Порядок реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 03:37, контрольная работа

Описание работы

Анализ реального состояния конкуренции в стране является базой для принятия ответственных решений. Нельзя создавать конкуренцию искусственно, только на бумаге. Задача государства заключается в обеспечении реальных условий для ведения честной конкурентной борьбы.
На очередном заседании Правительства Российской Федерации были сформулированы следующие задачи.
Во-первых, необходимо убирать излишние административные входные барьеры. Громоздкие процедуры регистрации нужно упрощать, ликвидировать надуманные требования, обременительные сборы и ограничения доступа к инфраструктуре - все это тормозит предпринимательскую инициативу, порой становится непреодолимым препятствием для выхода на рынок новых компаний и предприятий, а значит, новых продуктов и услуг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Акты и действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающие антимонопольное законодательство……..4
Порядок реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности ……………………………………………………………..…..17
Заключение……………………………………………………………….…..31
Список используемой литературы………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Монополия.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

В частности, Закон N 401-ФЗ предусматривает, что цена товара не признается монопольно высокой в  случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении следующих условий:

объем продаваемого на бирже  товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем  товарном рынке, составляет не менее  величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара;

сделки заключаются  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, в ходе биржевых торгов, которые соответствуют требованиям, определенным федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, в том числе требованиям к минимальному количеству участников биржевых торгов в течение торговой сессии;

хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованный и (или) участвующий в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам), предоставляет бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом;

действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и (или) его аффилированных лиц  не относятся к манипулированию  рынком;

реализация на бирже  товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется регулярно с равномерным распределением объема товара по торговым сессиям в течение календарного месяца. Правительство Российской Федерации вправе определять критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков;

хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение  на соответствующем товарном рынке, осуществляет регистрацию внебиржевых  сделок на поставки товаров, обращающихся на таком товарном рынке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

минимальный размер биржевого  лота не препятствует доступу на соответствующий  товарный рынок;

реализация товара хозяйствующим  субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется на бирже, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, включая требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи таких заявок брокеру, брокерам.

Кроме того, Закон N 401-ФЗ предусматривает, что не признается монопольно высокой цена товара, установленная  с учетом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при  ее продаже на бирже, согласованных с антимонопольным органом.

Не признается монопольно высокой цена товара также в случае, если она не превышает цену, установленную  на бирже с соблюдением предусмотренных  ч. ч. 5 и 6 ст. 5 Закона о защите конкуренции  условий. При этом экономические (коммерческие) условия сделки сопоставимы по количеству и (или) объему поставляемых товаров, срокам исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемых в сделках данного вида, а также по иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цену.

Закон N 401-ФЗ предусматривает, что при определении монопольно высокой цены товара учитываются  биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Указанные изменения  расширяют критерии определения справедливой (рыночной) цены товара, которая в первую очередь должна использоваться при оценке цены товара, производимого субъектом естественной монополии, в качестве монопольно высокой.

Закон N 401-ФЗ сокращает  перечень безусловных запретов в отношении соглашений хозяйствующих субъектов и впервые вводит в законодательную практику понятие "картель".

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции  картелем признаются соглашения между  хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к следующему:

установление или поддержание  цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

повышение, снижение или  поддержание цен на торгах;

раздел товарного рынка  по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

сокращение или прекращение  производства товаров;

отказ от заключения договоров  с определенными продавцами или  покупателями (заказчиками).

К числу хозяйствующих субъектов-конкурентов следует относить хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке.

Таким образом, из перечня  безусловных запретов, применяемых  к соглашениям хозяйствующих  субъектов, исчезли соглашения, приводящие2:

к навязыванию контрагенту  условий договора, не выгодных для  него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного  имущества, в том числе имущественных  прав, а также согласие заключить  договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

к экономически, технологически и иным образом необоснованному  установлению хозяйствующим субъектом  различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

к созданию препятствий  доступу на товарный рынок или  выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

к установлению условий  членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Указанные соглашения могут  быть признаны нарушающими антимонопольное законодательства лишь при условии, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции (новая редакция ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

Закон N 401-ФЗ скорректировал один из запретов, применяемых в  отношении "вертикальных" соглашений. Так, п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции, запрещая "вертикальные" соглашения, приводящие (способные привести) к установлению цены перепродажи товара, устанавливает, что такой запрет не применяется к соглашениям, по которым продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара.

Таким образом, "вертикальные" соглашения, по которым продавец устанавливает  для покупателя максимальную цену перепродажи  товара, не противоречат антимонопольному законодательству.

Новая редакция ч. 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции особо  выделяет запрет на соглашения хозяйствующих  субъектов, являющихся участниками  оптового и (или) розничных рынков электрической  энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Определения манипулирования  ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) раскрываются в п. 6 настоящего разъяснения.

Закон N 401-ФЗ впервые определяет порядок применения ст. 11 Закона о  защите конкуренции к соглашениям, заключаемым между участниками  одной группы лиц.

В частности, новая редакция ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции предусматривает, что положения указанной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль, либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом под контролем  понимается возможность физического  или юридического лица прямо или  косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

распоряжение более  чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

осуществление функций  исполнительного органа юридического лица.

Таким образом, соглашения между хозяйствующими субъектами, объединенными  в одну группу лиц по признакам, предусмотренным  п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, не могут быть признаны нарушающими положения ст. 11 Закона о защите конкуренции даже в том случае, если формально не соответствуют предусмотренным данной статьей запретам.

Исключение составляют лишь соглашения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации3. К их числу могут быть отнесены соглашения между банком и страховой организацией, которые могут быть признаны нарушающими ст. 11 Закона о защите конкуренции независимо от того, входят они в группу лиц по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, или нет.

В отношении соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц по основаниям, предусмотренным п. п. 3 - 7, положения ст. 11 Закона о защите конкуренции применяются в полном объеме.

В отношении соглашений между хозяйствующими субъектами, объединенными  в группу лиц по основаниям, предусмотренным п. п. 8 и 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, положения ст. 11 Закона о защите конкуренции применяются при условии отсутствия между ними прямого или косвенного контроля (ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

Новая редакция ч. 9 ст. 11 Закона о защите конкуренции предусматривает, что требования указанной статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Порядок реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности определяется четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации .

Вместе с тем следует  учитывать, что указанное положение  не исключает применение положений  ст. 11 Закона о защите конкуренции  к соглашениям между хозяйствующими субъектами, которые касаются товара, произведенного (созданного) с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Закон N 401-ФЗ изменяет некоторые подходы  к запретам согласованных действий.

Во-первых, в рамках третьего антимонопольного пакета предлагается уточнить определение  согласованных действий. В частности, согласно новой редакции ст. 8 Закона о защите конкуренции, к числу согласованных могут быть отнесены лишь такие действия хозяйствующих субъектов, о совершении которых их участники были заранее информированы в связи с публичным заявлением одного из них о планируемом их совершении.

Такой объективный критерий должен исключить возможность квалификации в качестве согласованных действий параллельного поведения экономически самостоятельных хозяйствующих  субъектов, обусловленного экономическими причинами.

Вторым важным значимым изменением является включение в Закон о  защите конкуренции самостоятельной  статьи, определяющей формы запрещенных  согласованных действий.

К числу запрещенных  могут относиться лишь согласованные  действия хозяйствующих субъектов, работающих на одном товарном рынке (согласованные действия конкурентов). При этом по аналогии с разграничением запрещенных соглашений на соглашения, запрещенные безусловно (per se), и соглашения, запрещаемые при условии ограничения конкуренции, такой же принцип применятся и к согласованным действиям. Аналогично соглашениям, новая ст. 11.1, посвященная согласованным действиям, предусматривает ее неприменение к участникам одной группы лиц.

Третье изменение касается предложения о введении минимальной  доли рынка, при которой запреты  в отношении согласованных действий не применяются.

Так, новая редакция ч. 5 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции закрепляет, что указанные в данной статье запреты не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20%, при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 8%.

Данное предложение  позволит исключить применение антимонопольного законодательства к действиям хозяйствующих  субъектов, которые не могут повлиять на конкуренцию на рынке.

Закон N 401-ФЗ расширяет  перечень случаев допустимости соглашений, которые формально могут подпадать под запреты, предусмотренные ст. 11.1 Закона о защите конкуренции.

Информация о работе Порядок реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности