Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:11, реферат
Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека, а от поступков и ре-
шений людей, занимающихся бизнесом, в значительной степени зависит не только экономи-
ческая жизнь отдельной личности, но и всего общества. Именно это обстоятельство настоя-
тельно диктует необходимость формирования экономической культуры в целом и предпри-
нимательской культуры в частности.
предпринимательства основывается на материальной культуре, ко-
торая оказывает большое влияние на формирование предпринима-
тельства, на отношение общества к нему и отдельным предприни-
мателям, а также на восприятие предпринимателем своего дела
(Предпринимательская культура как особая специализированная
сфера материальной культуры) [9]. Экономика
20
В. Г. Макеева Совокупность образцов поведения, ценностной системы, социаль-
ных норм, фундаментальных принципов и общественных институ-
тов, ориентирующих субъекты на те или иные формы экономиче-
ской активности в системе предпринимательства, обеспечивающих
передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости
предпринимательства во времени [9].
В. Н. Иванов,
В. И. Патрушев
Мастерство исполнения предпринимательской деятельности, усло-
вие ее успеха и цивилизованности. Она аккумулирует в себе пра-
вовые и моральные нормы, национальные традиции, духовное бо-
гатство применительно к особым формам деятельности и поведе-
ния человека в сфере производства, торговли, услуг, в управлении,
социальном взаимодействии (Теория управления: социально-
технологический подход [27: 194].
Б. А. Райзберг 1) представление предпринимателя о ценностях бизнеса (предпри-
ниматель обладает собственной шкалой ценностей, в соответствии
с которой он судит о потребностях клиента, потребностях в произ-
водимом товаре, качестве товара, ожидаемых доходах и прибыли);
2) правила и нормы поведения при планировании и проведении
бизнес-операций (правило обслуживания потенциальных клиентов
может состоять в поддержании контактов с ними, выявлении их
желаний, активном предложении им нужного товара); 3) конкрет-
ное поведение предпринимателя в ходе проведения бизнес-
операций (предприниматель на практике реализует выработанные
правила и нормы культурного поведения) [20].
М. Лапицкий Комплекс разделяемых членами компании мнений, эталонов пове-
дения, настроений, символов, отношений и способов ведения биз-
неса, обусловливающих
Ю. Ю. Петрунин,
В. К. Борисов
Конкретизация предпринимательской этики [18].
Н. В. Родионова,
О. О. Читанава
Система формальных и неформальных правил и норм деятельно-
сти, обычаев и традиций, индивидуальных и коллективных интере-
сов, особенностей поведения работников данной организационной
структуры, стиля руководства, познаний удовлетворенности ра-
ботников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества,
идентифицирования работников
с предприятиями и
его развития [26: 239].
Анализируя приведенные определения, следует констатировать, что предприниматель-
ская культура как понятие не имеет однозначной трактовки. Согласно одной точке зрения,
акцентирующей внимание на внутренней среде предприятия, культура предпринимательст-
ва – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и
традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников
данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности
работников условиями труда. При этом авторы указывают, что культура предприниматель-
ской деятельности в широком смысле слова выступает средством идентификации предпри-
нимателя с
ценности предприятия. Таким образом, устанавливается зависимость внутренней среды
предприятия от внешней. В основе такого подхода лежит теория адаптации, понимаемой уз-
ко лишь в смысле приспособления организации к внешней среде. При этом недооценивается
экономическая активность предприятия, а, следовательно, активная сторона адаптации –
приспосабливание внешней среды под предприятие.
Другая точка зрения рассматривает предпринимательскую культуру как динамическое
соответствие трех ее уровней:
а) внешних условий
21
ционно-технической структуры и в) социальных связей. Эти уровни рассматриваются в ка-
честве детерминант процесса формирования предпринимательской культуры. В рамках этой
точки зрения предпринимательская культура системно рассматривается как конкретиза-
ция предпринимательской этики, как ее выражение, обусловленное историческими, этниче-
скими, географическими и иными природными и социальными характеристиками определен-
ного пространственно-
Если предпринимательская
этика –
тивной регуляции, то она конкретизируется в предпринимательской культуре. Нормы и пра-
вила предпринимательской этики в их ограничительном и ценностном аспектах, сам процесс
выбора между нормами связаны с конкретным предприятием и имеют определенные про-
странственно-временные
этика становится только в контексте своего проявления, накладывающего отпечаток как на
содержание этических установок, так и на фактическое их осуществление в деятельности
участников предприятия.
Анализ этих точек зрения, в сущности, не противоречащих, а дополняющих друг друга,
позволяет заметить, что применительно к сфере освоения предпринимательской культуры
потенциальным субъектом
предпринимательской
тельскую культуру этическими нормами и даже системой формальных и неформальных пра-
вил и норм деятельности, обычаями и традициями, индивидуальными и групповыми интере-
сами, особенностями поведения работников данной организационной структуры, стилем ру-
ководства данной организационной структурой, показателями удовлетворенности работни-
ков условиями труда, не целесообразно. В этом случае из поля зрения исследователя, педаго-
га выпадает два очень важных блока культуры: а) знания (экономические, правовые, этиче-
ские, коммуникативные, управленческие, экологические); б) соответствующие умения и на-
выки. Именно эти компоненты интенсивно осваиваются потенциальными субъектами пред-
принимательской деятельности на этапе вузовского обучения.
Известно, что культура, анализируемая
под углом личностного
тия человека, мера освоенности
личностью ценностей
теризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятель-
ности людей на протяжении всего существования общества, сколько сам способ, каким чело-
век приобщается к этим ценностям. Культура создает, формирует людей и одновременно по-
могает им стать социально активными, профессионально зрелыми и целеустремленными.
Культура воплощает в себе стиль мышления и поведения человека, поскольку она захватывает
все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует
не только образованность – широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, ин-
теллигентность – умение четко выразить свою мысль, внимательно слушать, сделать правиль-
ное встречное движение, держаться с достоинством и в соответствии с обстановкой. Безуслов-
но, предпринимательская культура является составной частью более широкого понятия, каким
является экономическая культура. Предпринимательская культура – это экономическая куль-
тура того социального слоя, который представляют предприниматели.
Далее хотелось бы напомнить, что педагогу приходится иметь дело, в первую очередь,
со сторонами личности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, прагматической.
Ученые, разделяющие подобную точку зрения на стороны личности, вкладывают в них сле-
дующее содержание.
Интеллектуальная сторона связана с развитием мышления, памяти, воображения, с ус-
воением знаний, то есть с развитием ума человека, его мыслительных способностей. Эмо-
циональная сторона выражается, прежде всего, в реакциях на внешнее воздействие и внут-
ренние раздражения. Значимые воздействия эмоционально окрашиваются, вызывают эмо-
циональные переживания, что способствует включению в структуру личности тех или иных
знаний, умений, фактов. Прагматическая сторона личности связана с формированием ин-
теллектуальных и предметно-
получаемой информации, с переводом обучения в самообучение, воспитания – в самовоспи-Экономика
22
тание, с практической деятельностью в избранной для самореализации сфере. Вне деятель-
ности нет развития личности. Волевая сторона имеет прямой выход на все стороны лично-
сти, и, прежде всего, на прагматическую сферу. Без волевых усилий нет осмысленной, целе-
направленной деятельности [17: 29–30].
В науке существует точка зрения, согласно которой волевая сфера как таковая у лично-
сти отсутствует, а усилия, направленные на достижение, рождаются наличием значимой це-
ли. Нам представляется, что у личности наличествует интенциональная сторона (лат.
intentio – стремление). Интенциональность – это направленность (устремленность) сознания
на предмет [28: 168]. Интенциональная сторона личности, выделяемая нами, включает по-
требности, мотивы, убеждения, ценности, нормы, правила, отношения, установки, модели
поведения и деятельности. Эти предрасположения обусловливают направленность личности,
которая при наличии цели и рождает усилия, направленные на достижение цели или, други-
ми словами, волевые усилия. Именно в силу данной аргументации мы включаем в структуру
предпринимательской культуры личности интенциональную сторону.
Что касается интеллектуальной стороны личности, то ее проявлением являются знания,
полученные в процессе обучения, самообразования, общения. Эту сторону личности мы
именуем когнитивной. Объясним почему. Согласно когнитивной психологии, (представите-
ли – Д. П. Озбел, Дж. Брунер), занимающей ведущие позиции в зарубежной психологии, эф-
фективное обучение возможно лишь тогда, когда новый материал, связанный с уже имею-
щимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. Таким
образом, понятие «когнитивная сторона» позволяет в отличие от термина «интеллектуальная
сторона», включить в свое содержание не только знания, но и умения и навыки, и не только
мыслительного характера.
В понятие «операциональная сторона» мы вкладываем то же содержание, что и в поня-
тия «действенно-практическая сторона» или «праксиологическая сторона». Эта сторона про-
является в поведении, общении и деятельности.
Что касается эмоциональной стороны личности, предполагающей воспитание чувств, ре-
гулирование эмоций, то этот термин как нельзя более точно отражает то, что человек – су-
щество аффективное, чувственное, эмоциональное.
Таким образом, мы выделяем эмоциональную, когнитивную, интенциональную и опера-
циональную стороны
Памятуя о леонтьевской формуле: «Деятельность. Сознание. Личность», – логично предпо-
ложить, что и формула: «Личность. Сознание. Деятельность» имеет право на существование, и
это предположение подтверждает практика: образование личности меняет содержание ее обра-
зов, обогащает интенциональную сторону, что, в конце концов, влияет на содержание и характер
деятельности. Отсюда следует, что культура деятельности личности должна охватывать все сфе-
ры личности: эмоциональную, когнитивную, интенциональную, и операциональную.
Если рассматривать культуру в психолого-педагогическом ракурсе (напомним, что этот ас-
пект разрабатывали
то есть в контексте структуры личности и её становления, и интегрировать этот ракурс с поняти-
ем «предпринимательство», то мы получим следующее определение: предпринимательская
культура будущего специалиста торгово-экономического профиля в вузе, отражающая готов-
ность и способность осуществлять
торгово-экономическую
развития страны, представляет собой интеграцию эмоциональной, когнитивной, интенциональ-
ной и операциональной сторон, а именно: а) соответствующих эмоций и чувств; б) контекстных
знаний (экономических, правовых, этических, коммуникативных, управленческих, экологиче-
ских), умений и навыков; в) убеждений, ценностей, норм, правил, отношений, установок, моде-
лей поведения и деятельности; г) деятельности, поведения и общения.
Разберем каждый из названных компонентов. Как сложное структурное образование
предпринимательская культура проявляется в разных сферах по-разному. В эмоциональной
сфере она выражается в порывах инновационного характера, влечениях к предприниматель-
ской деятельности, предпринимательском азарте, склонности к риску, любви к преобразую-Орлов В. Б., Мизерова О. Г., Орлова Е. В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия