Предпринимательская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:11, реферат

Описание работы

Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и ре-
шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономи-
ческая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-
тельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпри-
нимательской культуры в частности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательская культура.docx

— 42.27 Кб (Скачать файл)

предпринимательства основывается на материальной культуре, ко-

торая оказывает большое  влияние на формирование предпринима-

тельства, на отношение общества к нему и отдельным предприни-

мателям, а также на восприятие предпринимателем своего дела

(Предпринимательская культура  как особая специализированная 

сфера материальной культуры) [9]. Экономика 

20

В. Г. Макеева Совокупность образцов поведения, ценностной системы, социаль-

ных норм, фундаментальных  принципов и общественных институ-

тов, ориентирующих субъекты на те или иные формы экономиче-

ской активности в системе  предпринимательства, обеспечивающих

передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости

предпринимательства во времени [9].

В. Н. Иванов,

В. И. Патрушев

Мастерство исполнения предпринимательской  деятельности, усло-

вие ее успеха и цивилизованности. Она аккумулирует в себе пра-

вовые и моральные нормы, национальные традиции, духовное бо-

гатство применительно к  особым формам деятельности и поведе-

ния человека в сфере производства, торговли, услуг, в управлении,

социальном взаимодействии (Теория управления: социально-

технологический подход [27: 194].

Б. А. Райзберг 1) представление  предпринимателя о ценностях  бизнеса (предпри-

ниматель обладает собственной  шкалой ценностей, в соответствии

с которой он судит о  потребностях клиента, потребностях в  произ-

водимом товаре, качестве товара, ожидаемых доходах и прибыли);

2) правила и нормы поведения  при планировании и проведении 

бизнес-операций (правило  обслуживания потенциальных клиентов

может состоять в поддержании  контактов с ними, выявлении их

желаний, активном предложении  им нужного товара); 3) конкрет-

ное поведение предпринимателя  в ходе проведения бизнес-

операций (предприниматель  на практике реализует выработанные

правила и нормы культурного  поведения) [20].

М. Лапицкий Комплекс разделяемых  членами компании мнений, эталонов пове-

дения, настроений, символов, отношений и способов ведения  биз-

неса, обусловливающих индивидуальность компании.

Ю. Ю. Петрунин,

В. К. Борисов 

Конкретизация предпринимательской  этики [18].

Н. В. Родионова,

О. О. Читанава

Система формальных и неформальных правил и норм деятельно-

сти, обычаев и традиций, индивидуальных и коллективных интере-

сов, особенностей поведения  работников данной организационной 

структуры, стиля руководства, познаний удовлетворенности ра-

ботников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества,

идентифицирования работников с предприятиями и перспективами 

его развития [26: 239].

Анализируя приведенные  определения, следует констатировать, что предприниматель-

ская культура как понятие  не имеет однозначной трактовки. Согласно одной точке зрения,

акцентирующей внимание на внутренней среде предприятия, культура предпринимательст-

ва – это система  формальных и неформальных правил и  норм деятельности, обычаев и 

традиций, индивидуальных и  групповых интересов, особенностей поведения работников

данной организационной  структуры, стиля руководства, показателей  удовлетворенности 

работников условиями  труда. При этом авторы указывают, что  культура предприниматель-

ской деятельности в широком  смысле слова выступает средством  идентификации предпри-

нимателя с предпринимательской  средой. Она определяет климат, стиль  взаимоотношений,

ценности предприятия. Таким  образом, устанавливается зависимость  внутренней среды 

предприятия от внешней. В  основе такого подхода лежит теория адаптации, понимаемой уз-

ко лишь в смысле приспособления организации к внешней среде. При этом недооценивается 

экономическая активность предприятия, а, следовательно, активная сторона  адаптации – 

приспосабливание внешней  среды под предприятие.

Другая точка зрения рассматривает  предпринимательскую культуру как  динамическое

соответствие трех ее уровней: а) внешних условий хозяйствования, б) внутренней организа-Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская  культура: сущность и содержание понятия

21

ционно-технической структуры  и в) социальных связей. Эти уровни рассматриваются в ка-

честве детерминант процесса формирования предпринимательской  культуры. В рамках этой

точки зрения предпринимательская  культура системно рассматривается  как конкретиза-

ция предпринимательской  этики, как ее выражение, обусловленное  историческими, этниче-

скими, географическими и  иными природными и социальными  характеристиками определен-

ного пространственно-временного контекста.

Если предпринимательская  этика – институционализированная форма локальной норма-

тивной регуляции, то она  конкретизируется в предпринимательской  культуре. Нормы и пра-

вила предпринимательской  этики в их ограничительном и  ценностном аспектах, сам процесс 

выбора между нормами  связаны с конкретным предприятием и имеют определенные про-

странственно-временные характеристики. Объектом исследования предпринимательская 

этика становится только в  контексте своего проявления, накладывающего отпечаток как на

содержание этических  установок, так и на фактическое  их осуществление в деятельности

участников предприятия.

Анализ этих точек зрения, в сущности, не противоречащих, а  дополняющих друг друга,

позволяет заметить, что применительно  к сфере освоения предпринимательской  культуры

потенциальным субъектом  предпринимательской деятельности ограничивать предпринима-

тельскую культуру этическими нормами и даже системой формальных и неформальных пра-

вил и норм деятельности, обычаями и традициями, индивидуальными  и групповыми интере-

сами, особенностями поведения  работников данной организационной  структуры, стилем ру-

ководства данной организационной  структурой, показателями удовлетворенности  работни-

ков условиями труда, не целесообразно. В этом случае из поля зрения исследователя, педаго-

га выпадает два очень  важных блока культуры: а) знания (экономические, правовые, этиче-

ские, коммуникативные, управленческие, экологические); б) соответствующие  умения и на-

выки. Именно эти компоненты интенсивно осваиваются потенциальными субъектами пред-

принимательской деятельности на этапе вузовского обучения.

Известно, что культура, анализируемая  под углом личностного развития, есть мера разви-

тия человека, мера освоенности  личностью ценностей цивилизации. При этом культура харак-

теризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей  общественной жизнедеятель-

ности людей на протяжении всего существования общества, сколько  сам способ, каким чело-

век приобщается к этим ценностям. Культура создает, формирует  людей и одновременно по-

могает им стать социально  активными, профессионально зрелыми  и целеустремленными.

Культура воплощает в  себе стиль мышления и поведения  человека, поскольку она захватывает 

все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует 

не только образованность – широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, ин-

теллигентность – умение четко выразить свою мысль, внимательно  слушать, сделать правиль-

ное встречное движение, держаться  с достоинством и в соответствии с обстановкой. Безуслов-

но, предпринимательская  культура является составной частью более широкого понятия, каким 

является экономическая  культура. Предпринимательская культура – это экономическая куль-

тура того социального  слоя, который представляют предприниматели.

Далее хотелось бы напомнить, что педагогу приходится иметь дело, в первую очередь,

со сторонами личности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, прагматической.

Ученые, разделяющие подобную точку зрения на стороны личности, вкладывают в них сле-

дующее содержание.

Интеллектуальная сторона  связана с развитием мышления, памяти, воображения, с ус-

воением знаний, то есть с  развитием ума человека, его мыслительных способностей. Эмо-

циональная сторона выражается, прежде всего, в реакциях на внешнее  воздействие и внут-

ренние раздражения. Значимые воздействия эмоционально окрашиваются, вызывают эмо-

циональные переживания, что способствует включению в  структуру личности тех или иных

знаний, умений, фактов. Прагматическая сторона личности связана с формированием  ин-

теллектуальных и предметно-практических умений и навыков, с проверкой  на истинность

получаемой информации, с  переводом обучения в самообучение, воспитания – в самовоспи-Экономика 

22

тание, с практической деятельностью  в избранной для самореализации сфере. Вне деятель-

ности нет развития личности. Волевая сторона имеет прямой выход на все стороны лично-

сти, и, прежде всего, на прагматическую сферу. Без волевых усилий нет  осмысленной, целе-

направленной деятельности [17: 29–30].

В науке существует точка  зрения, согласно которой волевая  сфера как таковая у лично-

сти отсутствует, а усилия, направленные на достижение, рождаются  наличием значимой це-

ли. Нам представляется, что  у личности наличествует интенциональная  сторона (лат.

intentio – стремление). Интенциональность  – это направленность (устремленность) сознания 

на предмет [28: 168]. Интенциональная  сторона личности, выделяемая нами, включает по-

требности, мотивы, убеждения, ценности, нормы, правила, отношения, установки, модели

поведения и деятельности. Эти предрасположения обусловливают  направленность личности,

которая при наличии цели и рождает усилия, направленные на достижение цели или, други-

ми словами, волевые усилия. Именно в силу данной аргументации мы включаем в структуру 

предпринимательской культуры личности интенциональную сторону.

Что касается интеллектуальной стороны личности, то ее проявлением  являются знания,

полученные в процессе обучения, самообразования, общения. Эту  сторону личности мы

именуем когнитивной. Объясним почему. Согласно когнитивной психологии, (представите-

ли – Д. П. Озбел, Дж. Брунер), занимающей ведущие позиции в  зарубежной психологии, эф-

фективное обучение возможно лишь тогда, когда новый материал, связанный с уже имею-

щимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную  структуру. Таким 

образом, понятие «когнитивная сторона» позволяет в отличие  от термина «интеллектуальная 

сторона», включить в свое содержание не только знания, но и умения и навыки, и не только

мыслительного характера.

В понятие «операциональная сторона» мы вкладываем то же содержание, что и в поня-

тия «действенно-практическая сторона» или «праксиологическая сторона». Эта сторона про-

является в поведении, общении и деятельности.

Что касается эмоциональной  стороны личности, предполагающей воспитание чувств, ре-

гулирование эмоций, то этот термин как нельзя более точно  отражает то, что человек – су-

щество аффективное, чувственное, эмоциональное.

Таким образом, мы выделяем эмоциональную, когнитивную, интенциональную и  опера-

циональную стороны предпринимательской  культуры личности.

Памятуя о леонтьевской формуле: «Деятельность. Сознание. Личность», –  логично предпо-

ложить, что и формула: «Личность. Сознание. Деятельность»  имеет право на существование, и 

это предположение подтверждает практика: образование личности меняет содержание ее обра-

зов, обогащает интенциональную  сторону, что, в конце концов, влияет на содержание и характер

деятельности. Отсюда следует, что культура деятельности личности должна охватывать все сфе-

ры личности: эмоциональную, когнитивную, интенциональную, и операциональную.

Если рассматривать культуру в психолого-педагогическом ракурсе (напомним, что этот ас-

пект разрабатывали применительно  к культуре вообще Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и др.),

то есть в контексте  структуры личности и её становления, и интегрировать этот ракурс с  поняти-

ем «предпринимательство», то мы получим следующее определение: предпринимательская 

культура будущего специалиста  торгово-экономического профиля в  вузе, отражающая готов-

ность и способность осуществлять торгово-экономическую деятельность в рыночных условиях

развития страны, представляет собой интеграцию эмоциональной, когнитивной, интенциональ-

ной и операциональной  сторон, а именно: а) соответствующих  эмоций и чувств; б) контекстных 

знаний (экономических, правовых, этических, коммуникативных, управленческих, экологиче-

ских), умений и навыков; в) убеждений, ценностей, норм, правил, отношений, установок, моде-

лей поведения и деятельности; г) деятельности, поведения и общения.

Разберем каждый из названных  компонентов. Как сложное структурное  образование 

предпринимательская культура проявляется в разных сферах по-разному. В эмоциональной 

сфере она выражается в  порывах инновационного характера, влечениях к предприниматель-

ской деятельности, предпринимательском  азарте, склонности к риску, любви  к преобразую-Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская  культура: сущность и содержание понятия

Информация о работе Предпринимательская культура