Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:47, реферат
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю
в целостный и достаточно эффективный процесс (рис.7).
Рисунок 7 Типология предпринимательской деятельности
Глава II Развитие малого бизнеса в Российской Федерации.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые
предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы
хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в
сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по
официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в
общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП
приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4°о стоимости основных
средств экономики России и 14°о числа занятых, производят 12% ВВП и дают
всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко
не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого
предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый
факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах
российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,
на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на
которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с
учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре
доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре
-Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились
кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном
замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов
для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и
количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около
80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло
уже снижение их числа на 2,2°о.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП
необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".
Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние
десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый,
четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях
бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за
счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в
экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому
веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое
и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров
широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда
бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия
выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых
госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто
криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное
последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства,
накапливаемые в мартом предпринимательстве методом "доразграбления"
госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы
накопления и не использовались для развития национального производства и
его инфраструктуры.
|Таблица 1
|Отраслевая структура малого предпринимательства (в %) |
|- |Отраслев|Отраслевая |Структура |
| |ая |структура |производства |
| |структур|полной |продукции (работ, |
| |а числа |численности |услуг) по основным|
| |МП |занятых на МП|отраслям МП |
|Промышленность |14,6 |24,0 |20,0 |
|Сельское хозяйство |1,1 |0,8 |0,3 |
|Лесное хозяйство |0,05 |0,05 | |
|Транспорт и связь |2,3 |2,2 | |
|Строительство |16,6 |29,9 |16,3 |
|Торговля и | | | |
|общественное | | | |
|питание |42,7 |24,6 |50,5 |
|Материально-техническо|
|е | | | |
|снабжение и сбыт |1,8 |1,3 |6,0 |
|Информационное | | | |
|обслужи- | | | |
|вание |0,8 |0,5 |0,2 |
|Общая коммерческая | | | |
|деятельность |4,8 |3,9 |2,5 |
|Прочая деятельность в | | | |
|ма- | | | |
|териальном |1.5 |1,4 |0,7 |
|производстве | | | |
|Бытовые услуги, жилищ-| | | |
|ное хозяйство |1,8 |1,1 |3,3 |
|Здравоохранение, | | | |
|спорт, | | | |
|социальное обеспечение|1,9 |1,3 |0,1 |
|Народное образование |0,9 |1,0 |0,04 |
|Культура и искусство |0,9 |0,7 |0,06 |
|Наука и научное | | | |
|обслужи- | | | |
|вание |5,6 |5,3 | |
|Финансы, пенсионное | | | |
|обеспечение |1,3 |0,9 | |
|Прочие |1,05 |3,15 | |
|Таблица 2
|Региональная структура малого предпринимательства (в %) |
|Экономические |Доля в общем числе МП |
|районы
|
|Центральный,
|30,5
|в том числе Москва |20,0
|Северный
|2,9
|Северо-западный
|9,6
|Волго-вятский
|2,9
|Центрально-Чернозем|2.7
|ный
|
|Поволжский
|9,6
|Северо-Кавказский |9,8
|Уральский
|10,6
|Западно-Сибирский |10,5
|Восточно-Сибирский |5,2
|Дальневосточный
|5,0
[4]
Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы
перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый
правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И
разгосударствление, и обучение широких масс населения основам
предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые
ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с
другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной
попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой
исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки
центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых
доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными
ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП,
использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность
государственного аппарата.
Необходим был
кардинально иной
уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй,
этап и в развитии российского малого предпринимательства.
1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с
середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и
численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,
поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового
прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.
Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений
населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского
кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не
преодоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению
числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В
ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых
предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем
следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность
по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает
сфера народного образования (2,8 раза).[5]
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого
предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере
материального производства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была
малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и,
в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в
условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои
позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии
стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев
населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление
Информация о работе Предпринимательство : сущность, виды, субъекты