Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:09, курсовая работа
В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.
Стандартизация в России 3
1.1 Стандартизация в управлении качеством в России 3
1.2 Государственное управление стандартизацией 3
2 Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 6
2.1 Понятие и цели стандартизации 6
2.2 Экономические проблемы стандартизации 8
3 Проблемы управления качеством радиоэлектронных средств 11
4 Конструкторская документация как элемент системы качества предприятия 19
4.1 Единая система конструкторской документации 19
4.1.1 Терминология 20
4.2 Конструкторская документация 21
4.2.1 Графические конструкторские документы 22
4.2.2 Текстовые конструкторские документы 22
4.2.3 Классификация КД по способу выполнения и характеру использования. 23
4.2.4 Обозначения (шифры) КД. 24
4.2.5 Требования к выполнению конструкторских графических документов. 25
4.2.6 Требования к выполнению текстовых конструкторских документов. 26
4.3 Порядок отработки конструкторской документации на технологичность 27
4.3.1 Предпосылки к разработке внутреннего стандарта предприятия 27
4.3.2 Разработка стандарта 28
Список используемой литературы 33
Содержание
1 Стандартизация в России 3
1.1 Стандартизация в управлении качеством в России 3
1.2 Государственное управление стандартизацией 3
2 Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 6
2.1 Понятие и цели стандартизации 6
2.2 Экономические проблемы стандартизации 8
3 Проблемы управления качеством радиоэлектронных средств 11
4 Конструкторская
документация как элемент
4.1 Единая система конструкторской документации 19
4.1.1 Терминология 20
4.2 Конструкторская документация 21
4.2.1 Графические конструкторские документы 22
4.2.2 Текстовые конструкторские документы 22
4.2.3 Классификация КД по способу выполнения и характеру использования. 23
4.2.4 Обозначения (шифры) КД. 24
4.2.5 Требования к выполнению конструкторских графических документов. 25
4.2.6 Требования
к выполнению текстовых
4.3 Порядок
отработки конструкторской
4.3.1 Предпосылки
к разработке внутреннего
4.3.2 Разработка стандарта 28
Список используемой литературы 32
В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.
В Государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:
– требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
– требования совместимости и взаимозаменяемости продукции;
– методы контроля требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
– основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации.
Для разработки государственных
стандартов и проведения работ в
области международной и
В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению , Госстандарт России образовал на территории всех субъектов Федерации и крупных промышленных центрах - Центры стандартизации, метрологии и сертификации;
На законодательном уровне принят перечень нормативных документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, а также общие требования, применяемые к ним. В набор основных нормативных документов входят следующие:
Применяемые международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации также относятся к нормативным документам, если их применение регламентировано в установленном порядке. Существует два варианта их применения:
Таким образом, узаконенный перечень нормативных документов по стандартизации может быть изменен только с принятием нового закона. Все иные документы, принимаемые в этой области, не могут быть отнесены к нормативным.
Положение о юридическом
статусе функционирующих
Следует учитывать, что по международным соглашениям России и стран СНГ имеют юридическую силу межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для стран - членов содружества.
Право принятия государственных
стандартов (ГОСТ Р) и общероссийских
классификаторов технико-
Все без исключения государственные стандарты, в том числе и принятые Госстроем России, вступают в силу лишь после их регистрации в Госстандарте РФ.
Главным, основным среди различных нормативных документов, регламентирующих процесс стандартизации, является перечень государственных стандартов России.
При этом под нормативностью с юридической точки зрения понимается обязательность норм, правил, устанавливаемых соответствующими документами для субъектов права. Нормативные акты, государственные стандарты носят обязательный характер для всех как юридических, так и физических лиц. В то же время не все требования государственных стандартов, - безусловно, обязательны. Так, в п.2 статьи 7 Закона перечисляются нормативные акты обязательные для соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Не вошедшие в данную статью требования государственных стандартов к продукции и услугам не являются таковыми. Они могут переходить в разряд нормативных лишь в следующих случаях:
В этой связи соответствие продукции услуг требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, предусмотренном отечественным законодательством.
Современное состояние
экономики России, характеризующееся
расширением прав и экономической
самостоятельности субъектов
В этой связи в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О стандартизации", который закрепил основные положения и принципы, определил порядок проведения организационных работ по стандартизации. Этот закон ввел единые, обязательные требования для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей, а также общественных объединений).
Его положения и требования охватывают всех изготовителей продукции (услуг и работ), продавцов, транспортные, проектно-конструкторские и другие организации и предприятия.
С другой стороны, законом
определены меры государственного регулирования
в области защиты интересов потребителей
(в том числе производственных
потребителей) и государства. Достижению
этой цели служит разработка и применение
нормативных документов по стандартизации,
стремящихся зафиксировать
В то же время еще не выработано четкое общепринятое определение понятия "стандартизация".
Так, например, в законе отсутствуют базовые для осуществления практической деятельности положения, которые бы учитывали такие важные свойства, как оптимальность, всеобщность, цикличность (повторяемость) применения (закон ограничивается лишь наиболее существенными).
Стандартизация – это установление норм, правил и характеристик для обеспечения безопасности продукции, производственных процессов и услуг, их взаимозаменяемости, технической и информационной совместимости, поддержания соответствующего уровня качества, а также безопасности хозяйственных объектов, функционирования единой системы измерений, экономии всех видов ресурсов в целях обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности.
Такой подход к целям
и задачам отечественной
Сегодня цели и задачи закона "О стандартизации" в то же время отражают двустороннюю направленность данного процесса. С одной стороны, зафиксированы обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости; с другой - разработаны рекомендации по потребительским показателям продукции, производственных процессов и услуг, которые предусматривают улучшение их качества, экономию ресурсов. При этом следует отметить, что по закону для субъектов хозяйственной деятельности обязательным является соблюдение только требований, связанных с безопасностью, совместимостью и взаимозаменяемостью. Обязательное выполнение иных положений необходимо лишь в случае, если то или иное требование зафиксировано в договоре или контракте, указано в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя работ или услуг).
Стандартизация, представляя
собой одну из составляющих частей
государственного управления, является
необходимым условием существования
не только экономики, обороны, но и успешного
развития всей страны. Она пронизывает
все виды человеческой деятельности,
влияет на доходы и прибыль через
качество с учетом политической и
рыночной ситуации. Отсюда, связанные
со стандартизацией вопросы затрат
весьма значительны, а результаты экономического
эффекта проявляются
Условия экономической и структурной перестройки, неупорядоченности предпринимательства и бизнеса – это благоприятная среда для реализации на потребительском рынке изделий низкого качества, не прошедших соответствующей сертификации и не отвечающих нормам общепринятых стандартов. Так, например, в 1995 году из 4,5 тысяч предприятий, проверенных Госстандартом России, около половины совершили грубые нарушения стандартов и правил сертификации, что в свою очередь нанесло не только экономический, но и моральный ущерб всему обществу и отдельным его гражданам.
В качестве иллюстративного примера воспользуемся информацией об эффективности стандартизации перед распадом СССР. В то время среднегодовой экономический эффект у 50% вновь утвержденных стандартов составил в среднем на каждый стандарт около 0,8 млн. рублей (в ценах конца 80-х годов). Общий экономический эффект на 50% был обеспечен за счет повышения качества продукции и на 25% за счет снижения трудоемкости и материалоемкости.
Информация о работе Порядок разработки стандарта предприятия