Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:55, курсовая работа
Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами от дельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж России так же ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иностранных инвестиций.
За пределами регулирования
Закона "Об иностранных инвестициях"
остаются некоторые весьма распространённые
формы осуществления
Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении.
Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику.
При работе над совершенствованием
правового регулирования
Основываясь на опыте правового
регулирования иностранных
ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ"
Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.
Статья 2 Закона РФ под иностранными
инвестициями понимает "все виды
имущественных и
Даваемый в законодательных
актах и международных
В этот перечень входят: недвижимое
и движимое имущество (здания, сооружения,
оборудование и другие материальные
ценности) и соответствующие
Международные соглашения распространяются как на капиталовложения, так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений.
Точное определение понятия
"иностранные инвестиции" имеет
важное значение не только в целях
внутригосударственного регулирования,
но также и для участия России
в различных международных
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Совершенно очевидно, что
в настоящий момент ситуация в
сфере правового регулирования
иностранных инвестиций такова, что
невозможно игнорировать усиление внимания
к международно-правовому
Многие недостатки российского Закона об иностранных инвестициях могут быть компенсированы за счёт положений двусторонних международных договоров, направленных на поощрение и защиту иностранных инвестиций. Россия участвует в более чем десяти таких соглашениях как правопреемник СССР. Специально в отношении двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций МИД РФ в декабре 1991 года подписал ноту, в соответствии с которой Россия принимает на себя права и обязанности по международным договорам, заключённым СССР (см. Приложение) .
В отношении инвесторов из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме инвестиций установленные этими соглашениями.
Гарантируя предоставление
иностранным инвесторам благоприятного
режима, государство обязуется
Данное обязательство
содержится в тех положениях соглашений,
где речь идет о предоставлении иностранным
инвесторам режима наибольшего
О режиме наибольшего
В то же время Советский
Союз в ряде заключенных соглашений
(с Францией, Канадой, Испанией, Бельгией,
Нидерландами и др.) обязался в дополнение
к режиму наибольшего
О национальном режиме прямо говорится в соглашениях с США, Великобританией.
В соглашении с республикой
Кореей стороны взаимно пре доставляют
инвестору возможность выбора указанных
выше двух режимов, оставляют в то
же время "за собой право устанавливать
или сохранять в соответствии
со своим действующим
В нем под национальным
понимается режим, который по крайней
мере является таким же благоприятным,
как лучший из наиболее благоприятного
режима, предоставляемого стороной государственным
предприятиям, другим компаниям или
гражданам этой стороны в аналогичных
обстоятельствах (ст. 1) . Анализируя До
говор, можно прийти к выводу, что
национальный режим пре доставляется
взаимно с определенными
Возможность предоставления национального режима не исключает введения ограничений для иностранного инвестора заниматься определенными видами деятельности. Кроме того, для не которых видов деятельности может быть установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монополией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься. В этой связи можно привести пример из законодательной практики России. Во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня 1993 г. "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г. соответствующее постановление. В нем было предусмотрено, что государственная монополия будет осуществляться посредством системы мер, которые распространяются на предприятия, осуществляющие соответствующие виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями.
В то же время национальный режим не исключает создание в определенных случаях льготного режима, установление отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностранного капитала. В этих областях иностранные инвесторы могут получать дополнительные льготы.
Особенностью соглашений
о защите иностранных инвестиций
является то, что они обеспечивают
регулирование не только отношений
между государствами
Эта позиция находит подтверждение в том, что отсылка к нормам и принципам международного права, как правило, содержится в той части двусторонних соглашений, которая касается порядка разрешения инвестиционных споров. Здесь предусматривается рассмотрение дел в международном арбитраже, который принимает решения исходя как из положений двустороннего соглашения, так и руководствуясь нормами международного права. В настоящий момент проблема применения норм международного права в рамках национальной системы права является предметом дискуссий, и поэтому её изучение требует тщательного анализа при участии специалистов международного права.
Не менее значимым при
рассмотрении вопроса об участии
России в международных двусторонних
соглашениях по иностранным инвестициям
является определение понятий "национализация"
и "экспроприация", которые в
двусторонних соглашениях носят
собирательное значение, так как
под этими мерами подразумевается
не только сам акт национализации,
но также и любые иные акты, результатом
которых являются принудительное изъятие,
отчуждение инвестиций, а также действия
государства, которые могут рассматриваться
как фактически осуществлённая национализация
или экспроприация. (Например, замораживание
счетов, запрет перевода инвестиций в
иностранной валюте за рубеж и
т.д.) . Двусторонние соглашения запрещают
совершение подобных действий. В соответствии
с двусторонними соглашениями национализация
инвестиций признаётся сторонами законной,
то есть не рассматривается как нарушение
норм и принципов международного
права, если она осуществляется в
общественных интересах, в соответствии
с установленным
Двусторонние соглашения
в случае проведения такого рода национализации
обязывают договаривающееся государство
выплатить сумму компенсации. В
соглашениях также
ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СИСТЕМА ДОПУСКА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в России