Предпринимательская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:11, реферат

Описание работы

Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и ре-
шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономи-
ческая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-
тельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпри-
нимательской культуры в частности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательская культура.docx

— 42.27 Кб (Скачать файл)

В. Б. Орлов, О. Г. Мизерова, Е. В. Орлова

Экономические отношения  пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и ре-

шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит  не только экономи-

ческая жизнь отдельной  личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-

тельно диктует необходимость  формирования экономической культуры в целом и предпри-

нимательской культуры в  частности.

Чтобы подойти к определению  понятия «предпринимательская культура», необходимо

прежде определить сущностные черты и характеристики составляющих этот феномен эле-

ментов, а именно – предпринимательства  и культуры.

Анализ показал, что культура, как мера освоенности личностью  или социальной группой 

ценностей цивилизации: 1) не может существовать вне общества; 2) затрагивает все области 

человеческой деятельности; 3) это динамично развивающаяся  по своим законам структура;

4) совокупность ценностей,  образовавшаяся в процессе исторического  развития общества;

5) является связующим элементом  между народами, поколениями; 6) представляет  собой не 

только деятельность, но и  способ организации и развития человеческой жизнедеятельно-

сти. Итак, культура – это  очень сложная система, пронизывающая  все сферы жизнедеятель-

ности индивидуумов, она является основным условием и процессом включения  людей в со-

общество (Л. Н. Коган, В. П. Кузовлев и др.)

Феномен предпринимательства  необходимо рассматривать и с  учетом развития теории и 

практики предпринимательства  в экономически развитых странах, а  также опыта становле-

ния предпринимательства  в России.

Хотя предпринимательство  в теории рынка обнаруживает близкое  сходство с таким фак-

тором, как труд, его выделяют в качестве особого фактора производства – в силу той особой

роли и значимости, которую  эта деятельность имеет для рыночной экономики, ибо началь-

ный этап предпринимательства  связан, как правило, лишь с идеей  – результатом мыслитель-

ной деятельности, впоследствии принимающей материализованную  форму.

Несмотря на то, что термин «предпринимательство» рассматривался еще в римском пра-

ве, до настоящего времени  нет какой-то общепризнанной теории предпринимательства. Анг-

личанин Р. Кантильон (1680–1734) первым проявил интерес к феномену предпринимательст-

ва, ознаменовавшего историю  нового времени. Он отмечал, что в  дополнение к земельным 

собственникам появился новый  слой людей – предприниматели, которые  на свой страх и 

риск устремляются к рыночному  обмену с целью извлечения прибыли.

Этот феномен рассматривали  Ж. Б. Сэй (предпринимательство как  оперирование факто-

рами производства), А. Маршалл (понятие «комбинация факторов»  и «принцип замещения»

одной комбинации другой; связь  предпринимательства с нововведениями; новатор-

предприниматель – не революционер, а необходимое условие общей  эволюции экономики,

он – ускоритель экономических  процессов), Й. А. Шумпетер (анализ деятельности предпри-

нимателя-новатора; предприниматель  как воинственно активная личность, решительно ло-

мающая прежние формы  производства и организации жизни  общества, революционер в эко-

номике, зачинатель социальной и политической революции, постоянно  осуществляющий

«созидательное разрушение», являющийся главной фигурой в  экономическом развитии об-

щества), Ф. Хайек (предпринимательская  активность как фактор движения к  равновесию),

Питер Ф. Драккер (непродолжительность  по времени равновесного состояния  рыночного 

спроса и предложения), Г. К. Гинс (предприимчивость как ведущая  черта предпринимателя;

свобода творчества, чувство  собственности как бесспорные преимущества предпринимателя 

над руководителем предприятия  тоталитарного государства), Г. Беккер и Т. Шульц (теория

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 г. Выпуск 4 (15). С. 13–25 Экономика 

14

человеческого капитала), Г. Пиншо (внутрифирменное предпринимательство, или интрапре-

нерство, основанное на интракапитале).

Деятельность предпринимателя-новатора, несомненно, связана с риском и  неопределен-

ностью успеха начатого дела. Поэтому совершенно очевидно, что  решение столь сложных и 

разнообразных задач предъявляет  довольно жесткие требования к личным качествам челове-

ка, занятого предпринимательством. Здесь важны и знания, и умения, и способности, и ха-

рактер. Существенно, что  предпринимательство, связанное с  новаторством, переводит пред-

принимательскую деятельность из разряда какой-то таинственной и  мистической активности

в ранг специфической формы  трудовой деятельности. Отличительной  особенностью пред-

принимательского труда  является то, что это труд, преобразующий  прежние формы труда, то

есть «труд, преобразующий  труд». Результатом деятельности предпринимателя  оказываются 

изменения в материальном содержании, формах и способах труда  не только в сфере матери-

ального производства, но и  в торговле, страховой деятельности, банковском деле, индустрии 

развлечений, образовании, средствах  массовой информации – в любой  сфере деятельности.

Труд предпринимателя  и труд изобретателя, как и ученого-исследователя, оказываются 

очень схожими по содержанию, форме и, в определенном смысле, по результатам. Разумеет-

ся, их подчас различают мотивация  и характер ограничений. В этом смысле взгляд Й. Шум-

петера на предпринимателя  как на исследователя-первопроходца  в меняющихся формах

жизни общества нам представляется весьма правомерным и позволяет  видеть предпринима-

теля в ракурсе творчества, а не в одиозном ореоле азартного  и агрессивного игрока, готового

предпринять любую авантюру, следуя зову личного интереса.

Едва ли не единственным развитием  понимания предпринимательства  на почве неоклас-

сики стала идея лауреата Нобелевской премии по экономике  за 1974 год Ф. Хайека о пред-

принимательской активности как факторе движения к равновесию. Отметим здесь, что одной 

из существенных черт, образующих понятие «предпринимательство», является предприни-

мательская активность как  фактор движения к равновесию посредством  нарушения этого 

равновесия.

Нисколько не подвергая сомнению правомерность теоретических воззрений  Кантильона,

нам представляется более  существенными концептуальные положения  Ж. Б. Сэя о предпри-

нимательстве как оперировании факторами производства, А. Маршалла, который использует

понятие «комбинация факторов»  в связи с развитым им «принципом замещения» одной ком-

бинации – другой, а это  и есть проявление активности делового человека. Заслуживают вни-

мания мысли об особых личностных качествах субъекта предпринимательства, высказанные 

Й. Шумпетером, Л. Мизесом  и Ф. Хайеком (способность реагировать  на изменения экономи-

ческой и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие 

управленческих способностей).

Современный этап научно-технической  революции связан с разработкой, внедрением и 

использованием новейших технологий. Эпоха высоких технологий требует от предпринима-

теля высочайшего интеллекта и развитой креативности, которые  позволяют оценить эконо-

мический эффект инновации, принять выверенное решение.

В контексте анализа уместно  дать наше понимание соотношения  объемов понятий «биз-

нес» и «предпринимательство», исходя из наиболее часто встречающихся  в экономической 

литературе определений. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли 

путем создания продукции  или оказания услуг. Бизнесмен –  это владелец капитала, находя-

щегося в обороте и  приносящего доход. В определении  понятий «бизнес» и «бизнесмен»  ни

один из авторов не выделяет в качестве существенного признака «деловую творческую ак-

тивность» личности. Напротив, в дефиниции «предпринимательство»  указывается, что это – 

интеллектуальная творческая деятельность по организации бизнеса  на основе энергичных

инициативных начинаний, связанных с тем или иным риском увеличить или потерять полно-

стью или частично свое имущество. Это особая форма экономической  активности, которая 

основана на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной  предпринима-Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская  культура: сущность и содержание понятия

15

тельской идее – результате мыслительной деятельности, которая  впоследствии принимает 

материализованную форму [3: 15–16].

В настоящее время в  теоретических исследованиях уделяется  внимание не только пред-

принимательству как способу  ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и 

внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству, основанному  на интракапи-

тале (термины ввел в оборот американский исследователь Г. Пиншо). Это связано с тем, что 

многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую  форму 

организации производства. Поскольку  предпринимательство предполагает обязательное на-

личие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур полу-

чают право на свободу  действий, что подразумевает и  использование интракапитала –  капи-

тала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предприни-

мательства [3: 15].

Таким образом, мы можем заключить, что предпринимательство – это  часть бизнеса, оп-

лодотворенная творческим, инновационным  подходом в частности, и деловой  творческой

активностью (или предприимчивостью) в целом. Предпринимательство всегда связано с 

улучшением потребительских  свойств товара, расширением ассортимента товаров, внедре-

нием новой техники  и технологии, поиском новых рынков, диверсификацией производства и 

другими компонентами инновационного характера. Приведенные определения  позволяют 

сделать вывод: в бизнесе  прибыль формируется главным  образом за счет создания продук-

ции и оказания услуг; предпринимательство  предполагает получение прибыли  в основном за

счет предприимчивости, организации  эффективного производства и только потом уже следу-

ет акт обмена товара на деньги; в сфере коммерции прибыль  получают в основном за счет

товарообменных (товарно-денежных) операций.

Мы можем сказать, что  не всякий бизнес есть предпринимательство, но всякое предпри-

нимательство есть бизнес. Графически соотношение объемов  этих понятий с помощью кру-

говых схем Эйлера изображено на рис. 1.

 

Рис. 1. Соотношение объемов  понятий «бизнес» и «предпринимательство»,

где А – объем понятия  «предпринимательство», В – объем  понятия «бизнес»

Определение существенных черт предпринимательства вряд ли можно  считать исчерпы-

вающим, а главное –  пригодным для легитимной экономической  деятельности без приведе-

ния здесь норм и стандартов этой дефиниции, определенных в отечественном  законодатель-

стве. В Гражданском кодексе  РФ (ст. 2, 2.3) предпринимательство характеризуется  следую-

щим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой

риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования 

имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг  лицами, зарегистриро-

ванными в этом качестве в  установленном законом порядке» [7]. В этом определении отсут-

ствует важный элемент  предпринимательства – указание на необходимость сочетания лич-

ной выгоды с общественной пользой. Это, видимо, связано с традиционным для России ша-

раханьем из крайности  в крайность: если в период построения социализма приоритетными 

были общественные ценности, то в настоящее время, когда в  цивилизованных странах все 

больше и больше шагов  делается для увязки интересов продавца, покупателя и общества,

наши законодатели почему-то забыли общественные интересы в угоду  личному интересу.

А

ВЭкономика 

16

Субъектами предпринимательства, согласно ГК РФ, могут быть как отдельные  частные 

лица, так и объединения  партнеров. Объект предпринимательской  активности – товар, про-

дукт, услуга, то есть то, что  может удовлетворить чью-либо потребность  и что предлагается

на рынке для приобретения, использования и потребления. Целью  предпринимательской ак-

тивности, таким образом, является производство и предложение  рынку такого товара, на ко-

торый имеется спрос и  который приносит предпринимательскую  прибыль. Однако получе-

ние прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и  любой другой форме дело-

вой активности. В этой связи  важно выделить такую категорию, как предпринимательская 

прибыль или предпринимательский  доход. Доходы от инновационной деятельности, то есть

от введения новых методов  и приемов организации производства, и составляют предприни-

мательскую прибыль. Таким  образом, предпринимательская прибыль  в торговле складывает-

ся из прибыли, полученной и результате хозяйственной деятельности коммерсанта и допол-

нительной прибыли, полученной предпринимателем благодаря его  природным качествам,

Информация о работе Предпринимательская культура