Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:11, реферат
Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и ре-
шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономи-
ческая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-
тельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпри-
нимательской культуры в частности.
В. Б. Орлов, О. Г. Мизерова, Е. В. Орлова
Экономические отношения
пронизывают жизнь каждого
шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономи-
ческая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-
тельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпри-
нимательской культуры в частности.
Чтобы подойти к определению понятия «предпринимательская культура», необходимо
прежде определить сущностные черты и характеристики составляющих этот феномен эле-
ментов, а именно – предпринимательства и культуры.
Анализ показал, что культура, как мера освоенности личностью или социальной группой
ценностей цивилизации: 1) не может существовать вне общества; 2) затрагивает все области
человеческой деятельности; 3) это динамично развивающаяся по своим законам структура;
4) совокупность ценностей,
образовавшаяся в процессе
5) является связующим элементом между народами, поколениями; 6) представляет собой не
только деятельность, но и способ организации и развития человеческой жизнедеятельно-
сти. Итак, культура – это очень сложная система, пронизывающая все сферы жизнедеятель-
ности индивидуумов, она является основным условием и процессом включения людей в со-
общество (Л. Н. Коган, В. П. Кузовлев и др.)
Феномен предпринимательства необходимо рассматривать и с учетом развития теории и
практики предпринимательства в экономически развитых странах, а также опыта становле-
ния предпринимательства в России.
Хотя предпринимательство в теории рынка обнаруживает близкое сходство с таким фак-
тором, как труд, его выделяют в качестве особого фактора производства – в силу той особой
роли и значимости, которую эта деятельность имеет для рыночной экономики, ибо началь-
ный этап предпринимательства связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслитель-
ной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Несмотря на то, что термин
«предпринимательство»
ве, до настоящего времени нет какой-то общепризнанной теории предпринимательства. Анг-
личанин Р. Кантильон (1680–1734) первым проявил интерес к феномену предпринимательст-
ва, ознаменовавшего историю нового времени. Он отмечал, что в дополнение к земельным
собственникам появился новый слой людей – предприниматели, которые на свой страх и
риск устремляются к рыночному обмену с целью извлечения прибыли.
Этот феномен рассматривали Ж. Б. Сэй (предпринимательство как оперирование факто-
рами производства), А. Маршалл
(понятие «комбинация факторов»
одной комбинации другой; связь
предпринимательства с
предприниматель – не революционер, а необходимое условие общей эволюции экономики,
он – ускоритель экономических процессов), Й. А. Шумпетер (анализ деятельности предпри-
нимателя-новатора; предприниматель как воинственно активная личность, решительно ло-
мающая прежние формы производства и организации жизни общества, революционер в эко-
номике, зачинатель социальной и политической революции, постоянно осуществляющий
«созидательное разрушение», являющийся главной фигурой в экономическом развитии об-
щества), Ф. Хайек (предпринимательская активность как фактор движения к равновесию),
Питер Ф. Драккер (непродолжительность по времени равновесного состояния рыночного
спроса и предложения), Г. К. Гинс (предприимчивость как ведущая черта предпринимателя;
свобода творчества, чувство собственности как бесспорные преимущества предпринимателя
над руководителем предприятия тоталитарного государства), Г. Беккер и Т. Шульц (теория
ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009 г. Выпуск 4 (15). С. 13–25 Экономика
14
человеческого капитала), Г.
Пиншо (внутрифирменное
нерство, основанное на интракапитале).
Деятельность предпринимателя-
ностью успеха начатого дела. Поэтому совершенно очевидно, что решение столь сложных и
разнообразных задач предъявляет довольно жесткие требования к личным качествам челове-
ка, занятого предпринимательством. Здесь важны и знания, и умения, и способности, и ха-
рактер. Существенно, что предпринимательство, связанное с новаторством, переводит пред-
принимательскую деятельность из разряда какой-то таинственной и мистической активности
в ранг специфической формы трудовой деятельности. Отличительной особенностью пред-
принимательского труда является то, что это труд, преобразующий прежние формы труда, то
есть «труд, преобразующий труд». Результатом деятельности предпринимателя оказываются
изменения в материальном содержании, формах и способах труда не только в сфере матери-
ального производства, но и в торговле, страховой деятельности, банковском деле, индустрии
развлечений, образовании, средствах массовой информации – в любой сфере деятельности.
Труд предпринимателя и труд изобретателя, как и ученого-исследователя, оказываются
очень схожими по содержанию, форме и, в определенном смысле, по результатам. Разумеет-
ся, их подчас различают мотивация и характер ограничений. В этом смысле взгляд Й. Шум-
петера на предпринимателя как на исследователя-первопроходца в меняющихся формах
жизни общества нам представляется весьма правомерным и позволяет видеть предпринима-
теля в ракурсе творчества, а не в одиозном ореоле азартного и агрессивного игрока, готового
предпринять любую авантюру, следуя зову личного интереса.
Едва ли не единственным развитием понимания предпринимательства на почве неоклас-
сики стала идея лауреата Нобелевской премии по экономике за 1974 год Ф. Хайека о пред-
принимательской активности как факторе движения к равновесию. Отметим здесь, что одной
из существенных черт, образующих понятие «предпринимательство», является предприни-
мательская активность как фактор движения к равновесию посредством нарушения этого
равновесия.
Нисколько не подвергая сомнению
правомерность теоретических
нам представляется более существенными концептуальные положения Ж. Б. Сэя о предпри-
нимательстве как оперировании факторами производства, А. Маршалла, который использует
понятие «комбинация факторов» в связи с развитым им «принципом замещения» одной ком-
бинации – другой, а это и есть проявление активности делового человека. Заслуживают вни-
мания мысли об особых личностных качествах субъекта предпринимательства, высказанные
Й. Шумпетером, Л. Мизесом и Ф. Хайеком (способность реагировать на изменения экономи-
ческой и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие
управленческих способностей).
Современный этап научно-технической революции связан с разработкой, внедрением и
использованием новейших технологий. Эпоха высоких технологий требует от предпринима-
теля высочайшего интеллекта и развитой креативности, которые позволяют оценить эконо-
мический эффект инновации, принять выверенное решение.
В контексте анализа уместно дать наше понимание соотношения объемов понятий «биз-
нес» и «предпринимательство», исходя из наиболее часто встречающихся в экономической
литературе определений. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли
путем создания продукции или оказания услуг. Бизнесмен – это владелец капитала, находя-
щегося в обороте и приносящего доход. В определении понятий «бизнес» и «бизнесмен» ни
один из авторов не выделяет в качестве существенного признака «деловую творческую ак-
тивность» личности. Напротив,
в дефиниции «
интеллектуальная творческая деятельность по организации бизнеса на основе энергичных
инициативных начинаний, связанных с тем или иным риском увеличить или потерять полно-
стью или частично свое имущество. Это особая форма экономической активности, которая
основана на самостоятельной
инициативе, ответственности и
15
тельской идее – результате мыслительной деятельности, которая впоследствии принимает
материализованную форму [3: 15–16].
В настоящее время в
теоретических исследованиях
принимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и
внутрифирменному
тале (термины ввел в оборот американский исследователь Г. Пиншо). Это связано с тем, что
многие крупные
организации производства. Поскольку
предпринимательство
личие свободы творчества,
то подразделения целостных
чают право на свободу действий, что подразумевает и использование интракапитала – капи-
тала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предприни-
мательства [3: 15].
Таким образом, мы можем заключить, что предпринимательство – это часть бизнеса, оп-
лодотворенная творческим, инновационным подходом в частности, и деловой творческой
активностью (или предприимчивостью) в целом. Предпринимательство всегда связано с
улучшением потребительских свойств товара, расширением ассортимента товаров, внедре-
нием новой техники и технологии, поиском новых рынков, диверсификацией производства и
другими компонентами инновационного характера. Приведенные определения позволяют
сделать вывод: в бизнесе прибыль формируется главным образом за счет создания продук-
ции и оказания услуг; предпринимательство предполагает получение прибыли в основном за
счет предприимчивости, организации эффективного производства и только потом уже следу-
ет акт обмена товара на деньги; в сфере коммерции прибыль получают в основном за счет
товарообменных (товарно-денежных) операций.
Мы можем сказать, что не всякий бизнес есть предпринимательство, но всякое предпри-
нимательство есть бизнес. Графически соотношение объемов этих понятий с помощью кру-
говых схем Эйлера изображено на рис. 1.
Рис. 1. Соотношение объемов понятий «бизнес» и «предпринимательство»,
где А – объем понятия «предпринимательство», В – объем понятия «бизнес»
Определение существенных черт предпринимательства вряд ли можно считать исчерпы-
вающим, а главное – пригодным для легитимной экономической деятельности без приведе-
ния здесь норм и стандартов этой дефиниции, определенных в отечественном законодатель-
стве. В Гражданском кодексе
РФ (ст. 2, 2.3) предпринимательство
щим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой
риск, деятельность, направленная
на систематическое получение
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистриро-
ванными в этом качестве в установленном законом порядке» [7]. В этом определении отсут-
ствует важный элемент предпринимательства – указание на необходимость сочетания лич-
ной выгоды с общественной пользой. Это, видимо, связано с традиционным для России ша-
раханьем из крайности в крайность: если в период построения социализма приоритетными
были общественные ценности, то в настоящее время, когда в цивилизованных странах все
больше и больше шагов делается для увязки интересов продавца, покупателя и общества,
наши законодатели почему-то забыли общественные интересы в угоду личному интересу.
А
ВЭкономика
16
Субъектами
лица, так и объединения партнеров. Объект предпринимательской активности – товар, про-
дукт, услуга, то есть то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается
на рынке для приобретения, использования и потребления. Целью предпринимательской ак-
тивности, таким образом, является производство и предложение рынку такого товара, на ко-
торый имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль. Однако получе-
ние прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме дело-
вой активности. В этой связи важно выделить такую категорию, как предпринимательская
прибыль или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, то есть
от введения новых методов
и приемов организации
мательскую прибыль. Таким образом, предпринимательская прибыль в торговле складывает-
ся из прибыли, полученной и результате хозяйственной деятельности коммерсанта и допол-
нительной прибыли, полученной предпринимателем благодаря его природным качествам,