с другой - разработаны рекомендации по потребительским показателям продукции, производственных процессов и услуг, которые предусматривают улучшение их качества, экономию ресурсов. При этом следует отметить, что по закону для субъектов хозяйственной деятельности обязательным является соблюдение только требований, связанных с безопасностью, совместимостью и взаимозаменяемостью. Обязательное выполнение иных положений необходимо лишь в случае, если то или иное требование зафиксировано в договоре или контракте, указано в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя работ или услуг).

2.2 Экономические проблемы стандартизации

Стандартизация, представляя  собой одну из составляющих частей государственного управления, является необходимым условием существования  не только экономики, обороны, но и успешного  развития всей страны. Она пронизывает  все виды человеческой деятельности, влияет на доходы и прибыль через  качество с учетом политической и  рыночной ситуации. Отсюда, связанные  со стандартизацией вопросы затрат весьма значительны, а результаты экономического эффекта проявляются опосредованно.

Условия экономической  и структурной перестройки, неупорядоченности предпринимательства и бизнеса – это благоприятная среда для реализации на потребительском рынке изделий низкого качества, не прошедших соответствующей сертификации и не отвечающих нормам общепринятых стандартов. Так, например, в 1995 году из 4,5 тысяч предприятий, проверенных Госстандартом России, около половины совершили грубые нарушения стандартов и правил сертификации, что в свою очередь нанесло не только экономический, но и моральный ущерб всему обществу и отдельным его гражданам.

В качестве иллюстративного  примера воспользуемся информацией об эффективности стандартизации перед распадом СССР. В то время среднегодовой экономический эффект у 50% вновь утвержденных стандартов составил в среднем на каждый стандарт около 0,8 млн. рублей (в ценах конца 80-х годов). Общий экономический эффект на 50% был обеспечен за счет повышения качества продукции и на 25% за счет снижения трудоемкости и материалоемкости.

Информация о работе Порядок разработки стандарта предприятия