Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
— изучение и анализ общетеоретических основ предпринимательства, как экономических категорий;
— рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;
— оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринима-тельства в Республике Беларусь.
— освещение проблем и перспектив развития предпринимательства в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………41. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………….7 1.1.Сущность и экономическая природа предпринимательства…………………..7
1.2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.
Модели предпринимательства……………………………………………………...10
1.3. Необходимые условия для развития предпринимательства…………………13
1.4. Крупное, среднее и малое предпринимательство. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………………………………….....15
1.5. Зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства……………………………………………………………….19
2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..21
2.1. Государственное регулирование предпринимательства в Беларуси..……21
2.2. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………...25
2.3. Направления совершенствования предпринимательства в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 450.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1.4 Крупное, среднее и малое предпринимательство.  Преимущества и   недостатки малого бизнеса

              Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров.  
                         Крупное предпринимательство в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития оно тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным.           

              Среднее предпринимательство в  большей мере зависит в своей  деятельности от внутренней экономической  конъюнктуры и вынуждено вести  конкурентную борьбу внутри своей  группы, а также с крупным отечественным  и иностранным капиталом. Это  и определяет заинтересованность  среднего предпринимательства в  защите на внутреннем рынке  путём проведения протекционистской  государственной экономической  политики и формирования, определённых  правил рыночных отношений, что  предопределяет более тесную  связь среднего предпринимательства  с национальными интересами.  

              Малое предпринимательство (далее  МП), представляет самый многочисленный  слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в  значительной мере определяют  социально-экономический и отчасти  политический уровень развития  страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения,  одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и  услуг. Сектор МП образует самую  разветвлённую сеть предприятий,  действующих в основном на  местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потребителем  товаров и услуг. В совокупности  с небольшими размерами малых  предприятий, их технологической,  производственной и управленческой  гибкостью это позволяет чутко  и своевременно реагировать на  изменяющуюся конъюнктуру рынка.

              Несмотря на то, что большая  часть научного потенциала сосредоточена  на крупных предприятиях, малые  предприятия по широкому кругу  продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами: углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях;  малые предприятия также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований; на малых предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые предприятия с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в местные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

             В то же время малым предприятиям свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень  риска,  поэтому  высока  степень  неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.

             Конечно, недостатки и неудачи в деятельности малых предприятий определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

              На неудачах малых предприятий  сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения бизнеса в кризисные периоды.

              В соответствии с законодательством Республики Беларусь предпринимательская деятельность может осуществятся в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность) и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных ГК организационно-правовых формах).

              Все же основной формой малого  предпринимательства является – индивидуальное предпринимательство (ИП). Индивидуальное предпри-нимательство – это самостоятельная деятельность физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

               К предпринимательской деятельности не относятся ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров, адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность.

               Гражданин вправе заниматься  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя [11, с.35].

              Малым предприятием (юридическим лицом) признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном прядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

   ООО – коммерческая  организация с числом участников  не менее двух и не более  пятидесяти, уставный фонд которой  разделен на доли определенных  учредительными документами размеров, называется обществом с ограниченной  ответственностью. Участники ООО не отвечают по его обязательствам.

   ОДО – признается  хозяйственное общество с числом  участников не менее двух и  не более пятидесяти, уставный  фонд которого разделен на  доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного нормами законодательных актов, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества с дополнительной ответственностью.

                Коммерческая организация, уставный  фонд которой разделен на определенное число акций, учрежденная двумя или более лицами, которые не отвечают по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, называется акционерным обществом (далее - АО).

                В зависимости от условий и  порядка размещения акций, а  также прав акционеров по их  отчуждению и преимущественному  приобретению, АО подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).

                Участник ОАО может отчуждать  принадлежащие ему акции любому лицу без согласия других акционеров.

                В ЗАО акционер может отчуждать  свои акции с согласия других  акционеров и (или) ограниченному  кругу лиц. Такое общество не  вправе проводить открытую подписку  на акции либо иным образом  предлагать их для приобретения  неограниченному кругу лиц.

               Унитарным предприятием признается  коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия представляют собой коммерческую организацию, с одним участником, т.е. являются «компаниями одного лица».

               Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель [12, с.53-78].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.5  Зарубежный   опыт  организации   и  функционирования     предпринимательства

                  В  Республике Беларусь, основу экономики традиционно  составляют крупные государственные   предприятия,   роль  малого  бизнеса   невелика, его вклад в ВВП незначителен. В настоящее время удельный вес продукции малого предпринимательства составляет около 20 %  от ВВП. Это значительно меньше доли сектора малых предприятий в странах Центральной и Восточной  Европы.

                Конечно, правительство может  сделать ставку на крупные  предприятия, концерны либо финансово-промышленные  группы. Но даже в этом случае  общий успех будет во многом  зависеть от динамичности сектора  МСП. Причин для этого по меньшей мере две. Первая - наиболее жизнеспособные из сегодняшних малых предприятий – это завтрашние крупные компании. Вторая - успех крупных национальных производителей во многом определяется развитием производственной кооперации между ними и небольшими поставщиками комплектующих.

              В экономически развитых странах  малые предприятия составляют более 90 % всех предприятий, они создают до 50 % валового национального продукта, на них занято до 40 % трудоспособного населения.

              Малые предприятия формируют  здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства. Показателен тот факт, что в условиях мирового финансово- экономического кризиса малый бизнес наиболее эффективно адаптировался к изменившимся условиям деятельности за счет широких возможностей маневра на рынке. Малые предприятия оперативно заняли сегменты рынка, неперспективные с точки зрения крупных предприятий, что в значительной степени помогло и продолжает по   сей день  способствовать   мировому сообществу преодолевать

стагнационные явления в экономике.

              Так, в 2010 г. число предприятий с численностью занятых менее 20 человек (малых предприятий) составило: в США — 8083,0 тыс., Италии — 5002,5 тыс., Венгрии — 2825,3 тыс.

              В странах  ЕС на их долю приходится 63— 67 %  ВВП и свыше

70 % работающего населения,  в США — 50—52 и 54 % , в Японии — 52—55 и 78 % соответственно, удельный вес малых предприятий, имеющих более 10 сотрудников, в ВВП и общей занятости в Беларуси почти в два раза ниже, чем в среднем по ЕС.

              В Беларуси на тысячу жителей  приходится 6,1 малого предприятия  (юрлица), средний уровень по странам ЕС – 39,1 предприятия. После добавления к числу малых предприятий индивидуальных предпринимателей (ИП), состоящих на учете в налоговых органах, разрыв несколько сокращается – 22,3 против 39,1  « в приложении А».

Информация о работе Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике РБ