Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:09, курсовая работа
Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.
Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.
ВВЕДЕНИЕ
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Установление предельных розничных цен создавало на рынке устойчивое положение, частная торговля вынуждена была считаться с ценами государства. С рынка вытеснялся в первую очередь частный крупный оптовик, посредник межгосударственным и розничным товарооборотом. Расширение сети государственной и кооперативной торговли.
1923-1924 годы 1925-1926 годы2
гос.сектор - 15,5% гос.сектор - 7%
кооперация - 60% кооперация - 6,2%
частный - 46,8 % частный - 25,5%
Изменения в частной торговле вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался только в розничной торговле.
В начале 30-х годов добыча рыбы рыбаками производилась в основном единолично, к 40-м годам в частном секторе осталось 0,8% рыбаков, - сообщает летопись Ханты-Мансийского национального округа.
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от МП большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:
Многие характерные особенности становления МП в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного бизнеса в целом.
В нашей стране после долгих лет спячки начала просыпаться творческая инициатива и предприимчивость. Развитие в нашей стране малого бизнеса начинается с бизнеса, а предприимчивые люди выходят из малого бизнеса. Поэтому применительно только для российской экономики нынешнего этапа развития можно принять тождественность понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство».
Говоря о возможностях, связанных с функционированием малого бизнеса, следует отметить высокие темпы развития узко специализированного производства и отраслей (небольшие размеры и низкая материалоемкость), высокую степень автоматизации, способность быстро перестраиваться для выпуска различных видов продукции.
Это более рациональная
система организации труда и
его материального
В пользу бизнеса говорит и то, что он служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрупнения производства, которое было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но неповоротливые гиганты не могут найти себе место в динамичной рыночной системе. Но, войдя в тесный контакт с малым бизнесом (при соответствующей государственной организации), помогая ему технологиями, они смогли бы открыть для себя новые дороги на рынок.
С другой стороны: «на
шее» государства висит огромное
множество убыточных
Существует еще одна проблема. Почти все крупные предприятия страдают от инвестиционного голода, ни государство, ни частные лица не торопятся вкладывать сюда капиталы. Малый бизнес не требует особо больших вложений, обеспечивая высокую скорость обращения и верные шансы на прибыль. Это привлекло бы частных вкладчиков к вложению своих средств с целью сбережения их от инфляции ,соответственно увеличив налоговую честь государственного бюджета и сократив инвестиционный голод.
Малые предприятия могут
являться своеобразным опытным полигоном
крупного производства для отработки
технологий и организационных
Следующая группа малых предприятий может быстро заполнять возникающие ниши потребностей населения благодаря опережающей реакции на изменение рыночной конъюнктуры. Это обусловлено их простейшими технологиями, накопленными производственными навыками, местными и вторичными ресурсами. Немаловажную роль сыграют предприятия, чья деятельность будет связана с сохранением традиционных видов и форм ремесла, народных промыслов.
Малые предприятия - альтернатива сокращению производства во всех отраслях, поскольку оно создает новые рабочие места. Этот аспект особенно важен сегодня, когда безработица превращается в социально значимый фактор.
Кроме того, предпринимательство способствует активизации структурной перестройки отраслей хозяйства, позволяет относительно легко совмещать различные формы собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная) и разных отраслей экономики.
Опыт развития мировой и отечественной экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на содействие малому бизнесу крайне важна для достижения сбалансированного экономического роста. Рыночное хозяйство может быть эффективным лишь в том случае, если на рынке товаров и услуг монопольные структуры уравновешены необходимым числом малых предприятий. Именно малые предприятия в решающей степени сохраняют рынок как конъюнктурную среду свободного бизнеса и помогает решению социальных проблем.
Курс на развитие малого бизнеса должен быть ее органичной составляющей частью, помогающей реализации других ее частей и стабилизации экономики в целом. Содействие малому предпринимательству должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предприятий (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты). В России эта деятельность только начинается. Сектор малой экономики практически еще не создан (хотя 50-70 % существующих предприятий могут быть отнесены к малым). Одна из основных причин - несовместимость государственной собственности с принципами и характером малого бизнеса. Проблемы должны рассматриваться в системе развития организационных структур производства и видов собственности. Неверной является сама логика и методология подхода к рынку административно-хозяйственными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Логично было бы переходить от его личного интереса к цивилизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая и кредитная политика, банки, биржи, условия демонополизации, организационные структуры рыночного управления).
Чтобы в развитии российского
малого бизнеса наступил перелом, нужно
как можно скорее избавится от
одолевающих малое
Одним из важнейших негативных факторов
является стремление правительства
обеспечить финансовую сбалансированность
и бездефицитный бюджет на основе
фискального изъятия
Исключительная
Наблюдается вытеснение большинства мелких фирм на периферию НТП, отражающее их неспособность переломить за счет прорыва на экспортные рынки негативных последствий примитивизации внутреннего спроса.
Отсутствует минимальное представление
о специфике бизнеса как
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса
В соответствии с федеральным
законодательством государствен
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
- создание льготных условий
использования субъектами
- установление упрощенной
- поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого
- организация подготовки,
переподготовки и повышения
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.
Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого бизнеса и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 1999 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21% общей численности малых предприятий страны. На них было занято около 3 млн человек. Они обеспечивают около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.
Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого бизнеса, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого бизнеса, составляет менее 51% от общего размера капитала.
Развитие малого бизнеса во многом зависит от матерчально-технической поддержки субъектов малого бизнеса, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого бизнеса правительство г. Москвы организует и проводит для них:
- открытые целевые
конкурсы по продаже прав на
аренду нежилых помещений
- открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого бизнеса могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого бизнеса, развития его инфраструктуры.
Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого бизнеса в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского Фонда поддержки малого бизнеса, других внебюджетных источников финансирования добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.