Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:11, реферат
Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и ре-
шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономи-
ческая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-
тельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпри-
нимательской культуры в частности.
особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зави-
симости от внешних условий.
Предпринимательская деятельность как системное явление обладает собственными
внутренними импульсами развития (конкуренция), системой обеспечения и воспроизведения
(прямые связи субъектов деловых отношений), инфраструктурой (биржи, банки, информаци-
онные системы, консалтинговые и аудиторские компании, учебные заведения и др.), систе-
мой управления (менеджмент), системой изучения контрагентов (маркетинг), системной
оценкой деятельности (деньги). Формируются законодательные и нормативно-
ориентирующие регуляторы деловых отношений. Законодательство разграничивает закон-
ный и незаконный (теневой) бизнес. Оно также определяет правовые нормы взаимоотноше-
ний участников бизнеса, меру ответственности их друг перед другом. Нормативно-
ориентирующие регуляторы предпринимательства содержат принятые в стране экономиче-
ские рычаги стимулирования, гарантирования, поддержки и защиты законного предприни-
мательства.
Наряду с ретроспективным
анализом воззрений классиков
номен предпринимательства осуществим контент-анализ воззрений современных авторов на
изучаемый феномен. По мнению О. Р. Самарцева, одним из наиболее действенных методов
статистической лингвистики
является составление алфавитно-
ного набора языковых элементов и их отношений в текстах с однородной тематикой. На осно-
вании такого набора делаются выводы о его лексической основе, лингво-статистических свя-
зях и выявляется наиболее употребляемая группа словоформ и словосочетаний [24: 31]. Ниже
приводится таблица, содержащая
определения понятия «
Таблица 1. Содержание определений понятия «предпринимательство»
Источник (автор) Содержание
ГК РФ Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, на-
правленная на систематическое получение прибыли от пользова-
ния имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказа-
ния услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в уста-
новленном законом порядке [7: 2].
В. П. Кушлин,
П. Д. Половинкин,
А. Н. Фоломьев и др.
Система хозяйствования, которая основана на рисковой, иннова-
ционной деятельности, охватывающей процесс воспроизводства в
целом или какую-то часть этого процесса с целью получения
предпринимательского дохода (добавочной прибыли) [10: 45].
Словарь современных
понятий и терминов под
ред. В. А. Макаренко
Самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направ-
ленная на производство продуктов питания, потребительских то-
варов или услуг с целью получения прибыли или личного дохода
[25: 335]. Орлов В. Б., Мизерова
О. Г., Орлова Е. В.
17
В. М. Мандрица,
А. С. Пелих
Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объеди-
нений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную
ответственность, направленная на получение прибыли [15: 8].
Краткий экономический
словарь под ред.
А. Н. Азриэляна
Инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направ-
ленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляе-
мая от своего имени, под свою имущественную ответственность
или от имени и од юридическую ответственность юридического
лица [14: 640].
Е. В. Глущенко,
А. И Капцов.,
Ю. В. Тихонравов
Деятельность, которая на основе риска инициируется, на основе
предприимчивости
стабилизирует, и на основе личной заинтересованности развивает
ту или иную форму добычи материальных либо духовных благ в
сфере производства или обмена [5: 15].
Р. С. Ронстадт Динамичный процесс наращивания богатства [21].
М. Г. Лапуста,
А. Г. Поршнев,
Ю. Л. Старостин,
Л. Г. Скамай
Свободное экономическое хозяйствование в различных сферах
деятельности (кроме запрещенных законодательными актами),
осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удов-
летворения потребностей конкретных потребителей и общества в
товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необ-
ходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и
обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и дру-
гими хозяйствующими субъектами [11: 26].
Р. Хизрич, М. Питерс Процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; про-
цесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на
себя финансовой, моральной и социальной ответственности; про-
цесс, приносящий доход и личное удовлетворение достигнутым
[29: 26].
А. В. Бусыгин Мыслительный процесс; с философской точки зрения – особый
настрой души, форма деловой романтики, средство реализации
человеком присущих ему потенций; в профессиональном смыс-
ле – умение организовать собственный бизнес и достаточно ус-
пешно осуществлять функции, связанные с ведением собственно-
го дела [3: 7–8].
В. Я. Горфинкель,
Г. Б. Поляк,
В. А. Швандар
Деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями
или организациями по производству, оказанию услуг или приоб-
ретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги
к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, орга-
низаций [6: 11].
Б. А. Райзберг Самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный
поиск, динамичность, мобильность – признаки предприниматель-
ства [20: 181].
Рассмотрение теоретических взглядов и концепций западных классиков теории пред-
принимательства (Р. Кантильона, Ж. Б. Сэя, А. Маршалла, Ф. Хайека, Й. А. Шумпетера
и др.), а также соответствующих статей Гражданского Кодекса РФ, проведенный контент-
анализ позволили
• предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты,
новые технологии, новые формы организации дела;
• предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства, на-
страивает сотрудников и задает тон деятельности фирмы, определяет стратегию и такти-
ку поведения фирмы и принимает на себя бремя ответственности за успех проведения
операций; Экономика
18
• предприниматель – это человек, может и боящийся риска, но сознательно идущий на не-
го ради достижения цели бизнеса;
• предприниматель – личность,
наделенная предпринимательской
приимчивостью, способностью к самостоятельному мышлению и принятию решений,
упорством в достижении цели, умением организовать и повести за собой коллектив). В
феномене предприимчивости усматривается фактор социальной адаптации с ярко выра-
женным активным приспособлением условий хозяйственной жизни субъекта к особен-
ностям своей личности;
• наибольшего успеха в обществе добиваются люди независимые, наделённые воображе-
нием, объективностью и способностью принимать решения Они остаются в душе веч-
ными студентами, ибо всегда исследуют то, что «могло бы быть», а их интуитивизм
представляет собой хранилище всевозможных нововведений, программ, побуждений к
работе и направлений деятельности. Они склонны усовершенствовать всё, что их окру-
жает. Они стремятся лидировать и добиваться успеха.
Итак, сущностными характеристиками феномена предпринимательства являются инно-
вационный, рискованный характер деятельности по замещению одной комбинации факторов
(земля, капитал, наемный
труд, предпринимательские
направленную на производство и обмен товаров с целью не только получения прибыли, но и
самореализации
Сущность предпринимательства
проявляется в комплексном
ему функций (общеэкономической; инновационной; ресурсной; социальной; организацион-
ной; политической), которые зависят как от самих субъектов, так и от системы государст-
венной поддержки и
регулирования
Анализ литературы по предпринимательству показал, что существуют четыре подхода к
характеристике
тификация предпринимательской культуры либо с организационной культурой, либо с кор-
поративной культурой; 4) интерес и исследование интересующего нас феномена.
Первый подход, например, обнаруживается в учебном пособии Н. В. Войтоловского и
Р. К. Горшкова [4]. Характеризуя
предпринимательскую
ляют внимание лишь истории предпринимательства, теории предпринимательской деятель-
ности, истории экономических учений о предпринимательстве, а феномен культуры пред-
принимательства остается за пределами их научного анализа.
Второй подход мы обнаружили в учебнике для вузов «Организация предпринимательской
деятельности» под редакцией С. И. Грядова [16]. В учебник включена глава – «Социальная от-
ветственность, психология и культура предпринимательства». Однако в тексте нет определе-
ния интересующего нас понятия. По данному вопросу авторы ограничились раскрытием сущ-
ности и норм этики предпринимателя
и описанием
аналогичный подход к предпринимательской культуре мы находим в учебно-методическом
модуле М. Ю. Погудаевой [19]. Нам представляется, что сводить предпринимательскую куль-
туру лишь к этике и этикету значит трактовать ее слишком узко и однобоко.
В качестве примера третьего подхода уместно сослаться на учебное пособие для вузов
под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. Если в «Словаре терминов», помещенном на
страницах пособия, приводится
определение
слово повторяющее определение Д. В. Козлова, то в параграфе «Культура предприниматель-
ской деятельности», нашедшем отражение в главе «Культура предпринимательства», авторы
дают определение (?!) организационной (корпоративной культуре): «вырабатываемые трудо-
вым коллективом совместные ценности. Социальные нормы, установки поведения, разде-
ляемые большинством сотрудников, которые регламентируют действия личности, заставля-
ют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения. Формально организаци-
онная культура закрепляется в видении, миссии и стратегии развития предприятия» [26]. Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия
19
Сделаем попытку осветить четвертый подход, проливающий свет на описание и харак-
теристику интересующего нас феномена. В учебной литературе по предпринимательству не-
часто встретишь определения культуры предпринимательства (табл. 2).
Таблица 2. Содержание определений
понятия «культура
Источник (автор) Содержание
Р. Рюттингер Система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и пред-
ставлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют от-
ветить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеж-
дения позволяют понять, как должно функционировать предпри-
ятие и как им следует управлять [23, с.327].
М. Г. Лапуста,
А. Г. Поршнев,
Ю. Л. Старостин,
Л. Г. Скамай
Определенная, сложившаяся
совокупность принципов,
методов осуществления
ектами в соответствии с действующими в стране (обществе) пра-
вовыми нормами (законодательными, нормативными актами),
обычаями делового оборота, этическими и нравственными прави-
лами, нормами поведения
при осуществлении
бизнеса [11: 353].
В. Д. Козлов Система формальных и неформальных правил и норм деятельно-
сти, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов,
особенностей поведения работников данной организационной
структуры, стиля руководства,
показаний удовлетворенности
ботников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества,
идентифицирования работников
с предприятиями и
развития [26: 327].
В. Я. Горфинкель,
Г. Б. Поляк,
В. А. Швандар
Климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия, которые
предопределяют место организационной структуры, ее внутренние
и внешние отношения являются как бы образцом. Стереотипом
при формировании стратегии, распределении власти, принятии
решений, в поведении персонала. Сущность культуры выражается
в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также образ-
цах неформального поведения. [6: 328].
Х. Н. Магомедова Интегративная способность личности создавать, организовывать,
осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную
пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную
самореализацию [9].
Ж. В. Масликова Система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспе-
чивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской дея-
тельности, определяющих форму ее осуществления, а также вос-
приятие ее обществом. Предпринимательская деятельность являет-
ся частью хозяйственной (материальной) деятельности, а культура