Предпринимательская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:11, реферат

Описание работы

Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и ре-
шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономи-
ческая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-
тельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпри-
нимательской культуры в частности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательская культура.docx

— 42.27 Кб (Скачать файл)

особому умению анализировать  и по-новому комбинировать факторы  производства в зави-

симости от внешних условий.

Предпринимательская деятельность как системное явление обладает собственными

внутренними импульсами развития (конкуренция), системой обеспечения  и воспроизведения 

(прямые связи субъектов  деловых отношений), инфраструктурой  (биржи, банки, информаци-

онные системы, консалтинговые и аудиторские компании, учебные  заведения и др.), систе-

мой управления (менеджмент), системой изучения контрагентов (маркетинг), системной 

оценкой деятельности (деньги). Формируются законодательные и  нормативно-

ориентирующие регуляторы деловых  отношений. Законодательство разграничивает закон-

ный и незаконный (теневой) бизнес. Оно также определяет правовые нормы взаимоотноше-

ний участников бизнеса, меру ответственности их друг перед другом. Нормативно-

ориентирующие регуляторы предпринимательства  содержат принятые в стране экономиче-

ские рычаги стимулирования, гарантирования, поддержки и защиты законного предприни-

мательства.

Наряду с ретроспективным  анализом воззрений классиков экономической  теории на фе-

номен предпринимательства  осуществим контент-анализ воззрений  современных авторов на

изучаемый феномен. По мнению О. Р. Самарцева, одним из наиболее действенных  методов 

статистической лингвистики  является составление алфавитно-частотных  словарей ограничен-

ного набора языковых элементов  и их отношений в текстах с  однородной тематикой. На осно-

вании такого набора делаются выводы о его лексической основе, лингво-статистических свя-

зях и выявляется наиболее употребляемая группа словоформ  и словосочетаний [24: 31]. Ниже

приводится таблица, содержащая определения понятия «предпринимательство» (табл. 1).

Таблица 1. Содержание определений  понятия «предпринимательство» 

Источник (автор) Содержание

ГК РФ Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, на-

правленная на систематическое  получение прибыли от пользова-

ния имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказа-

ния услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в уста-

новленном законом порядке [7: 2].

В. П. Кушлин,

П. Д. Половинкин,

А. Н. Фоломьев и др.

Система хозяйствования, которая  основана на рисковой, иннова-

ционной деятельности, охватывающей процесс воспроизводства в 

целом или какую-то часть  этого процесса с целью получения 

предпринимательского дохода (добавочной прибыли) [10: 45].

Словарь современных 

понятий и терминов под 

ред. В. А. Макаренко 

Самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направ-

ленная на производство продуктов  питания, потребительских то-

варов или услуг с целью  получения прибыли или личного  дохода

[25: 335]. Орлов В. Б., Мизерова  О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская  культура: сущность и содержание  понятия

17

В. М. Мандрица,

А. С. Пелих 

Инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их объеди-

нений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную 

ответственность, направленная на получение прибыли [15: 8].

Краткий экономический 

словарь под ред.

А. Н. Азриэляна 

Инициативная, самостоятельная  деятельность граждан, направ-

ленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляе-

мая от своего имени, под свою имущественную ответственность 

или от имени и од юридическую  ответственность юридического

лица [14: 640].

Е. В. Глущенко,

А. И Капцов.,

Ю. В. Тихонравов

Деятельность, которая на основе риска инициируется, на основе

предприимчивости организовывает, на основе ответственности 

стабилизирует, и на основе личной заинтересованности развивает 

ту или иную форму добычи материальных либо духовных благ в 

сфере производства или обмена [5: 15].

Р. С. Ронстадт Динамичный процесс  наращивания богатства [21].

М. Г. Лапуста,

А. Г. Поршнев,

Ю. Л. Старостин,

Л. Г. Скамай

Свободное экономическое  хозяйствование в различных сферах

деятельности (кроме запрещенных  законодательными актами),

осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удов-

летворения потребностей конкретных потребителей и общества в 

товарах (работах, услугах) и  получения прибыли (дохода), необ-

ходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и 

обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и дру-

гими хозяйствующими субъектами [11: 26].

Р. Хизрич, М. Питерс Процесс  создания чего-то нового, обладающего  ценностью; про-

цесс, поглощающий время  и силы, предполагающий принятие на

себя финансовой, моральной  и социальной ответственности; про-

цесс, приносящий доход и  личное удовлетворение достигнутым 

[29: 26].

А. В. Бусыгин Мыслительный процесс; с философской точки  зрения – особый

настрой души, форма деловой  романтики, средство реализации

человеком присущих ему потенций; в профессиональном смыс-

ле – умение организовать собственный бизнес и достаточно ус-

пешно осуществлять функции, связанные с ведением собственно-

го дела [3: 7–8].

В. Я. Горфинкель,

Г. Б. Поляк,

В. А. Швандар 

Деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями 

или организациями по производству, оказанию услуг или приоб-

ретению и продаже товаров  в обмен на другие товары или деньги

к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, орга-

низаций [6: 11].

Б. А. Райзберг Самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный

поиск, динамичность, мобильность  – признаки предприниматель-

ства [20: 181].

Рассмотрение теоретических  взглядов и концепций западных классиков  теории пред-

принимательства (Р. Кантильона, Ж. Б. Сэя, А. Маршалла, Ф. Хайека, Й. А. Шумпетера 

и др.), а также соответствующих  статей Гражданского Кодекса РФ, проведенный  контент-

анализ позволили сформулировать некоторые важные положения, а именно:

• предприниматель – это  новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты,

новые технологии, новые формы  организации дела;

• предприниматель берет  на себя инициативу соединения факторов производства, на-

страивает сотрудников и  задает тон деятельности фирмы, определяет стратегию и такти-

ку поведения фирмы  и принимает на себя бремя ответственности  за успех проведения

операций; Экономика 

18

• предприниматель – это  человек, может и боящийся риска, но сознательно идущий на не-

го ради достижения цели бизнеса;

• предприниматель – личность, наделенная предпринимательской способностью (пред-

приимчивостью, способностью к самостоятельному мышлению и принятию решений,

упорством в достижении цели, умением организовать и повести  за собой коллектив). В 

феномене предприимчивости усматривается фактор социальной адаптации  с ярко выра-

женным активным приспособлением  условий хозяйственной жизни  субъекта к особен-

ностям своей личности;

• наибольшего успеха в  обществе добиваются люди независимые, наделённые воображе-

нием, объективностью и способностью принимать решения Они остаются в душе веч-

ными студентами, ибо всегда исследуют то, что «могло бы быть», а их интуитивизм 

представляет собой хранилище  всевозможных нововведений, программ, побуждений к 

работе и направлений  деятельности. Они склонны усовершенствовать  всё, что их окру-

жает. Они стремятся лидировать и добиваться успеха.

Итак, сущностными характеристиками феномена предпринимательства являются инно-

вационный, рискованный характер деятельности по замещению одной  комбинации факторов

(земля, капитал, наемный  труд, предпринимательские способности)  на другую комбинацию,

направленную на производство и обмен товаров с целью  не только получения прибыли, но и 

самореализации предпринимателя.

Сущность предпринимательства  проявляется в комплексном сочетании  всех присущих

ему функций (общеэкономической; инновационной; ресурсной; социальной; организацион-

ной; политической), которые  зависят как от самих субъектов, так и от системы государст-

венной поддержки и  регулирования предпринимательской  деятельности.

Анализ литературы по предпринимательству  показал, что существуют четыре подхода  к 

характеристике предпринимательской  культуры: 1) игнорирование; 2) недооценка; 3) иден-

тификация предпринимательской  культуры либо с организационной  культурой, либо с кор-

поративной культурой; 4) интерес  и исследование интересующего нас  феномена.

Первый подход, например, обнаруживается в учебном пособии  Н. В. Войтоловского и 

Р. К. Горшкова [4]. Характеризуя предпринимательскую деятельность в бизнесе, авторы уде-

ляют внимание лишь истории  предпринимательства, теории предпринимательской  деятель-

ности, истории экономических  учений о предпринимательстве, а  феномен культуры пред-

принимательства остается за пределами их научного анализа.

Второй подход мы обнаружили в учебнике для вузов «Организация предпринимательской 

деятельности» под редакцией  С. И. Грядова [16]. В учебник включена глава – «Социальная от-

ветственность, психология и  культура предпринимательства». Однако в тексте нет определе-

ния интересующего нас  понятия. По данному вопросу авторы ограничились раскрытием сущ-

ности и норм этики предпринимателя  и описанием предпринимательского этикета. Абсолютно 

аналогичный подход к предпринимательской  культуре мы находим в учебно-методическом

модуле М. Ю. Погудаевой [19]. Нам представляется, что сводить  предпринимательскую куль-

туру лишь к этике и  этикету значит трактовать ее слишком  узко и однобоко.

В качестве примера третьего подхода уместно сослаться на учебное пособие для вузов 

под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. Если в «Словаре терминов», помещенном на

страницах пособия, приводится определение предпринимательской  культуры, почти слово в 

слово повторяющее определение  Д. В. Козлова, то в параграфе «Культура  предприниматель-

ской деятельности», нашедшем отражение в главе «Культура  предпринимательства», авторы

дают определение (?!) организационной (корпоративной культуре): «вырабатываемые  трудо-

вым коллективом совместные ценности. Социальные нормы, установки  поведения, разде-

ляемые большинством сотрудников, которые регламентируют действия личности, заставля-

ют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения. Формально организаци-

онная культура закрепляется в видении, миссии и стратегии  развития предприятия» [26]. Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская  культура: сущность и содержание понятия

19

Сделаем попытку осветить четвертый подход, проливающий свет на описание и харак-

теристику интересующего  нас феномена. В учебной литературе по предпринимательству не-

часто встретишь определения  культуры предпринимательства (табл. 2).

Таблица 2. Содержание определений  понятия «культура предпринимательства»

Источник (автор) Содержание

Р. Рюттингер Система совместно  вынашиваемых и реальных убеждений  и пред-

ставлений о ценностях. Представления  о ценностях позволяют от-

ветить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеж-

дения позволяют понять, как  должно функционировать предпри-

ятие и как им следует  управлять [23, с.327].

М. Г. Лапуста,

А. Г. Поршнев,

Ю. Л. Старостин,

Л. Г. Скамай

 Определенная, сложившаяся  совокупность принципов, приемов, 

методов осуществления предпринимательской  деятельности субъ-

ектами в соответствии с действующими в стране (обществе) пра-

вовыми нормами (законодательными, нормативными актами),

обычаями делового оборота, этическими и нравственными прави-

лами, нормами поведения  при осуществлении цивилизованного 

бизнеса [11: 353].

В. Д. Козлов Система формальных и неформальных правил и норм деятельно-

сти, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов,

особенностей поведения  работников данной организационной 

структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности ра-

ботников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества,

идентифицирования работников с предприятиями и перспективами 

развития [26: 327].

В. Я. Горфинкель,

Г. Б. Поляк,

В. А. Швандар 

Климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия, которые 

предопределяют место  организационной структуры, ее внутренние

и внешние отношения являются как бы образцом. Стереотипом 

при формировании стратегии, распределении власти, принятии

решений, в поведении персонала. Сущность культуры выражается

в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также образ-

цах неформального поведения. [6: 328].

Х. Н. Магомедова Интегративная  способность личности создавать, организовывать,

осуществлять инновационные  проекты, приносящие социальную

пользу и экономическую  прибыль, обеспечивающие полноценную 

самореализацию [9].

Ж. В. Масликова Система  ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспе-

чивающих мотивацию и  регуляцию предпринимательской  дея-

тельности, определяющих форму  ее осуществления, а также вос-

приятие ее обществом. Предпринимательская  деятельность являет-

ся частью хозяйственной (материальной) деятельности, а культура

Информация о работе Предпринимательская культура