Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами от дельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж России так же ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

За пределами регулирования  Закона "Об иностранных инвестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных  инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы, связанные  с функционированием так называемых договорных форм совместных предприятий (contractual joint ventures) , соглашений о разделе  продукции (production sharing contracts) и т.д. Эти  правовые формы не рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.

Кроме того, очевидно, что  закон об иностранных инвестициях  может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего  о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении.

Вместе они должны формировать  единую государственную инвестиционную политику.

При работе над совершенствованием правового регулирования иностранных  инвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях, начиная  с периода, когда законы об иностранных  инвестициях впервые появились  в развивающихся странах, чтобы  избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы.

Основываясь на опыте правового  регулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран в  современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной  из таких проблем в конспекте  развития отечественного законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования  инвестиционного права.

 

ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В  РОССИИ"

 

Определение категории "иностранная  инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким  образом определяется круг правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.

Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской  и других видов деятельности в  целях получения прибыли (дохода) . " Обобщая это определение  можно сказать, что иностранные  инвестиции являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах  и формах, вывезенным из одного государства  и вложенным в предприятие (или  дело) на территории другого государства.

Даваемый в законодательных  актах и международных договорах  перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные  права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации  или любые другие формы участия  в товариществах, предприятиях, в  том числе и в совместных; право  требования по денежным средствам, которые  вкладываются для создания экономических  ценностей, или услугам, имеющим  экономическую ценность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или  договора, включая, в частности, права  на разведку и эксплуатацию природных  ресурсов; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как  права на интеллектуальную (в том  числе промышленную) собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей) . В эту же группу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау".

Международные соглашения распространяются как на капиталовложения, так и  на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в  качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и  иных вознаграждений, платежей за техническую  помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений.

Точное определение понятия "иностранные инвестиции" имеет  важное значение не только в целях  внутригосударственного регулирования, но также и для участия России в различных международных конвенциях по иностранным инвестициям. Это  будет способствовать не только совершенствованию  национального законодательства, но и положительно повлияет на процесс  интеграции России в действующие  механизмы международно-правового  регулирования иностранных инвестиций.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ

 

Совершенно очевидно, что  в настоящий момент ситуация в  сфере правового регулирования  иностранных инвестиций такова, что  невозможно игнорировать усиление внимания к международно-правовому аспекту  этой проблемы. Конституция РФ закрепила  положение о том, что принципы и нормы международного права  и международные договоры России являются неотъемлемой частью её правовой системы, имеют прямое действие и  подлежат применению государственными органами. Закон "Об иностранных  инвестициях в РСФСР" закрепляет приоритет международного права  в РФ. В статье 5 говориться, что "если международным договором, действующим на территории РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР, применяются правила международного договора".

Многие недостатки российского  Закона об иностранных инвестициях  могут быть компенсированы за счёт положений двусторонних международных  договоров, направленных на поощрение  и защиту иностранных инвестиций. Россия участвует в более чем  десяти таких соглашениях как  правопреемник СССР. Специально в  отношении двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций МИД РФ в декабре 1991 года подписал ноту, в соответствии с которой  Россия принимает на себя права и  обязанности по международным договорам, заключённым СССР (см. Приложение) .

В отношении инвесторов из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения  о режиме инвестиций установленные  этими соглашениями.

Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим. В соответствующей норме соглашений выражается стремление государства  поощрять иностранные инвестиции, а  также благожелательно и недискриминационно относиться к иностранным инвесторам в части их прав на владение, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений.

Данное обязательство  содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о предоставлении иностранным  инвесторам режима наибольшего благоприятствования  или национального режима.

О режиме наибольшего благоприятствования  говориться в большинстве соглашений (с Великобританией, ФРГ, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией) .

В то же время Советский  Союз в ряде заключенных соглашений (с Францией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и др.) обязался в дополнение к режиму наибольшего благоприятствования  предоставлять иностранным инвесторам "по мере возможности" и в соответствии с действующим законодательством" также национальный режим.

О национальном режиме прямо  говорится в соглашениях с  США, Великобританией.

В соглашении с республикой  Кореей стороны взаимно пре доставляют инвестору возможность выбора указанных  выше двух режимов, оставляют в то же время "за собой право устанавливать  или сохранять в соответствии со своим действующим законодательством  ограниченные изъятия из национального  режима" (ст. 3 Соглашения от 14 декабря 1990 г.) Сложнее формулировки по этому  вопросу в Договоре с США.

В нем под национальным понимается режим, который по крайней  мере является таким же благоприятным, как лучший из наиболее благоприятного режима, предоставляемого стороной государственным  предприятиям, другим компаниям или  гражданам этой стороны в аналогичных  обстоятельствах (ст. 1) . Анализируя До говор, можно прийти к выводу, что  национальный режим пре доставляется взаимно с определенными изъятиями. Кроме то го, предусмотрено, что российским инвестициям будет предоставляться  в любом штате США такой  режим, который предоставляется  капиталовложениям граждан США, проживающим в других штатах.

Возможность предоставления национального режима не исключает  введения ограничений для иностранного инвестора заниматься определенными  видами деятельности. Кроме того, для  не которых видов деятельности может  быть установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в  целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монополией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься. В этой связи можно привести пример из законодательной практики России. Во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня 1993 г. "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г. соответствующее постановление. В нем было предусмотрено, что государственная монополия будет осуществляться посредством системы мер, которые распространяются на предприятия, осуществляющие соответствующие виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями.

В то же время национальный режим не исключает создание в  определенных случаях льготного  режима, установление отраслей и видов  производства, приоритетных для привлечения  иностранного капитала. В этих областях иностранные инвесторы могут  получать дополнительные льготы.

Особенностью соглашений о защите иностранных инвестиций является то, что они обеспечивают регулирование не только отношений  между государствами участниками  соглашения, но так же и отношений  с иностранным частным инвестором одного из государств - стороны в  соглашении в рамках национальной системы  права. Наличие такого неоднородного  субъектного состава может послужить  основанием для того, чтобы при  разрешении спора между государством и частным инвестором применялись  общие принципы и нормы международного права.

Эта позиция находит подтверждение  в том, что отсылка к нормам и принципам международного права, как правило, содержится в той  части двусторонних соглашений, которая  касается порядка разрешения инвестиционных споров. Здесь предусматривается рассмотрение дел в международном арбитраже, который принимает решения исходя как из положений двустороннего соглашения, так и руководствуясь нормами международного права. В настоящий момент проблема применения норм международного права в рамках национальной системы права является предметом дискуссий, и поэтому её изучение требует тщательного анализа при участии специалистов международного права.

Не менее значимым при  рассмотрении вопроса об участии  России в международных двусторонних соглашениях по иностранным инвестициям  является определение понятий "национализация" и "экспроприация", которые в  двусторонних соглашениях носят  собирательное значение, так как  под этими мерами подразумевается  не только сам акт национализации, но также и любые иные акты, результатом  которых являются принудительное изъятие, отчуждение инвестиций, а также действия государства, которые могут рассматриваться  как фактически осуществлённая национализация или экспроприация. (Например, замораживание  счетов, запрет перевода инвестиций в  иностранной валюте за рубеж и  т.д.) . Двусторонние соглашения запрещают  совершение подобных действий. В соответствии с двусторонними соглашениями национализация инвестиций признаётся сторонами законной, то есть не рассматривается как нарушение  норм и принципов международного права, если она осуществляется в  общественных интересах, в соответствии с установленным законодательством  порядком и на недискриминационной  основе. Последнее означает, что  в качестве основания для принятия меры к иностранному инвестору не рассматривается его национальность или государственная принадлежность, если речь идёт о юридическом лице. При этом признание актов национализации законными может касаться как  актов индивидуального действия национализация имущества конкретного  инвестора, так и актов, принятых в порядке реструктуризации экономики, национализация целых отраслей экономики  или категорий предприятий, например, банков.

Двусторонние соглашения в случае проведения такого рода национализации обязывают договаривающееся государство  выплатить сумму компенсации. В  соглашениях также предусматривается  порядок выплаты и порядок  расчета суммы компенсации.

 

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СИСТЕМА ДОПУСКА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в России