Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:11, реферат
Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и ре-
шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономи-
ческая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-
тельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпри-
нимательской культуры в частности.
23
щей деятельности предпринимательского характера, уважении чужой собственности, непри-
ятии антигуманных сфер бизнеса, гордости за принадлежность к предпринимательскому
слою. Эмоциональная сфера развивается в процессе прохождения студентами как специаль-
ных предметов, так и дисциплин гуманитарного характера, а также в процессе практик,
встреч с предпринимателями.
Когнитивная сфера предпринимательской культуры включает контекстные знания (эко-
номические, правовые, этические, коммуникативные, управленческие, экологические), а
также умения и навыки ведения деловых переговоров, заключения сделки, создания команд.
Эта сфера пополняется знаниями в процессе обучения и обогащается умениями и навыками,
особенно в процессе практической деятельности.
Интенциональная сторона предпринимательской культуры объемлет убеждения пред-
принимателя, его ценности, отношения, установки, правила, нормы, модели поведения, дея-
тельности и общения. Она пополняется не аддитивным путем, то есть не путем наложения
новых элементов на старые,
а посредством переработки
нового и старого, в результате чего возникает синергетический эффект от результатов внут-
ренней работы сознания.
Операциональная сфера предполагает активное, сознательное, заинтересованное участие в
предпринимательской деятельности, соответствующие коммуникации и поведение. Важней-
ший фактор ее формирования – практическая деятельность предпринимательского характера.
Итак, нами определены необходимые и достаточные компоненты предпринимательской
культуры: 1) соответствующие эмоции и чувства; 2) контекстные знания (экономические,
правовые, этические, коммуникативные, управленческие, экологические), умения и навыки;
3) убеждения, ценности, нормы,
правила, отношения, установки,
тельности; 4) деятельность, поведение и общение. В связи с тем, что все стороны личности
взаимосвязаны между собой,
их графическое изображение
ской фигуре тетраэдра, объем которого и представляет содержание понятия «предпринима-
тельская культура».
Используя тетраэдр как графическую основу, открывающую путь к разработке методо-
логии «соединения» элементов и созданию крепкой, устойчивой конструкции, можно пред-
ставить предпринимательскую культуру следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие элементов предпринимательской культуры
Знания, умения, навыки
Деятельность,
поведение,
общение
Эмоции,
чувства
Мотивы, интересы,
ценностные установки,
отношения, модели
поведения, деятельности,
общения Экономика
24
Назначение культуры предпринимательства, на наш взгляд, связано с решением четырех
основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде; обеспечением
внутренней интеграции для достижения поставленных целей; удовлетворением потребностей
населения в товарах и услугах; реализацией творческого потенциала субъектов предприни-
мательской деятельности. При этом необходима интеграция культуры предприятия и куль-
туры всех его работников.
Культура предпринимательства
зовать производственную и коммерческую деятельность фирмы, чтобы успехи в бизнесе со-
четались с созданием таких условий, при которых работники максимально бы раскрыли свой
творческий потенциал и были удовлетворены трудом или «смогли раскрыть».
По мнению В. Н. Иванова и В. И. Патрушева, культура предпринимательства выступает
основой построения технологий развития предпринимательства, предприимчивости, форми-
рования подлинного хозяина земли, предприятия, страны. Сегодня технологии формирова-
ния высокой культуры предпринимательства приобретают особую значимость. Выявляются
разные ее стадии (детский возраст, юность и т. д.); разные уровни (региональный, федераль-
ный, личностный); субъекты заданности (сама личность, группа, социальный институт
и т. д.) [27: 194].
К свойствам культуры предпринимательства следует отнести: 1) аккумулятивность –
склонность носителей культуры предпринимательства (культурной общности) к восприятию
когда-либо открытых способов и предметов деятельности; 2) модификация – способность
обогащать или обновлять свои культурные традиции в целях адаптации к внешней среде и
внутренней интеграции; 3) результативность – способность продуктивно функционировать
за счет большего числа носителей культуры и за счет их энергичности; 4) амбивалентность –
способность регулятивов культуры предпринимателей вызывать двойственность пережива-
ний, что позволяет использовать нормы и ценности культуры на принципах свободного вы-
бора. При этом необходимо проникнуться мыслью, что предпринимательская культура – это
скорее не набор готовых правил, а интеллектуальный инструмент, овладение которым
позволяет приходить к эффективным решениям в разнообразных ситуациях социально-
экономической жизни сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания.. – М. : Ин-т практич. Психоло-
гии ; Воронеж : МОЛЕК, 1996. – 384 с.
2. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательства : учеб. пособ. / Э. А. Арустамов,
[и др.]. – М. : Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», МКПК, 2001. – 249 с.
3. Бусыгин, А. В.
ФРА-М, 1997. – 608 с.
4. Войтоловский, Н. В. Основы
экономики и управления
соб. / Н. В. Войтоловский, Р. К. Горшков. – М. : Экслибрис-Пресс, 2005. – 400 с.
5. Глущенко, Е. В. Основы предпринимательства : учеб. пособ. / Е. В. Глущенко,
А. И. Капцов, Ю. В. Тихонравов. – М.. : Вестник, 1996. – 336 с.
6. Горфинкель, В. Я. Предпринимательство : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель,
Г. Б. Поляк, В. А. Швандар. – изд. 4. – М. : Изд-во Юнити-Дана, 2005. – 735 с.
7. Гражданский кодекс РФ. – М. : Инфра-М, 2004. – 512 с.
8. Дуранов, М.. Е. Личность обучающегося и ее развитие : учеб. пособ. / М. Е. Дуранов,
В. Б. Орлов. – Челябинск : ЧГПУ, 1997. – 158 с.
9. Конференция без границ – Режим доступа : /http:// www. wse-wmeste.ru
10. Кушлин, В. П. Экономика предпринимательства : курс лекций / В. П. Кушлин,
В. Д. Половинкин, А. Н. Фоломьев. – М.. : Владос, 2001. – 240 с.
11. Лапуста, М.. Г. Предпринимательство : учебник / М. Г. Лапуста [и др.]. – 3-е изд., испр. и
доп. – М.. : ИНФРА – М, 2003. – 534 с.
12. Лапуста, М. Г.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность.
Сознание. Личность. – М. : Политиздат,
1975. – 304 с. Орлов В. Б., Мизерова
О. Г., Орлова Е. В.
25
14. Краткий экономический словарь / под ред. А. Н. Азриэляна – 6-е изд., доп.. – М.. : Ин-т
мировой экономики, 2004. – 1376 с.
15. Мандрица, В. М.. Основы предпринимательства / В. М. Мандрица, А. С. Пелих. – Рос-
тов-на-Дону : Феникс, 2004. – 512 с.
16. Организация
С. И. Грядова. – М. : КолосС, 2007. – 416 с.
17. Орлов, В. Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи : теория и практика :
дисс. …д-ра педагогических наук. – Тюмень, 2001. – 407 с.
18. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М. : Дело, 2001.
19. Погудаева, М. Ю. Организация
предпринимательской
и науки РФ, Рос. гос. гуманитрный ун-т, ин-т эком., управ. и права. – М. : Изд-во Иппо-
литова, 2005. – 272 с.
20. Райзберг, Б .А. Основы
экономики и
206 с.
21. Ронстадт, Р .С. – Режим
доступа : http://eup.ru/Documents/2006-
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 1988. – 705 с.
23. Рутттингер, Р. Культура предпринимательства : пер. с нем.. – М..: Эком, 1992. – 240 с.
24. Самарцев, О. Р. Актуальные
проблемы телевизионной
менного этапа информационно- компьютерной революции. – М. : Изд-во ИПК работни-
ков ТВ и РВ, 1999.
25. Словарь современных понятий и терминов / под ред. В. А. Макаренко. – М., 2002. – 509 с.
26. Социально-экономическое управление : учеб. пособ. для вузов / под ред. Н. В. Родионо-
вой, О. О. Читанавы. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 383 с.
27. Теория управления : социально-технологический подход : энцикл. словарь / под ред.
В. Н. Иванова, В. И. Патрушева ; Акад. наук социал. технологий и местного самоуправ-
ления. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Муниципальный мир, 2004. – 672 с.
28. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.. : Политиздат, 1987. – 590 с.
29. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха :
пер.с англ. / Р. Хизрич, М. Питерс. – М. : Прогресс, Прогресс-Универс, 1992.