Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:04, курсовая работа
Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью проблемы развития предпринимательской деятельности в экономике России. Целью курсовой работы является изучение особенностей предпринимательства в сфере услуг. В соответствии с целью в курсовой работе подлежат рассмотрению следующие вопросы:
- рынок услуг в экономике России;
- развитие предпринимательства в сфере услуг;
- перспективы развития предпринимательства в сфере услуг.
К этому ряду следует также добавить перечень важных социально-экономических факторов, которые заметно влияют на развитие предпринимательских потенций в условиях переходного периода:
наличие или отсутствие в городском производстве экспортной и сырьевой продукции;
степень отраслевой диверсификации (доля крупнейших объектов в объеме городского производства, в бюджетных доходах города и в обеспечении трудозанятости населения);
качество городских трудовых ресурсов;
степень и характер социального расслоения населения;
объем доходов, получаемых населением на территории города на основе конечных результатов деятельности (в том числе, к примеру, в результате торговли товарами, приобретенными «челноками»);
соотношение доходов и расходов населения;
налоговый потенциал города в расчете на душу населения и одного работающего;
мера экономической самодостаточности населения (доля населения, чьи доходы более чем на 50% превосходят величину прожиточного минимума) и др.
В этих процессах, способных стимулировать или тормозить развитие предпринимательства в области услуг, следует особо выделить роль органов власти регионального и муниципального уровней, а также действующие в стране и регионе правовые и налоговые механизмы. Сложное сочетание в каждом городе объективных и субъективных причин свидетельствовало, что у городских поселений с одним и тем же числом жителей и при сравнительно сходных условиях жизни адаптационный потенциал людей к новым условиям мог оказаться различным. Неодинаковыми были также масштабы и качество частного сервиса, характер и векторы активности самих предпринимателей.
Опираясь на типологию российских городов с разным адаптационным потенциалом и неодинаковой социально-экономической динамикой, предложенную В. Лексиным и А. Швецовым, рассмотрим разные возможности городской среды для развития сервисного предпринимательства в современных российских городах. Эти авторы выделяют следующие типы городов:
города, в которых в последние годы советского периода существовали и были незамедлительно использованы предпосылки эффективного освоения возможностей и преимуществ, предоставленных реформами. В этом случае предпринимательство в области сервиса проявляло высокую степень активности, постоянно расширяя сферу своего приложения и становясь важным фактором стимулирования городского хозяйства, повышения уровня жизни горожан (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и др.);
города, позитивно выделившиеся в период реформ в связи с новыми географическими, ресурсными и иными факторами инвестиционной привлекательности или с появлением рыночной востребованности, включая и внешний рынок. В этом случае перераспределение доходов, получаемых от основных производств или от интенсивного международного обмена, позволяет активно развивать некоторые, особо востребованные или престижные, нередко дорогостоящие виды услуг. Это, в свою очередь, ведет к диспропорциональному расширению отдельных видов предпринимательства, к несбалансированному соотношению его разных направлений и форм обслуживания. К этому ряду принадлежат, например, Владивосток, города Тюменской области, некоторые северные средние и малые города (Норильск, Когалым, Ноябрьск, Надым), а также города-спутники некоторых мегаполисов, средние и малые монопрофильные города с продукцией, пользующейся высоким спросом на внутренних или зарубежных рынках, и др.;
города, отличающиеся вялотекущими позитивными изменениями или медленно стагнирующие. В этом случае для местного предпринимательства в сфере сервиса характерно вялое развитие. Для него могут быть свойственны отдельные рывки, порой стимулируемые извне, если город связывается с перспективными коммерческими проектами, — к подобному типу принадлежит значительная часть крупных и средних городов страны;
города и поселки городского типа с четкими признаками общей депрессии. Предпринимательство в сфере услуг носит здесь эпизодический характер, так как для развития активного сервиса не существует объективных социально-экономических предпосылок. Жители пользуются либо теми видами услуг, которые остались от советского периода, либо заняты самообслуживанием - возделывают приусадебные участки, содержат личное подсобное хозяйство, отвозят на базар мелкие партии выращенной сельскохозяйственной продукции и др. - этот тип состоит из части средних, малых городов и подавляющего большинства поселков городского типа.
Рассмотренные выше типы городских условий для развития сервиса в нашем обществе позволяют составить представление о наличии общих тенденций. Наряду с ними имеются менее масштабные тенденции, обнаруживается также множество местных особенностей и способов развития сервисного предпринимательства. Так, следует сказать о стимулирующей роли в развитии социокультурных услуг некоторых региональных «столиц». Речь идет о крупных областных центрах, которые в период реформирования сохранили высокий уровень экономического, научно-образовательного, финансового, социально-структурного потенциала, что предоставило им возможность стать лидерами в развитии регионального сервиса современного типа. К ним относятся такие города, как Великий Новгород, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Омск, Новосибирск и др.
Такие центры стимулировали развитие регионального предпринимательства в сфере интеллектуальных и высококвалифицированных услуг - научных, образовательных, рекреационных, информационно-компьютерных (в частности, предоставление интернет-услуг) и др. Здесь стали появляться сервисные предприятия, способные поддерживать партнерские отношения и конкурировать на равных с зарубежными фирмами или с бизнесменами Москвы, Санкт-Петербурга. Особенно это характерно для предпринимателей, работающих в сфере связи и компьютерного обслуживания, рекламы, образования, туристских услуг. В постсоветский период свои закономерности выхода из кризиса постепенно формировались в крупных городах, образующих индустриально-промышленные узлы. Производственные мощности этих городов, втягиваясь постепенно в рыночные отношения, стимулировали приезд в город новых работников из средних и малых городов, из села. В свою очередь, стабилизация производственных мощностей и благоприятная экономическая конъюнктура увеличивали спрос на разного рода услуги. Сохранившиеся транспортные коммуникации, объекты социальной сферы позволяли легче развиваться бизнесу, который, не повторяя издержки сферы услуг советского периода, создавал сервисное производство современного типа. В условиях российских реформ развитие сельского сервисного предпринимательства приобретает свои особенности. На селе в гораздо большей степени, чем в городе, дают о себе знать факторы, затрудняющие развитие сервисного предпринимательства современного типа. Не указывая в данном случае всех подобных факторов, отметим, что проводимые в стране преобразования в целом воспринимаются жителями села более отстраненно и пессимистически. Так, многие социологические опросы свидетельствуют, что основная часть сельского населения не считает целесообразным передачу земли в частное пользование. Однако в подобной реакции неправомерно усматривать консерватизм сознания сельчан, их противодействие рыночным переменам. Здесь скорее срабатывает закрепленный в российском обществе традиционный подход к земле, помогающий жителям российской глубинки выживать в любых условиях.
Сравнительно легко происходил переход к новым условиям жизни и обслуживания в тех сельских районах страны, где сохранились крупные структуры по производству сельскохозяйственного сырья и его переработке. Вокруг таких агропромышленных комбинатов сравнительно легко формируется инфраструктура производственного и социального сервиса.
Однако в подавляющем числе сельских районов страны происходил распад прежних коллективных форм сельскохозяйственного производства, поставивший значительную часть населения перед проблемой самостоятельного выживания.
Новые формы обслуживания сельскохозяйственных производителей и деревенского населения приходят из крупных городов. Именно городские предприниматели предлагают сельским жителям участвовать в локальных инновациях, чаще всего связанных с продажей сельскохозяйственной продукции или с ее переработкой, строительством дач, рекреацией горожан. Российская глубинка сохраняет немало возможностей для подобных видов бизнеса.
Сфера услуг является одним из важнейших секторов общественного производства. В последнее время в большинстве стран увеличиваются объемы производства услуг, повышается их качество, развивается международная торговля, возрастает количество занятых в этой сфере.
На сегодняшний день в развитых странах в ней сосредоточено 70-80% ВВП и общей численности занятых, более 2/3 капиталовложений и основного капитала, а также крупные объемы разного рода нематериальных активов1.
По данным Федеральной службы государственной статистики, доля доходов от сферы услуг выросла с 30% в 2000 г. до 50% в 2012 г.
Под услугами в области внешнеэкономической деятельности мы понимаем любые, поступающие на внешний рынок полезные результаты внешнеэкономической деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощенные в материально-вещественной форме. Внешняя торговля услугами предполагает осуществление таких процессов, как производство, распределение, маркетинг, доставка.
Типологию услуг можно осуществить по их признакам: по способу экспорта услуг и основному содержанию услуг.
Однако по данным ВТО, доля России в мировом экспорте услуг к 2012 г. не превышает 1 % .
Необходимо учитывать что увеличение доли России в экспорте товаров к 2012 г. произошло в основном благодаря росту цен на нефть, газ, энергоносители.
Россия обладает огромным потенциалом для производства и экспорта услуг, однако он не реализуется в полной мере. Для устранения этой диспропорции и последующей оптимизации важно учитывать особенности процесса оказания услуг на внешнем рынке:
с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства.
Два последних способа предоставления услуг не получили в России широкого распространения.
По основному содержанию внешнеэкономические услуги можно разделить на основные и вспомогательные.
Основные услуги предполагают осуществление на международном рынке деятельности по удовлетворению потребности исключительно в данных нематериальных благах. Они осуществляются на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций, т.е. резидентами разных стран. К ним относятся следующие операции:
по обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, ноу - хау);
обмену техническими услугами (консультативный и строительный инжиниринг);
арендные операции (в основном лизинг);
международному туризму;
предоставлению консультационных услуг в области информации и совершенствования управления (аудиторские услуги)
обмену кинофильмами и телепрограммами.
Вспомогательные услуги связаны с продвижением материальных благ (товаров) от продавца к покупателю, они обслуживают процесс перехода права собственности на материальную субстанцию. К ним относятся следующие операции:
по международным перевозкам грузов;
транспортно-экспедиторскому обслуживанию;
страхованию грузов;
хранению грузов при международной перевозке;
международным расчетам.
Объем экспорта услуг в мировой торговле вырос и приближается к ¹ стоимости товарного экспорта. Основной статьей мирового экспорта услуг остается туризм, доля которого превышает 1/3 в стоимости экспорта услуг.
На мировом рынке российские услуги конкурентоспособны в некоторых областях, например по запуску космических спутников и разработке программного обеспечения. По оценкам специалистов, около 49 % сверхтяжелых и негабаритных грузов перевозятся российской компанией “Волга-Днепр”.
У России есть достаточно большой потенциал для того, чтобы занять лидирующие позиции по производству и экспорту услуг в сфере транспорта, туризма, рекламы, коммуникационных и образовательных услуг.
К транспортным услугам относят: обслуживание любыми видами транспорта, фрахтование, оперативный лизинг, а также вспомогательные транспортные услуги, включающие в себя: погрузочно-разгрузочные работы, хранение и складирование, упаковку и переупаковку грузов, техническое обслуживание, буксировку, спасательные операции и сопутствующие им услуги.
Основными тенденциями российского рынка услуг являются: сокращение импортно-экспортных перевозок морским транспортом, относительно медленный рост предоставления услуг в сфере автомобильных перевозок. Сокращение перевозок морским транспортом можно объяснить уходом владельцев судов от излишнего налогообложения путем регистрации транспортных средств под флагами других государств.
Экспорт услуг грузового автомобильного транспорта затрудняют такие факторы, как:
отсутствие государственной поддержки, эффективного законодательства в области грузовых автоперевозок;
высокая степень износа основных средств, несоответствие инфраструктуры отрасли европейским техническим требованиям;
рост цен на энергоносители;
низкий уровень качества и безопасности перевозок;
отсутствие эффективных логистических технологий;
рост общих издержек на перевозки.
Незначительной является доля российских перевозчиков, предоставляющих транспортные услуги зарубежным физическим и юридическим лицам на территории иностранных государств. Основными перевозчиками из стран Евросоюза в РФ являются белорусские, прибалтийские и польские транспортно-экспедиторские компании. Прежде всего это связано с выгодным географическим расположением, а также эффективной политикой данных стран по отношению к рассматриваемой сфере деятельности, например в Польше существует государственная поддержка программы лизинга.
Формирование конкурентоспособного российского рынка международных автоперевозок предполагает создание соответству ющей инфраструктуры. Это касается и информационного обеспечения, поскольку единая информационная база перевозчиков позволяет значительно уменьшить порожний пробег, и материальной инфраструктуры, так как строительство логистических терминалов предполагает использование современных технологий переработки грузов, соответствующих международным стандартам.
Внешнеэкономическая деятельность российского железнодорожного транспорта может быть расширена за счет организации транспортировки импортных товаров из корейского порта Пуссан в Москву по Транссибирской магистрали. Такая перевозка занимает несколько недель, тогда как транспортировка по морю - несколько месяцев. Объемы перевозок между такими странами, как Япония, Республика Корея и Китай, и государствами Европы могут составить в следующем году, по предварительным оценкам, не менее 60 млн. т, из них контейнерных грузов около 27 млн. т. Объемы торговли между странами Европы и странами Азии в настоящее время составляют около 600 млрд. долл. и имеют тенденцию дальнейшего роста6.
Туризм является одной из наиболее доходных сфер мировой экономики.
В 2012 г. на долю туризма пришлось около 11% мирового ВНП, а в 37 странах туризм стал основным источником формирования государственного бюджета7.