Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
— изучение и анализ общетеоретических основ предпринимательства, как экономических категорий;
— рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;
— оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринима-тельства в Республике Беларусь.
— освещение проблем и перспектив развития предпринимательства в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………41. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………….7 1.1.Сущность и экономическая природа предпринимательства…………………..7
1.2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.
Модели предпринимательства……………………………………………………...10
1.3. Необходимые условия для развития предпринимательства…………………13
1.4. Крупное, среднее и малое предпринимательство. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………………………………….....15
1.5. Зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства……………………………………………………………….19
2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..21
2.1. Государственное регулирование предпринимательства в Беларуси..……21
2.2. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………...25
2.3. Направления совершенствования предпринимательства в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 450.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.    Модели предпринимательства

                            Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли.

               Общие виды предпринимательства  включают группы отраслей и  видов хозяйственной деятельности  и связаны с основными фазами  воспроизводственного цикла —  производством продукции и услуг,  обменом и распределением товаров,  их потреблением: производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство.  Кроме того, в последние десятилетия  в экономически развитых странах  выделился в качестве самостоятельного  такой вид предпринимательства,  как консультирование (консалтинг). Будучи относительно самостоятельными, виды предпринимательства взаимно  переплетаются, дополняют друг  друга, разделяются на подвиды  [6, с.46-55].

 

 

               Производственное предпринимательство,  включающее большую группу отраслей, можно назвать ведущим видом  предпринимательства. Здесь осуществляется  основная фаза воспроизводственного  цикла — производство продукции  и услуг. Производители товаров  преобразуют сырьевые материалы  в готовую продукцию. Затем  эта продукция может быть продана  или другому производителю для  использования в качестве сырья  при изготовлении еще одного  вида продукции, или оптовым  и розничным торговцам, или  непосредственно потребителям.

               Солидные бизнесмены, рассчитывающие  на большие усилия и адекватный  им успех, тяготеют к производству  товаров, хотя производственные  предприятия создавать труднее всего. Большинство же начинающих предпринимателей открывают свое дело в сфере производства услуг, где нет необходимости вкладывать огромные средства в машинное оборудование. Например, чтобы создать зубную пасту, предприниматель должен сделать капиталовложения не только в персонал, но также в сырье и машины. Предпринимателю же, предоставляющему услуги по стрижке собак, необходимо осуществить инвестиции только в свое обучение и нехитрые инструменты, а дела он может вести даже дома.

               Наибольшее развитие в первые  годы перехода к рынку в  нашей стране получило коммерческое  предпринимательство. Оно характеризуется  операциями и сделками по купле  и продаже товаров и услуг.  Полем деятельности коммерческого  предпринимательства служат торговые  и товарные организации, довольно  быстро дающие отдачу[7, с.5-6].

               В рамках коммерческого предпринимательства наиболее популярны оптовая и розничная торговля.

               Сфера деятельности финансового  (финансово-кредитного) предпринимательства  — обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако может существовать и самостоятельно: банковское, страховое дело и др. Основным полем деятельности финансового предпринимательства служат коммерческие банки и фондовые биржи.

               Организация коммерческих банков  является очень привлекательным  делом для предпринимателей, хотя  попасть в эту отрасль крайне  сложно из-за больших сумм, которые,  по существующим законам, необходимо  привлекать для начала деятельности. Многие предприниматели достигают  успехов в финансовом деле, в  том числе в таких его сферах, как, например, венчурный (рисковый) капитал, брокерские операции  на фондовых биржах, кредитование  операций с недвижимостью, финансовые  компании и инвестиционные банки. 

               В последнее время все большее  распространение  получает такая  перспективная форма деятельности, как консультативное предпринимательство  (консалтинг).

               Слово “консультант” происходит  от латинского “советующий”. Это  эксперт в определенной области,  дающий советы по вопросам  своей специальности. В промышленно-развитых  странах с рыночной экономикой  вложение средств в интеллектуальный  капитал в форме консультационных  услуг считается не менее эффективным,  нежели вложения в новое оборудование  или передовую технологию.  Выбирая  сферу деятельности, начинающий  предприниматель должен знать,  что существуют и запрещенные  сферы бизнеса (контрабанда, порнография  и др.), а также закрытые для  “частного” предпринимательства  сферы (производство наркотиков, ядохимикатов и т.д.).

               Есть и чисто экономические  ограничения на проникновение  в ту или иную отрасль —  входные барьеры: высокий уровень  первоначальных капиталовложений (например, в автомобилестроении);длительный срок окупаемости вложенных средств;неопределенность в достижении прибыли (например, в сфере образования).

              Все многообразие видов предпринимательских  структур является проявлением  видовых различий трех организационных  форм предпринимательства: индивидуальной, партнерства и корпорации. Названные  формы принято делить на две  группы — частные и общественные. К первой группе относятся  индивидуальные предприниматели  и партнерства, а ко второй  — корпорации[8, с.65].  

               Индивидуальные предприниматели  — лица осуществляющие коммерческую  деятельность на основе принадлежащей  им собственности непосредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты.

               Товарищество (партнерство). Стоящие  перед индивидуальным предпринимателем  проблемы ограниченности ресурсов  и высокого риска могут быть  в известной степени преодолены  посредством организации товарищества.

               Товарищество (партнерство) — объединение  закрытого типа с ограниченным  числом участников, осуществляющих  совместную деятельность на основе  долевой собственности и принимающих  непосредственное участие в управлении.

               В ряду характеризующих товарищество  черт следует выделить: 1) фиксированный  состав участников; 2) долевое участие  в предприятии; 3) участники несут  личную имущественную ответственность.

               Корпорация — основанное на  долевом участии в капитале  объединение, юридические права  и обязательства которого обособлены  от прав и обязательств его  участников. Корпоративная форма  организации предпринимательства  сложилась в конце XIX века и  была обусловлена качественными  сдвигами в производительных  силах общества. Она как раз  явилась той формой, которая, с  одной стороны, расширила базу  привлечения финансовых средств,  обеспечив мобилизацию капиталов,  а с другой, ограничила уровень  риска, чрезвычайно возросшего  в связи с масштабными финансовыми  вложениями.

              Мировая практика показывает, что  существуют две модели предпринимательства:  классическое и инновационное.  Классическое — это традиционное, консервативное предпринимательство , а инновационное — модель предпринимательской деятельности , связанная с новаторством. Существуют разные организационно-правовые  формы инновационного предпринимательства: венчурная фирма, фирма-эксплерент, фирма-патиент, фирма-коммутант, научно –технологический парк, инкубатор бизнеса.

              Венчурные фирмы  специализируются  на исследованиях, разработке, производстве  новой продукции и услуг.

              Фирма-эксплерент — это пионерская фирма, «снимающая сливки» - повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самых первых партий выпуска новой продукции.

              Фирма-патиент работает, как правило на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, которые сформировались под воздействием моды , рекламы.

               Фирма – коммутант нацелена  на удовлетворение  местных, национальных  потребностей, адаптирует новшества  к местным условиям.

                Научно технологический парк  — это  самостоятельная организационная  структура, создаваемая в сфере  науки с целью поддержания  малого бизнеса и  освоения  производства и реализации инновационной  продукции.

                Инкубатор бизнеса — это структура,  специализирующаяся  на создании  благоприятных условий  для  возникновения эффективной деятельности  малых  инновационных фирм, реализующих   оригинальные научно-технические   идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.3.  Необходимые условия для развития предпринимательства

               Для формирования предпринимательской деятельности необходимы определенные условия : экономические , социальные , правовые ,и другие.

              Экономические условия —это в первую очередь предложения товаров и спрос на них, виды товаров, которые могут приобрести покупатели, объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки, избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е на их возможности приобретения товаров. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, заемных средств, к которым готовы обратится предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

               Всем этим занимается множество  разнообразных организаций, составляющих  инфраструктур рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловое взаимоотношения и вести коммерческие операции.

              Это банки— оказание финансовых услуг; поставщики —снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др; оптовые и розничные продавцы —предоставление услуг по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения предоставление—профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг; агентства по трудоустройству— оказание помощи в подборе рабочей силы ; учебные заведения— обучение рабочих и специалистов, служащих, прочие агентства: рекламные ,транспортные, страховые ,и др; средства связи и передачи информации.

              Вплотную к экономическим примыкают  социальные условия формирования  предпринимательства, прежде всего  это стремление покупателей приобретать  товары , отвечающие определенным  вкусам и моде, интересам.Ин-тересы — реальные причины социальных действий людей, они объективно и субъективно обусловлены привлекательностью тех или иных процессов, явлений, действий, предметов, отношений между людьми, их значительностью для удовлетворения потребностей.  На разных этапах эти потребности могут меняться[9, с.278].

              Существенную роль играют нравственные  и религиозные нормы, зависящие  от социально культурной среды.  Эти нормы оказывают прямое  воздействие на образ жизни  потребителей и посредством этого  на его спрос на товары. Социальные условия на отношения отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

              Важную роль в формировании предпринимательства играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, например применение эффективного управления  предприятем на основе конкурентного бенчмаркинга, что позволяет поэтапно вырабатывать и принимать обоснованные стратегические решения, обеспечивающие достижение границы эффективности и лидерства в своём сегменте рынка[10,с.14-17].

              Любая предпринимательская деятельность  функционирует в рамках соответствующей  правовой среды. Поэтому большое  значение имеет создание необходимых  правовых условий.Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятия, защита предпринимателя от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей Белоруссии с зарубежными странами. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.

             Важную роль играет также подготовка  законодательных инициатив по  вопросам правовой гарантии предпринимательской  деятельности,  включая в первую  очередь право на собственность  и соблюдение договорных обязательств.

Информация о работе Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике РБ