Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами от дельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж России так же ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  иностранных инвестиций в России

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Если суммировать представления  о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что  главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные  инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность  негативных перемен в политике, экономике  и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими  лозунгами от дельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной  собственности. Имидж России так  же ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий  для семей лиц, занятых в сфере  иностранных инвестиций.

Негативное влияние оказывает  запаздывание модернизации экономики, низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая  политика, к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям, высокий  уровень инфляции, наличие правовых препятствий в виде слабости и  несовершенства действующих норм российского  законодательства об иностранных инвестициях.

Улучшение же инвестиционного  климата по прогнозам Правительства  способно привести к тому, что объём  зарубежных капиталовложений в экономику  России уже в 1997 году составит более 8 миллиардов долларов США. Чтобы добиться таких показателей важно осуществить  пересмотр налоговой политики, рассмотреть  возможность установления таможенных льгот, повысить уровень управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе по модернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям времени. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и известной нестабильности путем правового регулирования и создания для иностранного инвестора благоприятного правового ре жима им удается привлекать значительный иностранный капитал.

Состояние правового регулирования  в сфере иностранных инвестиций не вызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и  экономики в целом, но и открывают  перед ними новые интересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнёрами наши предприниматели могут быстрее  модернизировать производство, получив  для этого нужные средства, новые  технологии; перестроить систему  обработки информации и управления.

Иностранные инвестиции в  различных формах могут успешно  сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей, разумеется, когда  дело с обеих сторон ведётся грамотно, на профессиональной основе и с соблюдением  интересов России.

Становление законодательства об иностранных инвестициях - составная  часть процесса формирования правового  государства в России. Предстоит  сделать ещё очень многое для  того, чтобы наше государство стало  действительно правовым. Пока что  такое его определение, закреплённое в Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая  реальность. Таким образом, наступила  пора нового поколения законодательных  актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того, чтобы уровень правового  регулирования не отставал от развития экономики и всего российского общества в целом необходимо обновление действующего законодательства. Здесь можно говорить практически о формировании второго поколения законодательства об иностранных инвестициях. Возможности дополнений и изменений существующих законов, в сущности, оказались исчерпанными, не случайно разработка проекта Закона о поправках к Закону "Об иностранных инвестициях в РФ" так затянулась. Последние проекты Закона о поправках больше говорят в пользу принятия нового самостоятельного закона.

Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже разрешены  более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила, установленные ГК, применяются к  отношениям с участием иностранных  граждан и иностранных юридических  лиц, если иное не установлено федеральным  законом. Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательное закрепление в нём принципов  частного права. Это, в первую очередь, равенство правового режима субъектов  гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, в том числе и  частной, недопустимость произвольного  вмешательства государства в  экономическую жизнь общества, обеспечение  беспрепятственного осуществления  права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать  свободу предпринимательства, создавать  благоприятные условия для его  развития в России.

Немаловажная роль в регулировании  иностранных инвестиций отводится  и другим общим законам. В новом  Земельном Кодексе должен быть полностью  решён вопрос о праве собственности  на землю, что крайне важно для  становления рыночной экономики.

Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано  и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранных  банков в РФ уже сняты новым  Законом "О банках и банковской деятельности". Этот перечень можно  продол жить, поскольку он охватывает большую часть законов, в настоящее время находящихся на стадии разработки.

Целью этой работы является раскрытие понятия "иностранные  инвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения законодательства и положений соответствующих  международных до говоров); характеристика Закона "Об иностранных инвестициях", перспективы развития законодательства об иностранных инвестициях; определение  системы допуска иностранного капитала; проблемы страхования некоммерческих рисков и регламентации государственного управления в процессе привлечения  иностранных инвестиций.

В соответствии с этим определяется структура данной работы, которая  состоит из нижеследующих параграфов.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ  В РОССИИ

 

Для понимания особенностей современного подхода российского  законодателя к регламентации иностранных  инвестиций, следует иметь в виду, что он является результатом эволюции регулирования порядка создания и деятельности на территории бывшего  СССР так называемых совместных предприятий. Главным источником регулирования  статуса совместного предприятия  являлись постановления Совета министров  СССР от 13. О1.87. "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных  объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ" и "О  порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий  с участием советских организаций  и фирм из капиталистических и развивающихся стран". * Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП, под последними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые на основании договора, заключённого между советскими государственными предприятиями и иностранными партнерами, и действующие в соответствии с уставом. Причем доля иностранного партнера вначале была ограничена 49% от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято). Содержащееся в упомянутом постановлении Правительства определение совместного предприятия в значительной степени предопределило характер законодательства об иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и в современной России.

Дальнейшей вехой в  развитии советского законодательства об иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26.10.90 г. "Об иностранных инвестициях в СССР". ** Этот акт в силу своего характера  не содержал детального регулирования, но давал определенные направления  для развития такого регулирования. В основном Указ предусматривал: создание как совместных предприятий, так  и предприятий со 100-процентным участием иностранного капитала; возможность  портфельных инвестиций; долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами; предоставления иностранным  инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских  юридических и физических лиц.

После принятия Указа Президента СССР последовала разработка и принятие Основ законодательства об иностранных  инвестициях в СССР, которые в  значительной степени восприняли уже  сложившийся подход в регулировании  иностранных инвестиций, получивший отражение в Указе Президента СССР от 26.10.90 г. Основами было установлено, что правовой режим иностранных  инвестиций на территории СССР не может  быть менее благоприятным, чем соответствующий  режим для имущества и имущественных  прав, а также инвестиционной деятельности советских предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях.

Российский "Закон об иностранных  инвестициях", принятый 4 июля 1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и со держит значительное число заимствований  из союзного законодательства, что  отражает сложившуюся в СССР систему  законодательного регулирования. После  распада СССР Закон РФ "Об иностранных  инвестициях" продолжает сохранять  своё действие, неизменной остаётся и  концепция правового регулирования  иностранных инвестиций в России. В частности, основной формой инвестирования капитала в российскую экономику  на сегодняшний день продолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными инвестициями, наделённых статусом юридического лица по российскому законодательству. Большая часть норм Закона об иностранных  инвестициях (из 42 статей - 23, т.е. больше половины) касается порядка создания и деятельности предприятий с  иностранными инвестициями.

В настоящее время в  Государственной Думе рассматривается  проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР "Об иностранных инвестициях", в котором предусматривается  обеспечение необходимых условий  для привлечения иностранных  инвестиций в экономику России. Законопроект учитывает рекомендации международной  организации - Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлению  законодательных актов об иностранных  инвестициях, обобщившей опыт многих стран  в этой области, и включает положения  о национальном режиме и принципе недискриминации. Имеется в виду, что сам национальный режим (т.е. те равные экономические и правовые условия, в которых действуют  российские и иностранные инвесторы) должен быть радикально улучшен: кардинально  должно быть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной должна быть и поли тика государственной поддержки, стимулирования и финансирования инвесторов.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В  РФ"

 

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является основным источником права  в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что  этот акт принят высшим органом законодательной  власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого  акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции  регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений.

Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях" необходимо отметить следующие: Во-первых чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства  мер, нарушающих или ущемляющих права  иностранных инвесторов.

Во-вторых - многие положения  Закона оказались устаревшими практически  в момент его принятия. Так, Закон  предписывает регистрацию предприятий  в Министерстве Финансов РФ, или  в "ином, уполномоченном на то государственном  органе". Ст 16.

Сама идея правовой нормы, предписывающей регистрацию "там, или  в другом месте" исключает возможность  её использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не представлял, или имел неправильное представление о - 9 возможных способах регулирования данной области отношений.

Эта формулировка привела  в последствии к некоторой  неопределённости в процессе практической регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся  проблему было призвано постановление  Правительства РФ "О регистрации  предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г., предписывающее осуществление  регистрации предприятий с иностранными инвестициями сначала в местных  органах власти, а за тем и в  уполномоченном органе. Разумеется, что  если бы на момент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, каким  должно быть регулирование деятельности совместных предприятий, и как это  регулирование должно соотноситься с регламентацией предпринимательской  деятельности на территории России, то, возможно указанного недостатка можно  было бы избежать. В-третьих Закон  лишь только касается вопросов, связанных  с учреждением и деятельностью  филиалов и представительств иностранных  юридических лиц, приобретением  ценных бумаг, заключением концессионных  договоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных форм организации  предпринимательской деятельности требует подробной регламентации, или хотя бы соответствия с ранее  принятыми в этой сфере отношений  нормативными актами.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в России