Предпринимательство : сущность, виды, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:47, реферат

Описание работы

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 113.96 Кб (Скачать файл)

возможности получения  дополнительных  (помимо  основной,  часто  формальной

занятости) средств к существованию.

   Вместо своего  рода кормушки с сильным  криминальным  оттенком,  что  было

присуще периоду перестройки, в  сфере  МП  стала  образовываться  нормальная

конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых  предприятий

за выживание на основе повышения качества и разнообразия  товаров  и  услуг.

Сказанное, правда, не означает, что криминальные  структуры  оставили  малый

бизнес в покое.

   Феноменальный рост  числа МП в  1992  г.  имеет  свое  объяснение.  Бурное

развитие торгово-посреднического малого предпринимательства  стало  ответной

реакцией на подрыв первоначальной  финансовой  базы.  Либерализация  внешней

торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на  частную  торговлю

внутри   страны   создали   благоприятные   условия   для   любой   торговой

деятельности.

   Падение  потребительского   платежеспособного   спроса   торговое   малое

предпринимательство тогда активно компенсировало импортом  товаров,  хотя  и

не  очень  качественных  (типа  продукции   китайского   производства),   но

пользовавшихся  ажиотажным  спросом  у  российского   потребителя.   Быстрая

оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в  капиталы  средних

размеров. Более того, мелкая  торговля  быстро  реагировала  на  нарастающую

социально-экономическую дифференциацию российского общества,  группируясь  в

нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей  с  высоким

уровнем доходов. Достаточно  быстро  рядом  с  мелкими  торговыми  палатками

стали возникать элитные магазины,  владельцы  и  работники  которых  нередко

начинали  с  "челночной"  деятельности.  К  позитивной   роли   торговой   и

посреднической деятельности МП следует  отнести  и  их  участие  в  создании

новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен  рядом  других

факторов (сдача позиций ВПК, утрата рынков стран  Восточной  Европы  и  пр.)

полная   "закупорка"   ранее   сложившихся   каналов   взаимосвязей    между

производителями,  поставщиками  и  торговлей  открыла   широкое   поле   для

деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно,  для  новых

хозяйственных связей в полном  объеме  нужен  новый  технологический  каркас

экономики  с   соответствующими   рыночными,   высокоэффективными   каналами

движения товаров от производителей к потребителям.  В  стратегическом  плане

задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так  как  требует

многих лет и огромных капитальных вложений.

  Однако малый бизнес  смог сыграть роль катализатора  первых шагов движения к

новой системе внутри кооперационных связей  в  российской  экономике.  Кроме

того,  он  выполнял  роль  демпфера,  спасающего   многие   предприятия   от

немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных,  но  все  же

работавших хозяйственных связей.

   Рывок малого предпринимательства  в  сторону  торговой  и  посреднической

деятельности стал также закономерной реакцией  на  введенный  правительством

налоговый прессинг. В бывшем СССР  не  было  и  в  принципе  не  могло  быть

налоговой  системы,  адекватной  рыночным  условиям.  Поэтому   введение   в

практику   хозяйственной   жизни   даже   элементов   нормальной   налоговой

ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому  предпринимателей

естественную  реакцию  отторжения.  Но  дело  в  том,  что  на  эту  реакцию

наложился   явный   экстремизм   правительственной    налоговой    политики,

направленной на изъятие  до  70-90%  доходов  малых  предприятий.  При  этом

правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо 6удет сразу  же  платить

налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому,  чтобы

искать и находить способы сокрытия доходов от  налогообложения.  Торговля  и

посредничество,  ориентированные  на   работу   с   трудно   контролируемыми

наличными средствами, открывали большие возможности для  ухода  от  налогов.

 

   В  целом  ситуация  1992  г.  может  быть  охарактеризована  общепринятым

термином "грюндерство". Малое предпринимательство было  составным  элементом

этого массового процесса  учредительства.  Биржи,  банки,  страховые  фирмы,

крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия  возникали  по

всей России  в  невероятных  количествах.  Люди  впервые  в  жизни  получили

свободу  для   самостоятельной   предпринимательской   деятельности,   право

заниматься финансовым планированием, что ранее  было  абсолютной  монополией

государственных структур и их чиновников.  Такие  мотивации  в  сочетании  с

развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и  организаций,

с надеждой на получение высоких доходом от достаточно простых видов работ  и

услуг  не  могли  не  породить   крупномасштабного   грюндерства.   Подобное

грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько  общими

законам  социальной  психологии  в  их  приложении  к  очевидной  для  Росси

ситуации кардинального общественного перелома

   Иллюстрацией к  вышесказанному может служить  массовое появление  эфемерных

фермерских хозяйств в суровых климатических  зонах  и  на  низкокачественных

почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких  хозяйств  в

принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране.  Многие  малые

предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности,  не

имея какой-либо  программы  долговременного  развития,  а  только  из  общей

надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную  "  лучшую  жизнь"

(в  основном  в  стиле  привлекательных   трафаретов   общества   свободного

предпринимательства  и  всеобщего  потребления).   В   определенном   смысле

психологические  ожидания  скорого  процветания  доминировали  над   трезвым

экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

   Именно этим объясняется  феномен бурного появления многочисленных  частных

мелких научных  фирм  в  условиях  очень  быстрого  свертывания  какого-либо

спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса,  спада

инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов  всех  уровней.

Психологически это явление объясняется еще и тем, что научная  деятельность,

личность исследователя в течение многих предшествовавших десятилетий были  в

состоянии явной невостребованности.  Новые  условия  давали  бывшим  научным

сотрудникам надежду на самостоятельный выход из того  тупикового  положения,

в котором они  находились  в  государственных  академических,  отраслевых  и

прочих научных учреждениях в 70-е и в 80-е годы.

   Грюндерство, как  показывает  исторический  опыт,  всегда  ограничено  во

времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны  ниши  и  возможности

сверхприбыльной торгово-посреднической  деятельности.  Многие  из  возникших

ранее  малых   предприятий   преимущественно   торгово-посреднической   или,

например,   научно-консультационной   ориентации   либо   прекратили    свое

существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация  закономерно  должна

была  генерировать   новые   тенденции   в   развитии   российского   малого

предпринимательства.  Обозначился  очередной,   третий   этап   качественных

изменений   в   динамике    и    структуре    малого    предпринимательства,

сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением  прироста

числа МП.

   Главными причинами  приостановки роста числа малых  предприятий  являлись

резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся  легко  достигаемой  высокой

доходностью, исчерпание психологических  ожиданий  беспредельных  финансовых

возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В  нормальной

рыночной экономике малое  предпринимательство  в  большинстве  случаев  и  о

доходности, и по границам потенциальных  возможностей  уступает  среднему  и

крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя  и  вполне  достойного,

но все же аутсайдера. Если  в  России  еще  в  1992-94  гг.  вся  экономика,

включая  малый  бизнес,  жила  по  стохастическим  законам   первоначального

накопления  капиталов,  то  к  1995   г.   все   четче   стали   действовать

закономерности цивилизованной рыночной  системы.  Реже  встречались  случаи,

когда какое-либо малое предприятие  легко  скупало  дорогостоящие  здания  и

даже  средние  производственные  предприятия.  Нормой  становился  доход  на

одного занятого в МП  на  уровне,  колеблющемся  вокруг  средней  заработной

платы по стране.

   В экономике  России  стала  прослеживаться  тенденция  к  началу  новой,

рыночной   концентрации   и   централизации   капиталов,   а   также   самой

хозяйственной   деятельности.   Получил    развитие    процесс    поглощения

предприятий.  Часто  наиболее  рентабельные  малые  предприятия  оказываются

первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве  на  месте  еще  недавно

многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли  хорошо  оформленные

торговые  павильоны,  принадлежащие  той  или  иной  крупной  фирме.   Менее

рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции  со  средними

и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В  этом  смысле

на нынешнем этапе российских реформ процессы  централизации  и  концентрации

капиталов также противостоят увеличению численности  МП.  Но  в  дальнейшем,

как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия  будут  самым  активным

образом стимулировать  создание  новых  МП  в  структуре  формируемых  новых

хозяйственно-технологических цепочек.

   На кардинальное  замедление прироста числа МП  в 1994-1995 гг. повлияло  и

завершение перерегистрации  малых  предприятий,  созданных  еще  по  законам

бывшего  СССР.  Действующие  МП  в  ходе  перерегистрации  принимали   новые

организационные формы, а прекратившие свою работу - просто  ликвидировались.

Поскольку  величина   числившихся   зарегистрированными,   но   реально   не

функционировавших МП  была  достаточно  велика,  их  официальная  ликвидация

внесла существенный вклад  в  общее  замедление  темпов  роста  числа  малых

предприятий  России.  Фактор  перерегистрации  и  ликвидации  не  работающих

предприятий в полной мере проявил себя в 1995  г.  в  связи  с  введением  в

практику хозяйственной деятельности  нового  Гражданского  кодекса  (ГК).  В

соответствии с положениями  его  первой  части  малые  предприятия,  имеющие

форму товариществ (а это очень распространенная  хозяйственная  форма  малых

предприятий), должны  переоформить  свои  учредительские  документы,  приняв

другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если  учесть,  что  даже  по

официальным оценкам Госкомстата РФ,  более  трети  зарегистрированных  малых

предприятий  либо  не  приступали   к   хозяйственной   деятельности,   либо

приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что  начавшаяся  в  1995

Информация о работе Предпринимательство : сущность, виды, субъекты