Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:09, курсовая работа
Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.
Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.
ВВЕДЕНИЕ
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- возможностей и потребностей
региональных центров Системы
информационного обеспечения
- потребностей и возможностей администраций регионов РФ, инвесторов.
Для сбора первичной информации были использованы два метода: почтовый опрос глав администраций краев и областей и опрос участников Первого съезда предпринимателей России, участников выставки «Бизнес и банки», участников семинара «Предприниматели малого бизнеса» и т.д.
По мнению предпринимателей развитие системы информационной поддержки малого бизнеса целесообразно на базе трех структур: СИОМП - 52 %; Торгово-промышленной палаты (ТПП) - 29 %; Фонда поддержки бизнеса (ФПП) - 29 %. Отметим, что некоторые респонденты не имеют однозначного мнения, т.е. выбрали более одного ответа на данный вопрос.
Основными информационными источниками в деятельности предпринимателей являются:газеты и журналы - 65 %; федеральные органы - 57 %; личные контакты - 55 %; специализированные информационные центры - 50 %.
Рисунок 2.2. В каких сферах деятельности требуется местная информация по Вашему региону
Имеющаяся у предпринимателей информация в большей степени касается (коммерческой), адресной (24%) и юридической (24%), а также статистической, однако до сих пор потребность в коммерческой и юридической информации считается неудовлетворительной, так как ее хотят иметь 47% и 39% соответственно (рис.2.2). Появление таких потребностей, как информация об инвестиционных проектах, новых технологиях и предложениях на вложение средств свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности малого и среднего бизнеса.
Имеющаяся у предпринимателей информация в большей степени касается (коммерческой), адресной (24%) и юридической (24%), а также статистической, однако до сих пор потребность в коммерческой и юридической информации считается неудовлетворительной, так как ее хотят иметь 47% и 39% соответственно (рис.2.2). Появление таких потребностей, как информация об инвестиционных проектах, новых технологиях и предложениях на вложение средств свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности малого и среднего бизнеса.
Увеличение спроса на информацию по инвестиционным проектам и на предложения по вложению средств позволяет предположить, что российские предприниматели намериваются в дальнейшем вкладывать свои капиталы в развитие промышленности.
Анкетирование показало и то, что предпринимателям в основном требуется местная информация о производстве, торговле, финансах (рис.2.2)4.
Предприниматели считают, что наиболее эффективным способом получения информации для них являются региональные информационно-аналитические центры и глобальные сети (рис.2.3.)
Рисунок 2.2. Виды информации, которую хотели бы иметь предприниматели5
Рисунок 2.4. Источники информации, которую хотели бы иметь предприниматели6
Анализ данной информации говорит о повышенном спросе российских предпринимателей на информационные ресурсы и недостаток информации, имеющийся на сегодняшний день.
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО
3.1. Анализ Ханты-Мансийского
автономного округа как
Ханты-Мансийский округ по своему экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов России. В 2001 году объем валового внутреннего продукта превысил 50 трлн. руб. Округ является первым в России по добыче нефти - 169 млн. тонн, вторым по выработке электроэнергии - 16 млрд. КВт-ч, третьим по добыче газа - 17,6 млрд. куб. м., занимает ведущее место по производству пиломатериалов - более миллиона кубометров и деловой древесины - 1740,6 тыс. куб. м., вылов рыбы составляет около 4000 тонн в год. По данным Государственной налоговой службы по итогам 2000 года среди наиболее значительных для бюджетной системы России субъектов ХМАО округ занимает второе место (10%) по вкладу в доходную часть федерального бюджета после г. Москвы (26%).
Налоговые поступления составляют 87 процентов в доходах бюджета округа. Преобладающими источниками поступлений остаются плата за недра (19,9%), подоходный налог с физических лиц (17,3%), налог на имущество предприятий (13,9%), налог на прибыль (12,8%), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (13,7%).
Прибыль предприятий и организаций по всем видам деятельности и формам собственности в 2001 году оценивается в сумме 18,3 трлн. рублей.
Денежные доходы населения за 2001 год оцениваются в 35,3 трлн. руб. Основным источником доходов является заработная плата. Доля ее в общих доходах населения составляет около 84%.
На территории округа зарегистрировано 23 представительства иностранных фирм и 171 предприятие с иностранными инвестициями. Деятельность большинства из них приходится на розничную и оптовую торговлю, строительство, деревообработка, на сферу услуг нефтедобычей и нефтепереработкой занимаются 37 предприятий с иностранным капиталом.
Общий товарооборот предприятий с иностранными инвестициями составил в 2001 году 33821100 долларов США. Из них экспорт - 17225420 долларов США, импорт - 16595660 долларов США.
Совокупный вклад иностранных инвестиций в уставной капитал совместных
предприятий за 2001 год составил около 17,410 млрд. руб.
Основные отрасли экономики - нефтегазодобывающая, газоперерабатывающая, электроэнергетика, лесная и рыбная промышленность.
Структура промышленного производства:
На фоне продолжающегося
многие годы приоритетного развития
нефтегазодобывающей и
Социально-экономические проблемы, вызываемые узконаправленным развитием экономики округа, а также осложнения, связанные с общим состоянием экономики России, в значительной мере могут быть разрешены за счет интенсивного развития малого и среднего бизнеса. Предпосылкой достижения позитивных результатов в этом направлении является специфика деятельности малых и средних предприятий - быстрая реакция и высокая приспособляемость к изменению конъектуры, гибкость в продуктовой ориентации и высокая мобильность, массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка, способность работать на малых рыночных сегментах и близость к конечному потребителю.
Исследование экономики
Ханты-Мансийского автономного
3.2.Система
поддержки развития малого бизн
Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО включает в себя три основных составляющих:
Система поддержки малого бизнеса, как и в России, формируется в основном из трех структур, основными направлениями деятельности которых являются:
На сегодняшний день в округе созданы: Фонд поддержки бизнеса с филиалами в городах Лангепас, Сургут, Советский и Югорская лизинговая компания, Союзы предпринимателей. Обособленного комитета, либо отдела по поддержке малого бизнеса в составе Администрации округа нет, поэтому Фонд поддержки бизнеса помимо исполнения Программы выполняет следующие функции:
- разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого бизнеса;
- оказание консультативной,
информационной поддержки в
- организация обучения для субъектов малого бизнеса;
- разработка предложений
по совершенствованию
- защита законных интересов
предпринимателей, учет и обобщение
мнений субъектов малого бизнес
Федеральным Законом
«О государственной поддержке
На сегодняшний день в округе нет единого центра по сбору информации, позволяющей анализировать развитие малого бизнеса. Поэтому Ханты-Мансийский автономный округ не представлен в информационно-аналитических справочниках по малому предпринимательству, выпускаемых в Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным,
было бы целесообразным применить Указ
Президента РФ №491 «О первоочередных мерах
государственной поддержки
В Ханты-Мансийском автономном округе в условиях экономического кризиса и резкого снижения доходов окружного бюджета необходимо дальнейшее стимулирование и активизация поддержки и развития малого бизнеса. С целью увеличения вклада в экономическую и социальную стабилизацию округа субъектами малого бизнеса требуется завершение всей системы поддержки малого бизнеса. Поэтому Администрацией ХМАО рассматривается вопрос о создании комитета или отдела по поддержке малого бизнеса в составе Администрации, осуществляющего реализацию государственной политики в области содействия становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики в Ханты-Мансийском автономном округе.
В округе имеется ряд законодательно-правовых актов и нормативных документов, касающихся субъектов малого бизнеса.
В последние годы развитие бизнеса в округе приобретает всё большее политическое, социальное и экономическое развитие.
В 2001 году разработан «Закон о государственной поддержке малого бизнеса в ХМАО», которые выносится на рассмотрение Думы округа в I квартале 2002 года, так как изменения в законодательстве по малому предпринимательству и изменения в 2002 году в структуре Министерств РФ, а именно упразднение ГКРП, отражается на формировании структуры поддержки бизнеса в ХМАО, следовательно необходимо внести существенные корректировки в проект данного Закона, разработанного в 2001 году.
3.3. Программы
государственной поддержки и
содействия малому
Региональная программа поддержки бизнеса определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого бизнеса с учетом его специфики в округе и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на региональном уровне и финансироваться в основном за счет региональных и централизованных источников.