Предпринимательство : сущность, виды, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:47, реферат

Описание работы

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 113.96 Кб (Скачать файл)

предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

 

   Развитие  предпринимательства  возможно  лишь  при  наличии  необходимых

субъектов  такого  рода  деятельности.  Эти  субъекты  и  делают   возможным

развитие рыночных отношений  (а  не  наоборот,  как  это  видится  многим  в

России).  Появление  субъектов  предпринимательства  подразумевает   наличие

определенной общественной ситуации,  когда  идеологическая,  политическая  и

социально-экономическая обстановка провоцирует "предпринимательский бум".

   Осуществление предпринимательской  деятельности  на  эффективном  уровне,

таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной  ситуации

— предпринимательской среды, под  которой  понимается  прежде  всего  рынок,

рыночная система отношений, а также личная свобода  предпринимателя,  т.  е.

его личная  независимость,  позволяющая  принять  такое  предпринимательское

решение,  которое,  с  его  точки  зрения,   будет   наиболее   эффективным,

действенным и максимально прибыльным.

    Предпринимательство  как  особая  форма  экономической  активности  может

осуществляться как в государственном, так и в частном секторе  экономики.  В

соответствии с этим различают: а)  предпринимательство  государственное;  б)

предпринимательство частное.

    Государственные    предпринимательство    есть    форма    осуществления

экономической   активности   от   имени   предприятия,   учрежденного:    а)

государственными органами управления, которые уполномочены  (в  соответствии

с  действующим  законодательством)  управлять   государственным   имуществом

(государственное  предприятие),  или  б)  органами  местного  самоуправления

(муниципальное предприятие).  Собственность  такого  рода  предприятий  есть

форма  обособления  части  государственного  или  муниципального  имущества,

части бюджетных средств, других  источников.  Важной  характеристикой  таких

предприятий  выступает  то  обстоятельство,  что  они  отвечают   по   своим

обязательствам  только  имуществом,  находящимся  в  их  собственности   (ни

государство не отвечает по их обязательствам, ни они  сами  не  отвечают  по

обязательствам государства).

 

   Частное  предпринимательство  есть  форма  осуществления   экономической

активности от  имени  предприятия  (если  оно  зарегистрировано  в  качестве

такового) или предпринимателя (если такая  деятельность  осуществляется  без

найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

   Конечно,  каждый   из   этих   видов   —   государственное   и   частное

предпринимательство  —  имеет  свои  отличительные  признаки,  но   основные

принципы их осуществления во многом совпадают. И в том  и  в  другом  случае

осуществление    такой     деятельности     предполагает     инициативность,

ответственность, инновационный подход, стремление  к  максимизации  прибыли.

Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

 

    Предпринимательство  как форма инициативной деятельности, направленной на

извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

    1)  осуществление  непосредственных  производительных  функций,  т.   е.

производство   товара   (продукта)   или    оказание    услуги    (например,

машиностроительная фирма,  туристская  компания,  инжиниринговая  фирма  или

конструкторское бюро);

    2) осуществление  посреднических функций, т. е. оказание  услуг, связанных

с продвижением товара на рынок и его  передачей  в  надлежащем  (общественно

приемлемом)  виде  от  непосредственного  производителя  такого  товара  его

потребителю.

    Общественное  понимание проблемы сводится  к тому, что, с  одной  стороны,

приоритетное значение имеет первый  тип  предпринимательской  деятельности,

поскольку общественное богатство (как обобщенный  итог  уровня  и  качества

жизни каждого члена общества) зависит  от  состояния  дел  именно  в  сфере

материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С  другой

стороны, такое общественное отношение к этому типу  предпринимательства  на

практике  не  носит  действительно  приоритетного  характера   —   общество

способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е.

посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество  жизни,

удобство и комфорт каждого члена общества  в  немалой  степени  зависят  от

уровня развития в обществе посреднической  сферы  (удобная  для  покупателя

организация торговли, реклама, доставка товаров на  дом,  заказ  товара  по

почте, телефону и т. д.); то же самое относится и  к  потребителям  товаров

производственного назначения.

    Но такое общественное  восприятие посреднической деятельности  не является

единственной  и  основной  причиной.  Главное  заключается   в   другом   —

посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до

разумных пределов ведет:

    1) к увеличению  производительности труда непосредственных  производителей

товаров на основе углубления специализации;

    2) к ускорению  темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

    3) к насыщению  товарных  рынков  до  объективно  требуемых  размеров  и

функционированию  непосредственных  товаропроизводителей  в  соответствии  с

интересами  конечных  потребителей  (поскольку  посредник   специализируется

главным  образом  на  изучении  потребительского   спроса   и   заказе   или

приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он  уже

выявил;      любую      продукцию,       производимую       непосредственным

товаропроизводителем, он приобретать не будет).

 

    Предпринимательская   деятельность,   связанная    с    непосредственным

производством товаров, может носить:

    1) традиционалистский характер {традиционалистское предпринимательство),

    2)    инновационный    характер    (инновационная    предпринимательская

деятельность, инновационное предпринимательство).

   Предпринимательство  в  сфере  непосредственного  производства   товаров

может, таким образом, ориентироваться на производство и  поставку  на  рынок

традиционных  или  инновационных   товаров.   Практика   предпринимательской

деятельности в  любой  ее  форме  включает  в  себя  инновационный  процесс.

Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности  основывается

на убеждении, что производство и  поставка  на  рынок  традиционных  товаров

осуществляется также с использованием каких-то новых  методов  или  приемов,

связанных с организацией производства, техническими элементами  производства

или изменениями качественных характеристик производимого товара.

 

    Рынок, как известно, представляет  собой  место  встречи  двух  основных

субъектов экономических (хозяйственных) отношений. А  раз  это  так,  то  на

рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же  их

представители.

    Лица (юридические  или физические), представляющие  интересы производителя

или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами  не  являющиеся

таковыми, называются посредниками.

    Предпринимательская  активность   в   сфере   посредничества   позволяет

совместить в самые  сжатые  сроки  экономические  интересы  производителя  и

потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает  степень

эффективности работы последнего, поскольку  дает  возможность  сосредоточить

свою активность только на самом производстве, передавая  посреднику  функции

по продвижению товара к потребителю.  Кроме  того,  включение  посредника  в

отношения между производителем и  потребителем  существенно  сокращает  срок

оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

    Предпринимательская  деятельность в посредничестве  осуществляется  всегда

в какой-то конкретной форме. Самой  распространенной  формой  посредничества

является агентирование, т.е. такой тип отношений, в которых агент  выступает

посредником между производителем и потребителем.

   Агент — лицо, действующее  от имени и в  интересах  производителя  товара

или потребителя. Лицо, в интересах и  от  имени  которого  действует  агент,

называется принципалом.  Принципалом  может  быть  как  собственник  товара,

поручающий агенту продать его, так и потребитель товара,  поручающий  агенту

купить этот требуемый товар.

   Таким образом, посредничество  с участием агента включает  взаимоотношения

уже не двух, а трех субъектов (рис. 3).

 

 

 

   Рисунок 3 Схема отношений  производителя и потребителя  с участием  агента

                .

 

 Типы агентов

Различают несколько типов агентов:

1) агенты производителей;

2) полномочные агенты  по сбыту;

3) агенты по закупкам.

 

    Агенты производителей  (представители  производителей)  —  представляют

интересы двух или нескольких производителей дополняющих друг друга товаров.

    Полномочные агенты  по сбыту получают право  на  сбыт  всей  продукции  и

представляют собой как бы отдел сбыта, но  не  входят  в  структуру  фирмы-

производителя, а взаимодействуют с ней на договорных условиях.

    Агенты по закупкам  чаще  всего  занимаются  подбором  нужного  товарного

ассортимента (например, для мелких розничных торговцев).

Брокерство

    Брокер  —  посредник  при  заключении  сделок,   специализирующийся   по

определенным видам товаров или услуг,  действует  по  поручению  и  за  счет

клиентов, получая от них специальное вознаграждение. Относится  к  категории

профессиональных деловых посредников.

Комиссия

    Иногда  агент  выступает  в  качестве   оптовика-комиссионера,   который

самостоятельно распоряжается товаром, принимая его на комиссию.  Комиссионер

действует на основе  договора  комиссии,  заключаемого  между  комиссионером

(агентом) и принципалом, который в таком случае выступает  в виде комитента.

    Комиссионные  операции  —   это   разновидность   торгово-посреднических

операций, совершаемых одной стороной  (комиссионером)  по  поручению  другой

стороны (комитента) от своего имени, но за счет комитента. Отношения  сторон

регулируются договором комиссии.

    Комиссионер —  посредник, физическое или юридическое  лицо, совершающее за

определенное вознаграждение (комиссионное вознаграждение) сделки в пользу  и

за счет комитента, но от своего имени.

    Комитент —  лицо (обычно производитель или  собственник  товара),  дающее

поручение другому лицу (комиссионеру) заключить определенную сделку или  ряд

сделок от имени последнего, но за счет комитента.

Делькредере

   Отношения  между  комиссионером  и  комитентом,  регулируемые  договором

комиссии,  могут  включать  и  обязательство,   которое   комиссионер   дает

комитенту и содержание которого сводится к гарантии  того,  что  заключаемый

Информация о работе Предпринимательство : сущность, виды, субъекты