Предпринимательство и бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.
Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

- возможностей и потребностей  региональных центров Системы  информационного обеспечения малого бизнеса (СИОМП), других центров поддержки предпринимателей;

- потребностей и возможностей  администраций регионов РФ, инвесторов.

Для сбора первичной  информации были использованы два метода: почтовый опрос глав администраций  краев и областей и опрос участников Первого съезда предпринимателей России, участников выставки «Бизнес и банки», участников семинара «Предприниматели малого бизнеса» и т.д.

По мнению предпринимателей развитие системы информационной поддержки  малого бизнеса целесообразно на базе трех структур: СИОМП - 52 %; Торгово-промышленной палаты (ТПП) - 29 %; Фонда поддержки бизнеса (ФПП) - 29 %. Отметим, что некоторые респонденты не имеют однозначного мнения, т.е. выбрали более одного ответа на данный вопрос.

Основными информационными  источниками в деятельности предпринимателей являются:газеты и журналы - 65 %; федеральные  органы - 57 %; личные контакты - 55 %; специализированные информационные центры - 50 %.

Рисунок 2.2. В каких  сферах деятельности требуется местная  информация по Вашему региону

 

Имеющаяся у предпринимателей информация в большей степени  касается (коммерческой), адресной (24%) и юридической (24%), а также статистической, однако до сих пор потребность в коммерческой и юридической информации считается неудовлетворительной, так как ее хотят иметь 47% и 39% соответственно (рис.2.2). Появление таких потребностей, как информация об инвестиционных проектах, новых технологиях и предложениях на вложение средств свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности малого и среднего бизнеса.

Имеющаяся у предпринимателей информация в большей степени  касается (коммерческой), адресной (24%) и юридической (24%), а также статистической, однако до сих пор потребность в коммерческой и юридической информации считается неудовлетворительной, так как ее хотят иметь 47% и 39% соответственно (рис.2.2). Появление таких потребностей, как информация об инвестиционных проектах, новых технологиях и предложениях на вложение средств свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности малого и среднего бизнеса.

Увеличение спроса на информацию по инвестиционным проектам и на предложения по вложению средств  позволяет предположить, что российские предприниматели намериваются в дальнейшем вкладывать свои капиталы в развитие промышленности.

Анкетирование показало и то, что предпринимателям в основном требуется местная информация о  производстве, торговле, финансах (рис.2.2)4.

Предприниматели считают, что наиболее эффективным способом получения информации для них являются региональные информационно-аналитические центры и глобальные сети (рис.2.3.)

 

Рисунок 2.2. Виды информации, которую хотели бы иметь предприниматели5

 

Рисунок 2.4. Источники информации, которую хотели бы иметь предприниматели6

 

Анализ данной информации говорит о повышенном спросе российских предпринимателей на информационные ресурсы  и недостаток информации, имеющийся  на сегодняшний день.

 

 

III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО

 

3.1. Анализ Ханты-Мансийского  автономного округа как объекта  развития малого и среднего  бизнеса.

 

Ханты-Мансийский округ  по своему экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов  России. В 2001 году объем валового внутреннего  продукта превысил 50 трлн. руб. Округ является первым в России по добыче нефти - 169 млн. тонн, вторым по выработке электроэнергии - 16 млрд. КВт-ч, третьим по добыче газа - 17,6 млрд. куб. м., занимает ведущее место по производству пиломатериалов - более миллиона кубометров и деловой древесины - 1740,6 тыс. куб. м., вылов рыбы составляет около 4000 тонн в год. По данным Государственной налоговой службы по итогам 2000 года среди наиболее значительных для бюджетной системы России субъектов ХМАО округ занимает второе место (10%) по вкладу в доходную часть федерального бюджета после г. Москвы (26%).

Налоговые поступления  составляют 87 процентов в доходах  бюджета округа. Преобладающими источниками  поступлений остаются плата за недра (19,9%), подоходный налог с физических лиц (17,3%), налог на имущество предприятий (13,9%), налог на прибыль (12,8%), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (13,7%).

Прибыль предприятий  и организаций по всем видам деятельности и формам собственности в 2001 году оценивается в сумме 18,3 трлн. рублей.

Денежные доходы населения  за 2001 год оцениваются в 35,3 трлн. руб. Основным источником доходов является заработная плата. Доля ее в общих доходах населения составляет около 84%.

На территории округа зарегистрировано 23 представительства  иностранных фирм и 171 предприятие с иностранными инвестициями. Деятельность большинства из них приходится на розничную и оптовую торговлю, строительство, деревообработка, на сферу услуг нефтедобычей и нефтепереработкой занимаются 37 предприятий с иностранным капиталом.

Общий товарооборот предприятий  с иностранными инвестициями составил в 2001 году 33821100 долларов США. Из них  экспорт - 17225420 долларов США, импорт - 16595660 долларов США.

Совокупный вклад иностранных  инвестиций в уставной капитал совместных

предприятий за 2001 год  составил около 17,410 млрд. руб.

Основные отрасли экономики - нефтегазодобывающая, газоперерабатывающая, электроэнергетика, лесная и рыбная промышленность.

Структура промышленного  производства:

  • нефтегазодобывающая - 79,8%;
  • электроэнергетика - 12,2%;
  • газоперерабатывающая - 6,1%;
  • лесная, деревоперерабатывающая - 0,6  %;
  • стройиндустрия - 0,7%;
  • пищевая - 0,5%;
  • прочие - 0,1%.

На фоне продолжающегося  многие годы приоритетного развития нефтегазодобывающей и топливно-энергетической промышленности ряд других жизненно важных для населения секторов экономики округа (агропромышленный комплекс, производство промышленных товаров народного потребления (ТНП), сфера услуг, транспортные коммуникации, строительство жилья и др.) существенно отстают в своем развитии от средних показателей по России. По производству в расчете на душу населения мяса, молока, яиц, картофеля округ занимает 78-89 места по России, по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км - 79 место, по количеству квартирных телефонных аппаратов в расчете на 100 семей, проживающих в городе - 83 место и т.д. практически весь ассортимент потребляемых в округе промышленных ТНП завозится из других регионов7.

Социально-экономические  проблемы, вызываемые узконаправленным развитием экономики округа, а также осложнения, связанные с общим состоянием экономики России, в значительной мере могут быть разрешены за счет интенсивного развития малого и среднего бизнеса. Предпосылкой достижения позитивных результатов в этом направлении является специфика деятельности малых и средних предприятий - быстрая реакция и высокая приспособляемость к изменению конъектуры, гибкость в продуктовой ориентации и высокая мобильность, массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка, способность работать на малых рыночных сегментах и близость к конечному потребителю.

Исследование экономики  Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и  среднего бизнеса выполнено на основе статистических данных Госкомитета  России и Ханты-Мансийского окружного комитета государственной статистики по состоянию на 2001 год. В исследовании также использованы материалы о состоянии сырьевых, финансовых и трудовых ресурсов округа, предоставленные подразделениями окружной администрацией: комитетом по экономике, сводным отделом анализа состояния социально-экономического развития и информационно методического обеспечения, окружным фондом поддержки бизнеса и развития конкуренции.

 

3.2.Система  поддержки развития малого бизнеса ХМАО.

 

Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО включает в себя три основных составляющих:

  1. Орган управления - Комитет по экономической политики Администрации Ханты-Мансийского автономного округа;
  2. Финансовый орган - Окружной фонд поддержки бизнеса и развития конкуренции в ХМАО;
  3. Общественно-экспертный совет - Общественный объединения предпринимателей.

Система поддержки малого бизнеса, как и в России, формируется в основном из трех структур, основными направлениями деятельности которых являются:

  1. определение политики развития малого бизнеса (департаменты или комитеты при исполнительной власти);
  2. осуществление финансирования программ, проектов и мероприятий в части реализации Программы государственной поддержки малого бизнеса (фонды поддержки бизнеса);
  3. осуществление функции лоббирования и защиты интересов предпринимателей (общественные предприятия и организации).

На сегодняшний день в округе созданы: Фонд поддержки бизнеса с филиалами в городах Лангепас, Сургут, Советский и Югорская лизинговая компания, Союзы предпринимателей. Обособленного комитета, либо отдела по поддержке малого бизнеса в составе Администрации округа нет, поэтому Фонд поддержки бизнеса помимо исполнения Программы выполняет следующие функции:

- разработка предложений  по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого бизнеса;

- оказание консультативной,  информационной поддержки в области  создания и деятельности субъектов  малого бизнеса;

- организация обучения  для субъектов малого бизнеса;

- разработка предложений  по совершенствованию налогообложения,  законодательной базы;

- защита законных интересов  предпринимателей, учет и обобщение  мнений субъектов малого бизнеса.

Федеральным Законом  «О государственной поддержке малого бизнеса в РФ», принятым Государственной Думой 12 мая 1995 года, в статье 8 «Фонды поддержки малого бизнеса» не предусмотрена деятельность фондов по вышеизложенным направлениям. Данную деятельность ведут Комитеты поддержки бизнеса, созданные в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день в округе нет единого центра по сбору информации, позволяющей анализировать  развитие малого бизнеса. Поэтому Ханты-Мансийский автономный округ не представлен в информационно-аналитических справочниках по малому предпринимательству, выпускаемых в Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, было бы целесообразным применить Указ Президента РФ №491 «О первоочередных мерах  государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации» (в редакции от 14.11.02 года №1225), в котором рекомендовано органам исполнительной власти Российской Федерации в целях развития малого бизнеса, как важнейшей сферы российской экономики, и обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать региональные системы государственной поддержки малого бизнеса, включающие департаменты (комитеты) в органах исполнительной власти.

В Ханты-Мансийском автономном округе в условиях экономического кризиса  и резкого снижения доходов окружного бюджета необходимо дальнейшее стимулирование и активизация поддержки и развития малого бизнеса. С целью увеличения вклада в экономическую и социальную стабилизацию округа субъектами малого бизнеса требуется завершение всей системы поддержки малого бизнеса. Поэтому Администрацией ХМАО рассматривается вопрос о создании комитета или отдела по поддержке малого бизнеса в составе Администрации, осуществляющего реализацию государственной политики в области содействия становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики в Ханты-Мансийском автономном округе.

В округе имеется ряд  законодательно-правовых актов и  нормативных документов, касающихся субъектов малого бизнеса.

В последние годы развитие бизнеса в округе приобретает всё большее политическое, социальное и экономическое развитие.

В 2001 году разработан «Закон о государственной поддержке  малого бизнеса в ХМАО», которые выносится на рассмотрение Думы округа в I квартале 2002 года, так как изменения в законодательстве по малому предпринимательству и изменения в 2002 году в структуре Министерств РФ, а именно упразднение ГКРП, отражается на формировании структуры поддержки бизнеса в ХМАО, следовательно необходимо внести существенные корректировки в проект данного Закона, разработанного в 2001 году.

3.3. Программы  государственной поддержки и  содействия малому предпринимательству  в ХМАО.

 

Региональная программа  поддержки бизнеса определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого бизнеса с учетом его специфики в округе и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на региональном уровне и финансироваться в основном за счет региональных и централизованных источников.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России